Позитивный Позитано и другие. Часть 9

   Boris S. Gotman, Ph.D

   Продолжение

   Мы по-прежнему находимся  в церкви  Санта-Мария Ассунта.
 
   Напомню, главной её святыней считается икона "Чёрная Мадонна с  Младенцем",  о которой мы говорили в предыдущей части.

   Но в церкви есть  ещё одна Мадонна с Младенцем.
   
   Это деревянная скульптура,  датируемая, по одним источникам  XIII, по другим -  XVIII веком,  которую  называют  "Мадонна  Позитано с  Младенцем"  (снимок в правом верхнем углу на коллаже).
   
   По-моему, художественная ценность этой скульптуры несравненно выше иконы, но … не было чудесного её появления!
   
   Хотя, как по мне, вырезать такой шедевр и является настоящим  чудом! 

   Но в Италии всегда было много искусных скульпторов и мастеров, поэтому искусство здесь чудом не считают…
      
   Статуя "Мадонна  с Младенцем Христом"  и  одна из главных  реликвий  Амальфитанского побережья  -  серебряный бюст покровителя Позитано Святого Вито  находятся в  часовне  Святого Стефана, расположенной справа от большого алтаря.
    
   Больше перечислять чудес внутри  Санта-Мария Ассунта не буду.

   Заинтересовавшийся читатель может найти их описания и фотографии на сайте  ray-na-zemle-positano,  узнать, что церковь построена на развалинах древнеримской виллы, фрагменты которой можно увидеть сквозь остеклённые участки пола.
    
   И ещё  на этом сайте можно увидеть  светящуюся  картину  "Чёрная Мадонна с  Младенцем"  художника из Латвии  Виталия Ермолаева, подаренную им  жителям Позитано в 2010 году  в честь празднования 800-летия явления иконы в Позитано.  Кстати или некстати, но на указанном сайте эта картина ошибочно названа "Позитанской Мадонной".
    
   Явление  иконы "Чёрная Мадонна с  Младенцем" празднуется  ежегодно 15 августа.  Так что желающие ещё могут успеть  к  806- летию!
    
   В предыдущей части репортажа  я поместил  вид на  церковь  со стороны моря.
   
   Здесь же, на нижнем снимке слева представлен  вид на неё   из другой известной и необычной церкви Позитано -  церкви  Мадонны  делле Грацие,  переименованной народом в Кьеза Нуово  –  Новую церковь.
    
   Новая Церковь видна на моём снимке вверху.
    
   Хотя она не менее интересна, чем  церковь Санта-Мария Ассунта, туристы -"однодневки" в неё обычно не попадают – надо карабкаться вверх по крутым переулкам и лестницам или довольно долго ехать по серпантинам городским автобусом.
    
   Раньше в верхней части Позитано находились  богатые деревеньки.  Поэтому Новая Церковь, как мне кажется,  более аристократична.  Будет возможность – посмотрите сами.
   
   Кьеза Нуово  построена  по типу Древнего Пантеона в Риме,  но с элементами барокко.  Нельзя не упомянуть о том, что судьба римского Пантеона особо интересна – построенный  как языческий храм  всех Богов, он не был разрушен христианами,  а  "переосвящён"  в Храм всех Святых.

   Характерная особенность Кьеза Нуово  – эллиптическая форма купола.
   
   По мнению специалистов, на её архитектурный облик оказали большое влияние работы    Франческо Борромини,  он же Франческо Кастелли (25 сентября 1599 — 2 августа 1667),  великого  итальянского архитектора, работавшего в Риме. 
   
   Его считают наиболее радикальным  представителем  раннего барокко.

   В построенных им зданиях  характерно  отсутствие прямых линий, изобилие затейливых и причудливых архитектурных деталей, усложнённая планировка интерьеров  с  головокружительными перепадами уровней.  Окружности  он неизменно предпочитал эллипс.
 
   Интерьеры тоже необычны – часовни расположены радиально, поэтому главный алтарь образует кольцо.

   Но вернёмся на Пьяцету Санта-Мария Ассунта.
 
   На ней,  рядом с церковью высится элегантная колокольня,  построенная в 1707 году неизвестным монахом-капуццином (мой нижний снимок справа).

   Над входом в колокольню виден мифический позитанский морской дракон,  а над ним - памятная плита в честь позитанца Флавио Джойя,  который,  по мнению итальянцев, в 1302 году изобрел современный  магнитный компас. 

   Плита была открыта в 1902 году в честь празднования 600-летия этого граниозного изобретения.
      
   Памятники  Флавио Джойя стоят  в Неаполе и в Амальфи.
    
   Красивую  легенду  изобретения  Флавио Джойя  компАса  читатель может узнать в одной  из следующих частей репортажа.
   
   Продолжение следует…


Рецензии
Здравствуйте, Борис!
Как всегда, у вас красиво и познавательно!
Но я читала, что компас изобрели китайцы.
Но они наверное скрывали свои изобретения, вот и пришлось заново экспериментировать и в Европе. Теперь буду знать это красивое имя - Флавио Джойя.
С уважением,

Светлана Петровская   13.07.2022 17:59     Заявить о нарушении
Добрый день, Светлана! Идеи изобретений "носятся в воздухе". Иногда от идеи до её практического воплощения проходят "века и страны". Так и с компасом. В очерках, которые начал публиковать (Первый трансатлантический), в популярной форме говорится и о навигационных приборах. С уважением,

Борис Готман   14.07.2022 15:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.