Мгновенья дивных встреч Элина Быстрицкая

МГНОВЕНЬЯ ДИВНЫХ ВСТРЕЧ
ЭЛИНА БЫСТРИЦКАЯ

10 июля 2016 года

Я уже не помню, что это были за полит-деловые посиделки на Ильинке, мне к ним даже придумали роль вице-президента компании, хотя я им никогда не был.
Всё объяснялось предельно просто – там надо было выступать, обязательно, а юное и несколько поверхностное руководство компании, где я работал в роли главного редактора газеты, делать этого не хотело.
Я сопротивлялся, а потом согласился.

 
Главным условием, которое я только и поставил, что буду говорить то, что считаю необходимым. Руководство согласилось и с этим.
Но если бы я знал, как буду вознаграждён этим совершенно безликим мероприятием, я бы бегом побежал в этот «барский» зал, и сторожил бы своё место, которое мне, почему-то, отвели в президиуме.

 

Рядом со мной, когда я уже сидел в президиуме, служка подвёл и посадил царственную Элину Авраамовну Быстрицкую.
Конечно, некоторое время я привыкал к именитой и знаменитой актрисе.
А привыкнув – захотел с ней поговорить.
Не думаю, что и она очень внимательно вслушивалась в те слова, что произносились с трибуны этого скучного мероприятия, где она, как и многие иные, модный в ту пору Семигин, играли роль «свадебного генерала».
Смеюсь и сейчас, но я как-то сформулировал ей вопрос, первый, об Аксинье, что она, повернувшись ко мне, так и спросила: «Чего?!!»
Помните ту интонацию и её взгляд, с коим она обратилась к Григорию Мелехову, когда он, в первых кадрах фильма, на сенокосе, сказал ей: «Твои волосы дурнопьяном пахнуть».

 
Помните эту сцену?
И молнии из глаз брызнули.
Вот именно так она ответила и мне.
А суть вопроса была проста: я ей как-то сказал, что Аксинья – палач любви, палач судьбы и Григория, и Натальи, и разнелюбого Степана, к которому она возвращалась несколько раз от Григория, даже Листницкого, который воспользовался ситуацией и пригрел, на время, Аксинью у своего сердца.

 

И вот она мне и ответила этим: «Чего?!!, а потом заинтересованно стала беседовать со мной.
Я не хочу сказать, что она со всем со мной соглашалась, нет, этого не было, но не было уже и той бескомпромиссности, с которой начался наш разговор.
Всё же – она была актрисой, выдающейся, потрясающей красоты, но истории и нравов земли, на которой произросли мои деды-прадеды, не знала.
Женщину, которая бы дерзнула так себя противопоставить всему хутору Татарскому, просто запороли бы плетьми.
Или сожгли в курене, подперев дверь.
Отец Натальи ведь тоже был не последний человек, да и Митька Коршунов, брат её, не остался бы в стороне.
А она бросила вызов всему хутору. Не хватило бы её сил…
И вот всё это я её сказал в разговоре, в самом его начале.
Но самое главное, против чего Элина Авраамовна возразить не могла, я сказал, что если и есть символ высокой любви, сердечности и совести, то это Наталья.
И Аксинья выглядит просто палачом этого человека, этой святой и голубиной души.
Она заулыбалась.
Я продолжил: «А Вам не страшно было, даже играя, встречаться на хуторе генерала Листницкого с Натальей? Это же какой страшный грех на душу взять – мать от отца, двух детей, забирать?
Да ещё и так грубо, страшно, проклинать её».
И, действительно, это была самая страшная сцена.
Она даже страшнее сцены проклятий Натальей Григория во время грозы.
Вспомнили, как Ильнична, мать Григория, её отговаривала и призывала просить у Бога прощения за эти проклятия? Заслуженные…

 
И неожиданно Быстрицкая произнесла:
«А от чего же Вы наделяете мою Аксинью, теми чертами, за которые я не могу нести ответственности? Это ведь работа автора романа и режиссёра. И я была обязана играть то, что мне было велено».

 

И как-то очень тяжело при этом вздохнула.
Никакой биографии я пересказывать этой великой актрисы я не буду. Она всем известна. Но та общая черта, что объединила её, Васильеву, Доронину, многих иных, отсутствие семьи и детей, привело к тому, что все эти великие актрисы были односторонне и развиты, и подготовлены к жизни.
К несчастию.
Они не знали жизни во имя других, они жили лишь для себя.
И когда буквально несколько дней назад в какой-то передаче Великая Актриса пыталась утверждать, что кошечки и собачки – и есть члены её семьи, это страшно.
Ничто не заменит ребёнка, его лепет, его влияние на всю жизнь человека. На всю жизнь людей, которые объединили свои судьбы.
Мне пришлось видеть Элину Авраамовну, вместе с её постоянным спутником Клюевым, и в спектакле: «На всякого мудреца – довольно простоты».

 
Прекрасный спектакль, великие и  интересные актёры.
И тут вспомнилась история Клюева, которую он не раз рассказывал: он – молодой артист и ему, простите, надо было завалить Быстрицкую в копну.

 
И он этого не смел сделать, всё уж больно деликатно обходился с прославленной Артисткой.
И когда их дубли что-то невозможно затянулись, и всё как-то не получались, Элина Авраамовна, совершенно неожиданно для Клюева, покрыла его витиеватым матом, и заявила: «Ты, что, бабу в копну завалить не можешь?»
Клюев утверждал, что после такого «благословения» всё у него получилось так, как надо и Быстрицкая смеялась после этого, лукаво поглядывая на молодого и растерянного актёра.
Здоровья Вам и счастья, милая Элина Авраамовна.
Пусть ещё долго Вы будете нас радовать и на сцене театра, и в фильмах, и в Ваших прекрасных передачах, где в полный голос звучит жажда прекрасного и пути его достижения.
Спасибо Вам, что Вы есть и мне выпало великое счастье встретить Вас в жизни.
К слову, последняя фотография в этой вещи из “Бабьего Яра».
Там всё родство Элины Авраамовны и осталось, встретив бандеровскую пулю…
И ещё: у тогдашних кумиров не было никаких охран, не хвастались они загородными замками, их просто не было.
Они жили среди нас, были доступны и скромны, ходили в те же магазины, к тем же врачам...
А только вчера смотрю - Таисия Повалий, господи, весьма посредственного дарования человек, заявляет: "А мы уволили своего охранника, плохо исполнял свои обязанности".
Окружили себя кордонами охраны киркоровы и басковы, самопровозглашённые "примадонны" и её многочисленные мужья, бывшие.
Разве так было в наше время?
В этом просто не было никакой нужды.
Всенародная любовь охраняла народных любимцев лучше любой, самой вышколенной охраны.


Рецензии
Иван Иванович, необыкновенные встречи подарила Вам судьба и жизненные диалоги.
Спасибо что поделились.

Лора Шол   22.04.2020 21:56     Заявить о нарушении
Спасибо, милая Лора. Всегда рад Вашей весточке. Добра и счастья.

Иван Кожемяко 3   01.05.2020 00:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.