Корабль дураков или тайный язык кабацкой Голи

                "Отличительнейшая черта в наших нравах -
                есть какое-то веселое лукавство ума,
                насмешливость и живописный
                способ выражаться", - А.С. Пушкин.

  Сегодня среди российской молодежи очень распространены разнообразные сленговые выражения. Как правило, они составляют некую “дворовую культуру” и ребенок впитывает их еще со школы. Детям в школе учителя часто говорят, что ругаться матом плохо и даже иногда ставят двойки за “поведение” наиболее отъявленным “рецидивистам”. Причем “репрессии”, как правило, идут от учителей русского языка и литературы, ратующих за чистоту родной речи.  Стоит отметить, что мало кто в наше время, не только из преподавателей, но и из обычных людей понимает разницу между сленговым жаргоном (который в не таком уж далеком прошлом именовался “блатной феней”) и обыкновенным матом. Эти два совершенно различных понятия в настоящее время слиты воедино, и скорее носят образ некоей психологической игры между “кланом взрослых”, в задачи которых входит наказывать и “учить правильной жизни”, и представителями “клана детей”. Мотив, толкающий детей на употребление подобного жаргона, на мой взгляд, состоит из двух основных целей, которые необходимо четко разграничить. Во-первых, подросток прекрасно понимает, что “взрослые” составляют в настоящий момент для него иную психологическую культуру с иными ценностями, поэтому использование мата скорее нацелено на повышение социального статуса внутри собственного “клана”, в то время как употребление особого сленга представляет собой метод тайного языка, понятного лишь тем, для кого он предназначен, то есть для общения представителей “клана” между собой.
  Сами того не осознавая, дети с точностью копируют модель, на которой было построено большинство тайных обществ древних времен. Более того, частично, хотя и в сильно искаженном варианте они используют тот же самый язык, практиковавшийся в старинных братствах бродяг, разбойников и праздных гуляк. Эта система представляет собой огромный и доныне очень малоисследованный пласт так называемой “народной” культуры. Так что школьные учителя весьма заблуждаются, называя подобные выходки проявлением “бескультурья”.
  Русское слово “бродяга” или “гуляка” характеризует человека, как бы выброшенного на обочину общества, т.е. этот человек буквально ходит “по краю”, балансируя между общественными моральными принципами и социальной интеграцией с одной стороны, и полным безумием и постоянной угрозой собственного существования с другой. Подобное “закаливание” характера человека создает в нем ощущение одновременной оторванности от слаженной деятельности социальных групп, зависящих и влияющих друг на друга, а также чувство блуждания “по краю”, где “лижут пятки языки костра”; именно так пелось в известной песенке разбойников мультфильма “Бременские музыканты”. Дело в том, что множество человек, вынужденных существовать в подобном состоянии “вне общества” очень быстро поняли, что они могут создать вобщем-то отдельное объединение со своими законами и правилами, свою “Республику ШКИД”. В разные времена их называли по-разному; в России – босяками, оборванцами, голытьбой или “голью кабацкой”,  офенями или коробейниками, а в Европе – уличными паяцами, шутами (Дураками/Фокусниками/Факирами), а также вагантами. Их самоназвание было – гульярды или “дети Голя”, по некоторым данным представлявших из себя отдельный и тайный Орден со своими целями и задачами и четко организованной “сетью”. Их современными представителями является братство так называемых “вольных каменщиков” или масонов, которые, однако, сами осознают свое наследие в весьма ограниченном виде.
  Рассвет этой культуры в Европе пришелся на 15 век. Целый ряд высокообразованных авторов той эпохи обращались к так называемому “тайному языку темных людей” или Арго. Этот язык представляет собой шифрованные послания, записанные на особом сленге в произведениях литературы и искусства внешне ничем не примечательных для обычных людей. К числу таковых можно отнести, например, книги Франсуа Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль” или не менее известную книгу немецкого сатирика той же эпохи Себастиана Бранта – Корабль дураков. Примечательно то, что образ корабля в данном случае отсылает к широко известному в те времена античному мифу о похищении Золотого Руна греческим героем Ясоном на корабле, имя которому было Арго. Руно представляло собой достижение некоей высшей философской истины, а команда, плывшая вместе с героем, как бы разделяет участь их “главаря”, который, словно Шут из колоды карт Таро, проходит “по краю” бездны между Сциллой и Харибдой, достигая освобождения от всех обусловленностей социальной среды. Множество подобных литературных шедевров было написано в ту эпоху в форме сатиры. Огромное влияние на данную литературу оказала анонимная публикация “Книги Бродяг” или Liber vagatorum, открыто повествующая о тайных королях воров и нищих, а также о сленге, которым они пользовались для передачи и шифрования своих вербальных и письменных посланий друг другу. В основе этого языка лежал язык идиш (наполовину еврейский, наполовину немецкий), а также цыганский.
  Вы спросите – “А какое отношение все это имеет к нашей, русской культуре?”. Дело в том, что в народной культуре дореволюционной России бытовал язык, называемый “блатной феней” или, по-еврейски “офен” – способ выражения. Главным образом, он сохранялся в уголовной среде. Его корни уходят к мелким торговцам, свободно путешествовавшим по территории России во времена все того же 15 века. Это – классический образ цыгана, старого еврея или вольного пилигрима с арбой, которые перевозили или изготовляли мелкие предметы бытовой утвари, иконы и галантерею. Естественно, влияние, оказываемое на население при помощи этих предметов, а также символов и сленга, отображавшегося на них, невообразимо огромно. Можно привести несколько примеров сленговых слов, использующихся в просторечии и по сей день:  Блат (немецкий идиш Die Blatte) – означает клочок бумаги, т.е. документ; Хана (иврит. “остановка в пути, привал”) – отсюда Та-хана (Таганка), т.е. место привала. Чуве (иврит. Тшува – разрыв, раскаяние, уход из воровского мира) – отсюда слово “чувак” и т.д. Самое интересное то, что данный сленг практически идентичен по своим корнеобразованиям как на территории древней Европы, так и на территории России, что дает повод предположить наличие некоей официальной линии пропаганды, идущей из единого центра “Ордена” по принципу сети.

  Стоит отметить, что данное социальное явление в настоящее время сильно деградирует. Тайные общества, использовавшие ранее нечто похожее на язык “темных веков” упразднило “искусство гримас”, как в древности называлось это ремесло, и практически им не пользуются. Дворовая культура также деградирует по причине того, что уже мало кто понимает разницу между вульгарным матом и настоящей “Блатной феней”, языком, на котором разговаривали тайные короли и беглые рыцари, укрывавшиеся в лесах от преследований социальных институтов.   
  Культура образованных “дервишей”, странствующих пилигримов, благородных пиратов и отшельников-старцев в России больше не существует, сейчас на таких людей все больше смотрят с нескрываемым отвращением, помечая обидными ярлыками – БОМЖей или лжецов-мерзавцев, либо полностью опустившихся, либо наживающихся на простых людях, не имеющие никакого понятия о чести и благородстве.


Рецензии
Как факты из небольшого отрезка изтории - интересно.
Но.
О сути - мало.
Учитывая, что автор ссылается на древность.
Наверное.
Можно соотнести с языками каст, существующих ещё на памяти, в частности, в Индии.
И более древних истоков подразделения масс на Человеков (разных степеней созревания, от смердов до Азов ) и нелюдей (от нежити до бесов и кощеев).
Соответственно и языки были разные.
Однако по сию пору, смешались.
и их смешивают.
Специально, чтобы затереть суть.

Солнца Г.И.   13.07.2016 16:15     Заявить о нарушении