Религиозный символизм монументов Площади Победы

      Посвящается памяти скульптора и живописца Федора Кузьмича Сушкова.


      Предисловие.

      Друзья!
      Вот наконец и настал черед для публикации одного из моих самых неоднозначных произведений...
      Неоднозначного, прежде всего по неожиданности подхода (с религиозной точки зрения) к рассматриваемым скульптурным композициям установленным на Площади Победы, в г. Воронеже. Оно было написано мной, в конце зимы 2015 года, в год празднования 70-ти летия Великой Победы, а также в год проведения масштабной реконструкции памятников Площади Победы..
      Я долго сомневался в правильности выбранного подхода. Уж слишком неожиданными показались мне вещи, которые я тогда посчитал интуитивно правильными. Но интуиция, - коварная штука! Никогда не знаешь, в какой момент она подведет...
      В этом плане, обычный здравый смысл - надежней! Хоть и не может дать таких творческих озарений!
      Я уж было посчитал, что написал свое произведение "в стол". Однако, в мае 2016 года вышел очередной номер очень популярной воронежской газеты "МОЁ!" (см. Том 18 (1120) за 3 - 9 мая 2016 года), в котором публикуется статья под заголовком: "В главных воронежских монументах зашифрованы религиозные символы", автор, - Евгения Гвозденко (см. стр. 8-9 упомянутой газеты).
      И вот, когда весной этого года (2016 г.) я натолкнулся на фразу из этой статьи: "Мало кто знает, что Фёдор Сушков мечтал создать ещё одну стелу, которая символизировала бы сошествие в мир Святого Духа", - то окончательно понял, что в проделанной мной годом раньше работе, при всей ее неоднозначности, имеется здравый смысл! Возможно мне удалось расшифровать истинный замысел скульптора Ф.К. Сушкова. Жаль, что у него уже нельзя ничего узнать...
      Саму же оригинальную статью Е. Гвозденко вы можете прочитать на онлайн-ресурсе газеты "МОЁ!", по адресу:
      http://newspaper.moe-online.ru/view/240644.html.
      Всем заинтересовавшимся читателям, перед знакомством с моей рукописью, рекомендую ее к прочтению!
      По некоторым вопросам, наши мнения с автором статьи сошлись, - по другим же, мне мой текст показался более подробным. Чтож, именно собрав все для себя  воедино вы и сможете получить исчерпывающую картину!
      Ну и повторюсь, моя работа была выполнена на год раньше (в 2015 г.), хоть я ее тогда, по известным причинам, и не афишировал. Все-таки религиозный взгляд на скульптурные композиции Площади может быть весьма спорен... Единственное, что на момент ее написания мной в 2015 г., придавало мне уверенности в своей правоте, так это было то, что главный скульптор этого Памятника - Ф. К. Сушков - работая с 1990-х годов преимущественно в живописи, создал ряд произведений и на БИБЛЕЙСКИЕ СЮЖЕТЫ(!).
                * * *
      Что, ж приятного чтения!
      То, что вы сможете прочесть далее, в тексте ниже, воспринимайте исключительно как мое ИМХО. Вы можете и не разделять мою точку зрения на предмет обсуждения... Это ваше право... У каждого свое собственное мнение.
      От автора, 2016 год.

                * * *

      Комплексный анализ скульптурных композиций на  Площади Победы (2015 г.)

      Сегодня пойдет речь об еще одном, скрытом от обывателя, смысле скульптурных композиций установленных на Площади Победы, в г. Воронеже.
      И первое, на что может обратить внимание человек, впервые знакомящийся с данным объектом по спутниковой карте: это четыре последовательно размещенных прямоугольника, образованные контурами цветочных клумб. Сама же Площадь, как и положено, видится из космоса как довольно вытянутый прямоугольник. Остальные подробности скрыты низким качеством изображения. В принципе, ничего необычного, хоть и смотрите с высоты, не видно...
      Впрочем, вопреки одно время широко распространенному мнению, в СССР Великая отечественная Война продолжалась не 5, а округленно, 4 года. Четыре! Именно это количество клумб и размещено на Площади. Число клумб по другую сторону от Стелы (2 клумбы) округленно совпадает с числом лет приходящихся на Первый период войны (01.09.1939 года по 21.06.1941 года).
      Исследование начнем непосредственно с Памятника.
      Если мы пересчитаем фигуры изображенных людей, нас ожидает приятный сюрприз: двенадцать взрослых и один младенец - на руках у молодой женщины. На ум сразу же приходит аналогия: Иисус Христос (младенец) и 12 апостолов.
      А теперь, например, вспомним как выглядит икона Казанской Божией Матери - одна из самых чтимых икон Русской православной церкви. Так вот, скульптурное изображение матери с младенцем своей композицией ее поразительно напоминает!
      Как сказал Иерей Александр Шумский: "Слышите, русские люди, мы победили! Победили заступничеством Богородицы, победили силой русского духа, русской воли и русской веры, которая сохранилась в чистоте и непорочности среди мерзости греха и сребролюбия<...>".
      А вот как в Библии описывается небесное воинство: "…я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его (3Цар. 22:19)".
      Посмотрим еще раз внимательно на Памятник. Как ни странно, центральное место в скульптурной композиции занимает вовсе не знаменосец!
      Мысленно разделим Памятник: справа у нас окажется знаменосец со знаменем и еще три фигуры. Слева же молодая женщина с младенцем и еще семью фигурами. Эти семь фигур выстроены таким образом, что напоминают очень сильно расширенный в верхней части символ "V", то есть "Victoria", что, как вы знаете, в переводе с латыни означает "Победа".
      Также, число семь является сакральным числом в христианстве.
      Семь дней Творения. Седьмой день недели священный - воскресенье. Иисус Христос воскрес в этот день, тот день надо посвятить Богу. Семь добродетелей: целомудрие, умеренность, справедливость, щедрость, надежда, смирение и вера.
      Семь прошений молитвы «Отче наш»:
      1. «да святится имя Твое».
      2. «да приидет Царствие Твое».
      3. «да будет воля Твоя и на земле, как на небе».
      4. «хлеб наш насущный дай нам на сей день».
      5. «прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим».
      6. «не введи нас в искушение».
      7. «избавь нас от лукавого».
      Отче наш, также Молитва Господня - главная молитва в христианстве. Согласно Евангелию, Иисус Христос дал её своим ученикам в ответ на просьбу научить их молитве.
      Задним фоном же Памятника, по задумке архитекторов, было небо! Из за этого архитектурного решения создавалась впечатляющая зрительная иллюзия: схождение "с небес" фигур, находящихся слева и справа от женщины с младенцем.
      Знаменосец же, вместе с тремя фигурами справа, таким эффектом не обладает. По своей символике они наиболее точно соответствую земному пути народа, выступившего под хоругвями в борьбу с захватчиками. И в этой борьбе его поддерживает всё Небесное воинство, сошедшее с небес, Богородица, Иисус Христос с двенадцатью апостолами. И народ, вступивший на путь борьбы становится на один с ними уровень. Более того, если верхние части фигур имеют вполне узнаваемые очертания. то ниже, их одеяния продолжая свободно струится вниз, рождают сходство со свободными одеяниями апостолов.
      И раньше, не было за Памятником никаких ни деревьев ни домов! Это уже наши с вами современники постарались!
      При взгляде на Памятник с противоположного конца Площади, скрадывается его объемность. В этом скрыт интересный момент: женщина с ребенком находится гораздо ближе к его фронту, чем другая знаковая фигура знаменосца. Казалось бы, именно за ним (по нашему житейскому опыту) и должны все идти. Ан нет! Не так. Женщина с ребенком первее! Но все это видно, только при боковом взгляде на скульптурную композицию!
      Обратите вникание на прилагаемое к статье фото! На нем очень хорошо видно, по глубине падающей тени, насколько женщина с ребенком выдвинута на передний план,  относительно всей скульптурной композиции!
      Есть мнение, что в ее лице (женщина с ребенком) изображена Родина-мать. Но, обычно ведь как: Родина мать - зовет! А здесь... В общем сами смотрите. Для меня более логичным представляется ассоциация матери с ребенком как символическое изображение Богородицы.
      Ну, а может, я все таки ошибся, увидев в Памятнике сходство с 12 апостолами?
      Вот что пишет "Википедия" (привожу с сокращениями):
      "Двенадцать апостолов - ближайшие ученики Иисуса Христа. Существует обычай изображения всех двенадцати апостолов одной иконой или барельефом. К примеру, в Санкт-Петербурге была Борисоглебская церковь (Храм во имя святых Бориса и Глеба на Калашниковской набережной), в которой по периметру купола были расположены поясные барельефы всех апостолов".
      Борисоглебская церковь - памятник архитектуры Санкт-Петербурга, разрушенный в 1975 году. Разрушенный в 1975 году! А, как упоминали выше, открытие Площади Победы состоялось 9 мая 1975 г. в честь 30-летия Дня Победы. Вот такие совпадения!
      А перед Памятником, в лучших советских традициях горит вечный огонь. Разумеется, сама горелка оформлена в виде звезды. Какой же ближайший аналог такой горелки имеется в христианстве?
      Вечный огонь - является символом неугасимой лампады! А что же лампада? Слово лампада имеет греческие корни и означает буквально - светильник горящий перед святыми. Такой светильник является символом молитвы Всевышнему и просьбой о милости к оставившему этот мир.
      "Скульптурная композиция Памятника олицетворяет собой весь советский народ, поднявшийся на борьбу с врагом". Воистину, народ, выстоявший в этой войне и не сломленный - святой народ! Ну, а лампада - это не просто светильник, это символ света и божественной любви к людям. Пламя же ее олицетворяет непоколебимую веру Иисуса в свой народ! Так же она (лампада) олицетворяет божественный огонь, спустившийся на апостолов церкви.
      Сама же звезда, тоже не вчера родилась.
      Многие тысячелетия пентаграмма олицетворяла собой символ добра и света. Первые известные изображения пентаграммы датируются примерно 3500 г. до н.э. Изображения пентаграмм встречаются на египетских статуях. Угол пятиугольника составляет 72 градуса -  что соответствует углу вращения в молекуле ДНК.
      В христианско-тринитарной символике пентаграмма представляет собой пять ран Христа или, в более изощренном прочтении, световое постижение двух великих мистерий веры: Троицы и двойственной природы Христа (Человек - Бог).
      Имеется на Площади и своя "Западная стена" - по расположению относительно самой Площади.
      Двигаясь параллельно ей к южному концу Площади приходим к Стеле, состоящей из двух параллельных колонн, на вершине которых находится орден Отечественной войны I степени. В основании Стелы находится пятиугольник высотой около 1 метра, облицованный красным гранитом.
      Высота Стелы 40 метров. С числом 40 в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа связаны два события:
      - перед началом проповеди Царства Небесного, Спаситель мира, удалившись в безводную Иудейскую пустыню, постился 40 дней, ничего не вкушая (Мф. 4:2; Лк. 4:2);
      - воскресший Господь до Своего вознесения оставался на земле 40 дней (Деян. 1:3) - 40 дней от Пасхи до Вознесения - период неприкосновенности и время права на убежище.
      Какая еще интересная аналогия рождается при взгляде на Стелу с северного конца Площади? Правильно! Она напоминает свечу. Особенно обратите внимание на самую ее вершину. Она не просто заканчивается острием или прямоугольным обломком, как у меча, ее концовка поразительно напоминает обгорающую на ветру свечу, когда ветер, сдувая пламя, усиленно оплавляет свечу с одной из сторон. Как знать, может архитекторы сознательно придали ей именно такую форму. Вот если б можно на вершине бы еще и настоящий огонь зажечь, - тогда бы сходство было бы полным. Но, так никто не делает, по техническим соображениям. И поэтому Стела является просто символом - символом свечи. А Стел как вы помните две - стоящих рядом параллельно друг другу. Стелы - это свечи.
      Для христиан, свеча это:
      - жертва, символ молитвы, с которой молящийся обращается к Богу.
      - выражение Божественного Света, сияющего в мире, свидетельство Веры, причастности человека к Божественному Свету, она символизирует Христа, как воплощенного на земле Света, Любви к Миру.
      В Православной Церкви две свечи по обе стороны алтаря выражают двойственную природу Христа - человеческую и божественную, Алтарь же - святое место. Здесь совершается Бескровная жертва за всех и за вся. Поэтому алтарь есть место Победы.
      Ну, а что же на Площади может быть символом алтаря? Алтаря Победы? Помните, как мы писали выше: в основании Стелы находится пятиугольник облицованный красным гранитом. Вот в принципе и можно считать его таковым. Это сходство усиливается, если входить на Площадь Победы как и положено со стороны Проспекта Революции, оставляя фонтан по правую сторону. Двигаясь в сторону Стелы, мы двигаемся на восток. А в большинстве православных храмов вход находится с западной стороны, а алтарная часть с восточной. Что мы и видим в нашем случае. И сводом такому нерукотворному храму служит сам небосвод.
      Фонтан же, в христианстве, означает: искупление и очищение водами живыми, поток Логоса, родник жизни, он имеет отношение к бессмертию: он есть Дух Святой..
      Подводя итог, в рамках отрытых выше символических значений, скульптурные композиции на  Площади Победы, по моему мнению, могут иметь следующий смысл.
      Советский народ, вооружившись помощью Пресвятой Богородицы, вместе со всем Небесным Воинством, во главе с Иисусом Христом Господом нашим и Двенадцатью апостолами, под святыми хоругвями выступил на борьбу с захватчиками-иноверцами. Воздавая дань его подвигу мы символично устилаем цветами весь его путь к Победе. Все четыре года (четыре цветочные клумбы). Народ, выстоявший в этой войне и не сломленный - святой народ! Светильник же горящий перед святыми - Вечный огонь, символизирует свет и Божественную Любовь к людям. Его пламя олицетворяет непоколебимую веру Иисуса в свой народ. Такой светильник является символом молитвы Всевышнему и просьбой о милости к оставившим этот мир.
      И все мы горячо молимся за всех погибших, обращаясь к Богу - свеча, символ молитвы - положивших свои жизни на Алтарь Победы и обретших бессмертие через Духа Святого...

      P.S.
      СУШКОВ Федор Кузьмич (11.03.1923 - 12.07.2006), скульптор, живописец, член Союза художников (1961), почетный гражданин Воронежской области (2005). Участник Великой Отечественной войны. Монументальные скульптуры работы Сушкова установлены на территории Воронежской области: городе Нововоронеж, селе Верхний Мамон и в других населенных пунктах. С 1990-х года работал преимущественно в живописи, создал ряд произведений на библейские сюжеты.

2015

Если понравилось (или было полезно),
вдохновить автора к новым свершениям можно вот так: http://proza.ru/avtor/tarser


Рецензии