На переломе. 1914. Глава 6

1. В прошлой главе мы начали разбираться с тем, как использование матрицы идентичности помогает по новому понять один из важнейших  документов, связанных с экзистенциальным кризисом позднеимперской России Пушкинскую речь (1880) Достоевского. Стараясь нащупать подлинные внутренние, а не (с его точки зрения)  внешние, революционные пути выхода из этого кризиса Достоевский обращается к творчеству Пушкина. Но какое же отношение имел Пушкин к тем глубоким социальным процессам, которые происходили в это время в России: развитие рынка и промышленности, постепенный упадок старого феодально сословного общества и нарождение нового буржуазного, обнищание значительной части крестьян, появление пролетариата, подьем революционного движения и распространение социалистических идей?
 
2. Достоевский никогда, а в особенности в эти последние годы жизни, не был кабинетным мыслителем. Он был не только великим писателем, но и очень активным публицистом и полемистом, его наблюдения и зарисовки или по крайней мере острые отклики на все перечисленные выше (и многие другие)общественные процессы можно найти буквально на каждой странице его Дневника Писателя.

3. Я отнюдь не собираюсь идеализировать Достоевского, у него можно найти и серьезные ошибки и предрассудки, например антисемитизм, который нередко окрашивает и (соответственно мешает воспринимать)критику рыночной эгономики, и связанной с ней инструментальной регрессии экзистенциальной пропозиции (об этих понятиях можно прочесть в моей книге Реальность Смысла, где я подробно разбираю их на примере рабовладельческого Юга США середины 19 века). Замечая и выделяя хищническое поведение еврейских капиталистов, откупщиков, арендаторов и спекулянтов Достоевский в упор не видит нищеты еврейских масс черты оседлости, зажатых мертвой хваткой дискриминационной политики царских  властей, которая совершенно не мешала той же царской бюрократии вступать в активное деловое сотрудничество с теми же капиталистами, откупщиками и спекулянтами, на которых такие дискриминационные ограничения не распространялись.

4. Вопрос о роли "рыночных меньшинств" (таких как китайцы в странах Юго Восточной Азии начиная с 16 века, где процветающие китайские общины нередко становились жертвами ужасных погромов,особенно на Филипинах и в Индонезии,где последний такой погром произошел в конце 1990х годов, индийцы в Восточной Африке и т.д.)и их  искусной манипуляции местными власть имущими привилегированными элитами, которые при случае всегда могли таким образом свалить существующие в обществе проблемы на ненавидимых "чужаков", подробно рассматривается в интересной и получившей широкую известность книге американского социолога Ами Чуа "Мир в Огне" (2004.

5. Но если все таки, вполне отдавая себе отчет в этих проблемах с социальным анализом у Достоевского, постараться по существу вдуматься в то что он пишет, ему нельзя отказать в остроте и глубине постановки таких ключевых вопросов,как роль и место социализма, историческое соотношение между Россией и Европой и т.д. Но все же причем здесь Пушкин? Почему бы Достоевскому не сосредоточиться на Пушкинских художественных достижениях вместо того, чтобы упрямо настаивать на том, что только творчество великого поэта может помочь России найти подлинный выход из общественного кризиса, который он конечно не мог себе представить, так как умер задолго до него?

6. Стоит ли за этими утверждениями Достоевского о Пушкине нечто реальное и действительно значимое? Или же мы имеем дело с риторическим преувеличением объяснимым конечно всенародной любовью к творчеству Пушкина но по сути не имеющим никакого отношения к охватившему Россию в это время острейшему политическому кризису? Следовавшие один за другим покушения на царя, атаки революционных террористов на высокопоставленных бюрократов, декларации Народной Воли! И в этой обстановке разбор Евгения Онегина?

7. Для того, чтобы найти обоснованный ответ на этот вопрос нам придется в следующих главах внимательно присмотреться и к текстам Достоевского и к текстам самого Пушкина. Применение матрицы социальной идентичности поможет это сделать.


Рецензии