Тэлиотитологии история. 4 Гармония сфер

ВНИМАНИЕ! При цитировании и разработке размещенного на странице материала ссылка на автора(-ов) обязательна



ИСТОРИЯ ТЭЛИОТИТОЛОГИИ. «ГАРМОНИЯ СФЕР» КАК НАЧАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЦИКЛИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ЗВУКЕ И УСТРОЙСТВЕ КОСМОСА


Гармония сфер (гармония мира, мировая музыка) - античное и средневековое учение о музыкально-математическом устройстве космоса, продолжающее пифагорейскую и платоническую философские традиции. Суть гармонии сфер по Аристотелю в том, что движение небесных светил рождает гармонию, поскольку возникающие при этом движении звучания благозвучны, а скорости светил, рассчитанные в зависимости от расстояний между ними, выражаются числовыми отношениями благозвучий (консонансов). Платон говорит о «циклах», Аристотель о «небесных светилах», или «звездах». Позже понятие о гармонии сфер описывается как «небесная гармония», «небесная музыка», «мировая гармония».

Первым учение о гармонии сфер изложил Платон в десятой книге диалога «Государство» (616b-617d) в форме мифа о загробных путешествиях Эра. Это учение об октаве из 8 ступеней (звездное небо, Сатурн, Юпитер, Марс, Меркурий, Венера, Солнце, Луна) носило более философско-литературный, нежели математический характер. Здесь не было числовых отношений между ступенями октавы. Ступени рассматривались вложенными одна в другую, их края сверху имеют вид кругов на общей оси, так что снаружи они образуют как бы «непрерывную поверхность единого вала», а ось проходила через центр восьмого круга. Первый, наружный вал имел наибольшую поверхность круга, восьмой – наименьшую. Вращаясь (двигаясь циклично) в целом, все веретено совершало один оборот, а при этом вращении движении внутренние семь кругов медленно поворачивались в противоположном направлении. Быстрее двигался восьмой круг, затем седьмой, шестой и пятый, которые двигались с одинаковой скоростью, затем четвертый, третий, второй. Сверху на каждом из кругов «веретена» восседала сирена, вращаясь вместе с ним и издавая звук всегда одной, определенной высоты. Из восьми звуков было составлено согласие (лад) единой гармонии. Около сирен на равном от них расстоянии каждая на своем престоле, во всем белом, с венками на головах сидели мойры, которые пели, накладываясь на гармонию сирен.

В римской литературе пифагорейское учение о гармонии мира изложили Цицерон, Цензорин, Халкидий, Макробий, Боэций. В их интерпретации космическая музыка проецировалась и на человеческую деятельность, а воспроизводя небесную музыку на струнах земных инструментов и посредством пения, ученые люди открывали себе путь для возвращения на Небо подобно другим людям, которые, благодаря дарованию в земной жизни посвятили себя вдохновению, науке и знаниям, струящимся с Небес. Придав небесной гамме вид диатонической гиподорийской октавы, Боэций связал «мировую музыку» с «музыкой инструментальной» (струнами кифары), в основу которой была положена система октавных ладов (музыкальных циклов).

Идеи о гармонии мира были развиты в западноевропейской философской и музыкально-теоретической науке в Средние века и в эпоху Возрождения в работах И.С. Эриугены, М. Мерсенна, Р. Фладда, А. Кирхера, на средневековом Востоке концепция гармонии мира была изложена в «Послании о музыке» Братьев чистоты.

В Новое время концепция «музыки сфер» была развита И. Кеплером в трактате «Гармония мира». Каждой планете соответствовала своя мелодия. Отношению чисел, лежащему в основе музыкального интервала, соответствовало отношение максимальной и минимальной угловой скорости планеты (такое соотношение рассматривалось и для двух разных планет). «Музыка сфер» и связанные с ней числовые отношения позволили И. Кеплеру сформулировать третий закон движения небесных тел.

Помимо ученых гармонию мира искали и воспели писатели, поэты, композиторы: У. Шекспир («Венецианский купец» V.1), И. Гете (пролог к «Фаусту»), А. Блок («Ищу спасенья»), Н. Римский-Корсаков («Музыка сфер» для неосуществленной оперы «Земля и Небо»), П. Хиндемит (опера и симфония под названием «Гармония мира»). В 2006 г. минималист Г. Фокс написал «Песню сфер», используя астрономические данные орбит девяти планет Солнечной системы. В 2008 г. М. Олдфилд выпустил альбом «Музыка сфер».

Древние ученые пифагорейцы стремились выразить через игру на лире музыку (гармонию) сфер – высшее «звучание» планет, солнца, луны и их сфер, составляющее музыкально-математическое строение космоса, очищающее и врачующее душу. Через музыку они стремились постичь соразмерность гармонии души и космоса. «Образ гармонии сфер» долго доминировал в астрономии (И. Кеплер), в эстетике, искусстве Европы средневековья и Нового времени.

Из нескольких тысяч звуковых частот колебаний, доступных уху человека, в музыке используют меньше ста, например, у рояля восемьдесят восемь клавиш. Эти звуки сведены в высотную систему, называемую звукорядом. Естественно воспринимаются частоты, находящиеся между собой в простых числовых соотношениях: 1 к 2, 4 к 5 к 6.

Согласно современной темперации, одному музыкальному тону соответствует частотное соотношение 9 к 8, в котором находятся в октаве звуки ре и до, соль и фа, си и ля. Внутри октавы наряду с основным тоном четко воспринимается квинта, находящаяся с ним в соотношении 3 к 2. Современный звукоряд в пределах октавы, называемый гаммой, может быть семизвуковым (диатоническим), двенадцатизвуковой (хроматическим), пятизвуковым (пентатоническим).

Названия лада как упорядоченной последовательности звуков на различных языках звучат как «согласие», «порядок», «стройность», «мир». Аналогии с музыкальным рядом в различные эпохи в различных цивилизациях использовались как модель мироустройства. Например, в средневековой Англии искусство колокольного звона служило моделью космического хода времени. Переборы колокольного звона создавали у слушателей впечатление непрекращающихся перемен, заставляя искать в изменчивости переборов определенную мелодию, которой нет, несмотря на то, что бой колоколов подчинялся неизменному математическому правилу. Дж. Т. Фрейзер в работе «О времени, страсти и знании» написал: «Обобщая музыкальную космологию звонов, модель времени и музыки, можно перейти сначала к циклическому ходу жизни и ее возрастам, затем к истории человечества, а потом и Вселенной. Сам космос можно мыслить как перебор бесчисленных осцилляторов (циклических систем – прим. сост.), подчиненный принципам организации, которые в нем проявляются».

Древнекитайская космогоническая модель описывала мир по аналогии с гармоническим музыкальным рядом, в котором основной тон («тон желтого колокола») аналогичен «пути просветления». В работе «Весны и осени господина Люя» (III в. до н.э.) говорится: «Во времена великой мудрости и высочайшей разумности гармонический эфир Неба и земли воссоединяется и дает жизнь звучащему ветру. Солнце в своем движении по небосводу достигает точки летнего солнцестояния и образует определенную конфигурацию с луной, которая, звеня подобно колоколу под ударом ветра, производит двенадцать музыкальных тонов, соответствующих двенадцати месяцам-лунам». По мнению китайцев, подобно «пути просветления», упорядочивающему мир, «тон желтого колокола» упорядочивает общество, сходный с идеальным музыкальным ладом, действуя в качестве «резонатора» космической гармонии.

Многие из рассмотренных выше идей древних мыслителей легли в основу трактата И. Кеплера «Гармония мира» (1619 г.), в котором ученый рассматривал соответствия геометрических форм, физических явлений, в том числе музыки, устройству мироздания, увязывая математическое учение о гармонии с законами движения планет.

Уже в трактате «Тайна мироздания» (1596 г.) И. Кеплер описал гелиоцентрическую систему мира, включая известные к тому времени орбиты планет Солнечной системы, с помощью системы правильных многогранников. В схеме Кеплера каждый правильный многогранник имел вписанную (внутреннюю) сферу, касающуюся центров каждой грани, и описанную (внешнюю) сферу, проходящую через все вершины, причем центр у этих сфер общий, и в нем находилось Солнце. Орбиты планет в этой модели Кеплера точно не вписывались в многогранники, но расхождения между теорией и эмпирическими данными Кеплер объяснял тем, что реальные планетные сферы имеют «толщину». В то же время он не оставил попыток построения более точной модели, что и привело его в конечном счете к открытию законов движения планет.

Наряду с поисками геометрически совершенной модели мироздания Кеплер искал также связь между соотношениями планетарных орбит и учением о музыкальной гармонии. Как говорилось выше, представления о соответствии музыкальных интервалов и орбит планет были развиты в античной и средневековой философии. Понятие же о гармонии сфер (музыки сфер) было традиционной философской метафорой, изучаемой в европейских университетах в составе четырех основных наук. Кеплер отказался от использования Пифагорова строя, связав отношения в музыкальных интервалах с угловыми скоростями планет Солнечной системы, и заявил, что «Бог действует как великий геометр, но не нумеролог».

О предмете тэлиотитологии
http://www.proza.ru/2016/07/02/1011


Рецензии