Тэлиотитологии история. 8 Философия времени

ВНИМАНИЕ! При цитировании и разработке размещенного на странице материала ссылка на автора(-ов) обязательна



ИСТОРИЯ ТЭЛИОТИТОЛОГИИ. ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ВРЕМЕНИ

Время отражает последовательную смену явлений и состояний различных мировых форм. Мировые формы – это все, с чем сталкивается человек: формы материи, абстрактные категории, звуковые и температурные характеристики, различные виды речевого и музыкального развития и т.д.

Время и движение – две стороны единой данности – стороны развития всех процессов в мире, его постоянного преобразования. За пять минут минутная стрелка преодолевает двенадцатую часть круга, - это и есть пять минут. Не существует иного способа отсчета времени, его определения, кроме как через движение.

За один и тот же отрезок времени в физическом мире происходит большое число перемен, и каждый из промежутков времени – это набор большого числа всех происходящих изменений. Промежутки времени могут быть сколь угодно малы, но миг (момент времени) - это вертикаль событий, аккорд состояний, в котором отражено изменение вещей и текущее преобразование. Поэтому всем временнЫм отношениям в мире свойственна определенная длительность, представляющая собой последовательность расположенных друг после друга моментов и состояний.

Каждый отрезок времени уникален, неповторим как событийный аккорд. Даже статичные формы изменяются, поскольку находятся в контексте постоянно меняющегося окружения. Например, любой педальный аккорд, исполняемый валторнами, когда вступают скрипки, - это уже не тот аккорд в общем звучании, который звучит, когда заполнение от скрипок переходит к виолончелям.

Голоса, или горизонтальные линии звучания, - это причинно-следственные «нити», в которых от события к событию (от звука к звуку) осуществляются плавные переходы, обусловленные логикой развития и обращенные на достижение цельности фактуры. Аккорды, или что то же самое, - звучащие вертикали, - это сопряженные (связанные, но не зависящие друг от друга) события (звуки), представляющие дискретный ряд, собранный согласно правилам гармонизации, где учитывается логика голосоведения. Как плавные и дискретные переходы, так и причинно-следственные и сопряженные связи подчинены общей гармонии, несмотря на кажущийся «произвол» и бОльшую «свободу» при построении вертикалей. Мастерство композиторов-виртуозов, создавших и создающих шедевры, основано на умении удерживать фактурный баланс между плавностью голосоведения и общей созвучностью вертикальных построений.

Философия подчеркивает необратимость времени, его однонаправленность от прошлого к будущему. Тем не менее, понятие о времени связано с переменами, а перемены – результат взаимодействия противоположных по какому-либо «высвеченному» исследователем признаку, их постоянного «перемешивания» и взаимного исключения. Поэтому по ходу развития важно понимать это взаимодействие в звучащей композиции, например, считая настоящий момент моментом взаимодействия прошлого и будущего.

Основы ритма (музыкального, событийного, биологического и т.д.) трактуются исключительно с точки зрения интонационных и физических противопоставлений, что определяет принципы фразировки, исполнительские приемы и эффекты выразительности. Осмысление всего ряда промежуточных форм (ритмических конструкций) и их развития (фразировки) как способа соединения длительностей при заданных условиях (выбранном бите и темпе) возможно только при описании одного полярного состояния через другое полярное состояние (сильное время - слабое время, подъем-упадок, активность-торможение и т.д.).

Движение (не гармония) возникает как результат соприкосновения, взаимодействия двух сбалансированных, обеспечивающих существование друг друга, но взаимоисключающих состояний. Принцип кажущегося взаимного «дополнения» исключающих свойства друг друга противоположностей отражает симметрию пространственно-временнЫх форм, придающую им эстетическую законченность. Этот принцип широко используется в исполнительской практике, при сочинении и аранжировке, например, в музыке в виде принципа, получившего название респонсорного (вопросно-ответного).

Вопросно-ответный принцип – способ музыкального формообразования, предусматривающий такой тип связи между элементами формы (построениями, разделами, частями, мотивами, предложениями, фразами и т.д.), при котором эти элементы образуют взаимно противопоставленные пары. Респонсорный принцип применяется в имитационных, репризных, рефренных формах, основанных на концентрической планировке, зеркальной симметрии, периодическом повторении фигур. Чередование двух ансамблевых групп, перекличка между солистами, солистом и ансамблем (антифон) являются простейшими примерами реализации вопросно-ответного принципа. Респонсорная техника в звучании биг-бэндов, симфонических оркестров, ансамблей во все времена представлена многообразием средств и приемов: от наиболее простых (перекличка), до наиболее сложных (в области логики импровизации и композиции, гармонизации и полифонии, в распределении функций между отдельными исполнителями и инструментальными группами).

Однонаправленность времени обусловлена асимметрией причинно-следственных связей, невозможностью полностью реконструировать вертикаль. «Стрела» времени и отражена в общем истечении звучащей композиции (исторического отрезка), однако, ее битовая (дольно-пульсационная) структура подразумевает интонационную регулярность, цикличность развития. Таким образом, время - это и «стрела из прошлого в будущее», и цикличность развития, что вместе представляет вихревое развитие.

Время как категория, отражающая развитие событийных и музыкальных форм, складывается из множества их длительностей и отмечает начало и окончание тех или иных событий и звучаний. В силу этого времени присваивают свойство «прерывности», отражающее периоды проявления определенных качеств и состояний. В самом понятии о времени заложен наблюдаемый факт периодичности, повторяемости явлений и действий. Событийные циклы мы встречаем всюду вокруг себя: работа двигателей, взмахи крыльев, дыхание, сердцебиение, восходы и закаты солнца, приливы и отливы, смена сильных и слабых долей, передача исполнения от голоса к голосу в музыке и поэзии и т.д.

Без периодических явлений оперировать категориями времени было бы невозможно, поскольку только повторяемость в любом развитии формы помогает фиксировать равновеликие мгновения. Понятие о времени вводится посредством сравнения движений, через их соотнесение, а поэтому в нем заложена идея об относительности движений различных форм. Например, музыканты используют кратность при соотнесении различных голосов (музыкальных движений).

Реально за понятием о времени стоит развитие конкретных событий, запас движения (память), сценарий присущий форме. Завершение одного цикла соответствует лишь части прохождения другого цикла, т.е. момент завершения одного события – это момент развития другого события. Эти события независимы, но «охвачены» единой фактурой. Всякий раз, когда движение по какому-либо циклу оказывается в той или иной позиции по отношению к исходному положению, найдется другой цикл, завершающийся в рассматриваемый момент.

Любая позиция на цикле соответствует событиям из прошлого, в том числе и вертикали рождения (в музыке – вступления): от этой вертикали отсчитывается сама рассматриваемая позиция. В каждой временнОй вертикали (аккорде) заложена память об аккорде вступления, а также гармоническое «предвосхищение» последующих звучаний. Это универсальный принцип развития различных мировых форм.

Всякое событие есть развитие другого – более «крупного» процесса (движения), даже если оно не связано с ним непосредственно. В аккорде настоящего, как и в любом другом аккорде, «переплетены» события из прошлого и из будущего этой формы. Например, в природных в некоторых объемах процессы протекают так, как им еще только предстоит протекать в будущем, но по гораздо бОльшим (или меньшим) объемам или даже по всей системе в целом (атмосферные вихри, движение воды при возмущении, процессы в тепловых структурах). Подобные закономерности наблюдаются и как явления музыкального развития в классической музыке, в основу которой положена «гармонизация вихря» как универсальной формы развития, например, у И.С. Баха.

Из философского аспекта времени вытекают такие дисциплины как биологическая ритмика, событийная ритмика, музыкальная ритмика, стихотворная ритмика, основывающиеся на исследованиях цикличности.

О предмете тэлиотитологии
http://www.proza.ru/2016/07/02/1011


Рецензии