Записки частного лица. автобиография. часть 22

                ОШИБКИ МОЛОДОСТИ
 
       Мы росли, словно молодые побеги пшеницы. Юность наша крепла, молодая кровь бурлила, энергия била ключом и мы искали приключений. Энергия эта, если она бесконтрольна, часто может привести молодого человека (юношу) к большим неприятностям.

       Именно период перехода от отрочества к юношеству наиболее богат на всякие приключения, в это время закладывается в молодом человеке отношение к жизни. Быть ей созидательной или отрицательной (а может и разрушительной), разменянной на мелкие хулиганские дела и поступки, входящие в противоречие с законом и принятыми правилами общественного поведения – все это закладывается в переходный период.
 
      Молодости безусловно характерны ошибки. Они имеют как объективные, так и субъективные причины. «А возможно ли вообще избежать ошибок?» – напрашивается сам собой вопрос. Видимо, отчасти можно, если родители подростка умело ограждают его от влияния уличной зависимости, постоянно контролируя его свободное время.
 
      Надо отметить, что школа с ее установленными правилами и нормами поведения все-таки удерживает детей, подростков, юношей в рамках этих требований. Однако после школы ученик предоставлен чаще самому себе, либо участвует в деятельности молодежных общественных организаций, о чем я писал в предыдущих главах.

      Во времена каникул, особенно летних, имеющих продолжительный период нахождения детей вне школьного и общественного воздействия, влияние улицы на их формирование значительно увеличивается.
 
      Родители юноши в силу ряда причин не в состоянии эффективно контролировать деятельность своего любимого чада. Кроме того, ранней молодости характерна такая черта поведения, как отсутствие обостренного чувства опасности и риска. Этому есть отчасти логическое объяснение – отсутствие достаточного опыта жизни и правовой нигилизм.

       На первом месте у молодости – познание того, что ей доселе неизвестно. Наибольшую энергию проявляет молодость в познании «запретных» тем и вопросов общественного бытия,  проявляя при этом свойственный этому возрасту максимализм и эгоизм.
 
       Методы, используемые при достижении поставленной цели, не всегда, к сожалению, оправданы с точки зрения нравственных, правовых и моральных установок общества, что приводит порою к негативным последствиям.

       Не удалось избежать ошибок молодости (подросткового периода), к сожалению, и мне. Сейчас, по истечению большого периода времени, тогдашние мои поступки кажутся вполне безобидными по сравнению с сегодняшними нравами продвинутой молодежи.
 
                Ошибка первая – опасные скачки.
 
       Поясню подробнее, что вложено мною в данное название. В семье нас было двое детей. Мой старший брат Виктор (старше на год и девять месяцев) отличался от меня и внешним, и внутренним содержанием. Он был сорвиголова с авантюрными задатками уличного лидера. На первом месте его поведения были эмоции, упертость, далее следовал поступок (действие), а уж потом – осмысление того, что совершено.
 
      Порой он был просто невыносим для людей, которые окружали его и прежде всего для родителей своим упрямством. Причиной его бешеного упрямства могло быть что угодно, и тогда он, выматывал нервы людей до белого кипения. Видимо, это ему приносило большое удовольствие.

      Таким он оставался до самой своей смерти – глупой, бессмысленной и ненужной ни для семьи, ни для родных и близких ему людей.
 
      Безусловно, что в семье, где существуют дети одного пола, старший всегда становится лидером. И лидер всегда имеет потребность подчинять своей воле окружающих – тех, кто слабее, младше его, кто не способен противостоять его натиску.

      На каком-то этапе нашего развития появилось среди молодежи бывшей станицы странная мода – воровать коней из конюшен колхозов. Они располагались сразу за чертой города и охранялись дедушками, любивших приложиться к бутылочке.
 
      Шиком считалось заехать верхом на лошади на главную аллею городского парка культуры и отдыха и с гиком проскакать по ней до другого выхода. В наше время вход в парк был свободным, охраны не было. Не было и нарядов ДПС как сегодня, так что проникнуть в горсад для всадников не составляло особого труда.
 
      Кто придумал это опасное мероприятие, мне до сих пор не известно, но одним из участников этих скачек был мой брат. С каким восторгом он рассказывал о своих ночных похождениях верхом на лошадях и снисходительно подтрунивал надо мной (слабаком), так что пришлось идти на этот «подвиг».

      До поры до времени такие подростковые шалости сходили с рук их участникам, хотя в городе уже распространялись слухи о ночных всадниках. Тем не менее, я попросил брата Виктора взять меня с собой в следующий раз. И такой случай подвернулся.

       Вскоре он мне по большому секрету сообщил: «Санек, сегодня идем на дело, будь готов!» Это означало иметь поношенную одежду (чтобы повседневная не пропахла конским потом), веревку для взнуздания лошади и управления ею, и головной убор, скрывающий прическу и изменяющий внешность лица.

       Сказать, что мне было не боязно, значить покривить душой и солгать. Мне было страшно от неизвестности предстоящего, от мысли, что не справлюсь с лошадью и упаду на полном скаку. Словом, шел «на дело» и трясся от страха.

       Брат успокаивал – не трусь, все будет хорошо, и обещал взнуздать лошадь и посадить меня на нее. Пришли. Сторож спал в своей комнатке, собаке,
охранявшей двор конюшни, было брошено заранее приготовленное лакомство. Всего нас было трое подростков.
 
       Брат помог мне взнуздать веревкой лошадь, и мы вывели своих коней через двор за ограду конюшни. Пройдя в темноту метров 100 , сели на них и поехали в центр города. Седла не было, а без него и взрослому наезднику не очень-то комфортно себя чувствовать при езде (скачке) на лошади.

       Тогда, что взять с меня, неокрепшего еще юношу, первый раз сидящего на лошади. Сразу заныло заднее место, какое уж тут удовольствие. Поэтому было от чего сожалеть, что ввязался в эту опасную авантюру, но стыд перед братом и его напарником давил на сознание.

      Не хотелось в их глазах оказаться слабаком (вот она психология улицы), поэтому приходилось терпеть и отдаться на волю случая.
 
      Когда мы находились уже в черте города, недалеко от нашего дома, сбитая до крови задница от неумения ездить на лошади, страх, переборовший упреки брата, заставили меня капитулировать и выкинуть белый флаг: «Витек, все, я больше ехать не могу».
      Он процедил презрительное «Слабак», но разрешил мне слезть с лошади, снял веревку и ударил ею мою лошадь. Вскоре топот ее копыт затих в ночи, она побежала в конюшню.

      Сорвиголовы ускакали в центр города, а мне ничего не оставалось как поплестись домой. В паху все болело, от меня шел запах конского пота.
 
     Прибыв домой (была ночь) тихо пробрался через калитку, снял с себя брюки, ополоснулся в летнем душе и отправился спать на сеновал. Возвращение брата не почувствовал – спал крепко, намучился.
 
     Вскоре за ночных седоков всерьез взялась милиция. Родители стали подозревать брата в участии в этих опасных гастролях, граничащих с уголовной ответственностью. Состоялся серьезный разговор с отцом и мамой.

     Отпираться было бесполезно – они нашли спрятанные штаны. В результате брат Виктор прекратил опасные ночные «гастроли» – уводить (проще красть) без ведома хозяев колхозных лошадей и эксплуатировать их, нарушая общественный порядок в городе.
 
                Ошибка вторая.

      За эту выходку мне стыдно и сегодня. Но из содеянного в далекие юношеские годы уже ничего не «вырубишь топором».

     Но обо всем по порядку... В десятом классе меня за активное участие в общественной жизни (учился в 10 классе) ввели в состав комитета ВЛКСМ средней школы № 3. Активное участие в общественной жизни школы означало – быть примером в учебе, участвовать в художественной самодеятельности школы, спортивных состязаниях, быть членом редколлегии стенной печати учебного заведения.

     Вобщем весь такой положительный комсомолец. И надо же было случиться такой истории, которая в последствии круто могла изменить судьбу мою не в лучшую сторону. Дело в том, что у меня возник роман со старшей пионервожатой школы.
 
     Член комсомольского комитета Варенька (я сознательно изменил настоящее имя бывшей пионервожатой) была старше меня года на три. Она закончила нашу школу и поступила на заочное отделение Волгоградского педагогического института.

      Вернулась и ее приняли на должность старшей пионервожатой школы. Сейчас,когда прошло большое количества времени, мне трудно вспомнить какие именно душевные мотивы привели меня к совершению непростительной ошибки молодости.

      Ее могло и не быть, не ответь Варенька на мою влюбленность своей взаимностью. Дело дошло до поцелуев и проводов домой. Даже был приглашен к ней домой на день рождения, где познакомился с ее тетей и другими родственниками.

      В то время у них квартировали два молодых человека моего возраста, дети родственников, проживающих в селе. Они учились в районном ПТУ (сейчас с/х техникум) на специалистов широкого профиля.

      В ее доме (под предлогом дружбы с парнями) стал бывать часто, почти ежедневно, лишь бы видеться с Варенькой. Развязка должна была наступить, и она вскоре наступила.

      У моей Вареньки был ухажер, парень из ее бывшего класса. Она дружила с ним давно, но особых чувств к нему  видимо не испытывала. Он также поступил на заочное отделение какого-то института и возвратился в Урюпинск работать и учиться, помогая родителям-старикам.

      Пришло время, и он попросил руки и сердца у Вареньки. Дело стало приобретать пресловутый любовный треугольник, где один должен быть лишним.
 
      О предложении Владимира (ее ухажера) Варенька сообщила мне и своим родным (тете и ее мужу).

      События развивались следующим образом. Молодость – не порок, но имеет один крупный недостаток – отсутствие жизненного опыта в таких сердечных делах. Мое существо протестовало против положительного ответа Вареньки молодому человеку, о чем в категоричной форме заявил ей.

       Родственники советовали принять предложение Володи, другого случая может и не представиться в ее судьбе. Сама Варя раздваивалась – с одной стороны у нее были чувства ко мне, с другой она интуитивно понимала, что со мной все несерьезно, чувства мои временные,неокрепшие - с ними семью не создашь.

       К тому же юноша младше ее, школу не окончил, не устроен в жизни. Все обдумав, она приняла единственно правильное решение – согласилась выйти замуж за Володю.
       Досада моя была безмерна и ничего лучшего я не мог придумать в сложившейся ситуации, как отомстить за поруганную честь. Эта глупость пришла мне в голову от недостатка жизненного опыта или, как в народе принято говорить, «не хватило ума», чтобы все это понять и оценить.

       Суть моей мести состояла в том, чтобы дождаться появления жениха около дома Вареньки и затеять с ним драку. Для «подстраховки» убедил квартирантов быть со мной рядом во время беседы с Володей. Дождавшись темным вечером подхода жениха к дому, мы остановили его.

      Я предложил ему поговорить один на один в стороне от дома и склонить его к отказу от свадьбы. В случае отказа избить его до синяков под глазами. Что и было сделано согласно задуманного сценария.

      Справедливости ради надо отметить, что в избиении жениха мои знакомые участия не принимали, мне не составило особого труда совершить глупость. Володя носил очки, был близорук, выглядел тщедушным молодым человеком, драться не умел.

      Перевес был на моей стороне и результат не заставил себя долго ждать. Противник, который не ожидал такого поворота событий, был избит, ему были наставлены синяки под глазами, честь свою я восстановил.

      Так мне казалось тогда. Но думать вскоре пришлось. За содеянное надо было нести ответственность, да ни какую-нибудь, а – уголовную. Дело приняло серьезный оборот.
 
      Побитый жених (через день-два идти в загс) подал заявление в милицию на меня. В воздухе запахло большими неприятностями. Жених Владимир ни на какие уговоры родственников Варечки не шел, стоял твердо на своем – отдать меня под суд.

      Спасла положение дел сама невеста. Она заявила своему жениху о прощении меня с условием, что навсегда вычеркнет из своей жизни незадачливого драчуна.
 
     Она убедила Володю не ломать мне жизнь, а меня в том, что надо при ней попросить у жениха прощения. Гонор мой к тому времени поутих. На кону была ситуация – либо суд, позор в школе и возможная колония для несовершеннолетних, либо повиниться, признать свои действия ошибочными и благодарить судьбу и Варю за достойный выход из положения. Я выбрал второй вариант.
 
                Ошибка третья.

      Эта ошибка была связана с бытовой дракой, но последствия от которой могли быть плачевными для меня и брата Виктора. Они могли в корне изменить наши молодые судьбы. 
      Заканчивался девятый год моего обучения в школе. Шли государственные экзамены в выпускных классах школ города. Наступила суббота. Молодежь в наше время в выходные дни любила посещать городской парк культуры и отдыха.

      Мы – мой брат Виктор его друзья по классу Толик Ерохин,Анатолий Карпов, Виктор Краснов и автор этих строк как-то решили пойти отдохнуть в городской сад своей компанией.
 
      Все выше названные ребята без пяти минут выпускники одиннадцатого класса средней школы № 3. Я в том году закончил девять классов выше названной школы. После 1965 года в школах Союза опять вводилась система десятиклассного среднего образования.
      Выпуск 1966 года в школах был двойным – мы – десятиклассники – и последний год одиннадцатиклассников. Брат подал весной заявление в райвоенкомат о направлении для поступления в Ейское летное училище.
 
       Все собрались у нас дома и, наведя последний штрих в прическах, одежде, обуви, в хорошем настроении прибыли в горсад. Расположились на центральном перекрестке аллей сада. Виктор Краснов пошел брать билеты в кассы на танцы, мы трое остались его поджидать. Стоим, беседуем, осматриваем проходящих девушек.

        Толики Ерохин и Карпов отошли куда-то на минутку, мы с братом остались ждать наших друзей. Как вдруг откуда не возьмись появилась группа ребят нашего возраста. Они шли шеренгой, громко вели разговор между собой, задевая встречных людей.

       Проходя мимо нас, один из них сильно толкнул брата в плечо, крикнув при этом: «Посторонись с..ка». Дальше последовала ненормативная лексика.
 
       Брат «вспыхнул» мгновенно и резким ударом в челюсть отправил наглеца в нокдаун. Тот упал на асфальт на спину и, не дав ему опомниться, брат сел на него и начал бить по лицу, выкрикивая такие же нехорошие слова.
       Все это произошло настолько быстро и незаметно для других, что отдыхающие люди не сразу поняли сути происходящего. И тут со мной произошло то, что могло круто изменить мою судьбу в жизни.
 
      Приняв угрожающую позу блатного (увидел в кино), засунув правую руку в карман я повернулся к дружкам поверженного и зашипел: «Ну что, позорные с...ки сейчас вас буду всех резать». В кармане у меня, кроме расчески, ничего не было.

     Тем не менее, случилось то, чего я не ожидал от них. Дружки лидера позорно бежали, не приняв боя с одним пацаном (о, если бы это видел мой брат...).

     Я возвратился к дерущимся. Дело шло к концу, брат один справлялся с обидчиком. Но мне, разгоряченному происходящими событиями (только что увидевшего позорное бегство противника), захотелось внести свою лепту в унижение уже поверженного соперника.
     Поскольку он лежал на земле, то я нанес ему 2-3 удара ногой в бока и, не удержавшись, последний удар совершил в область головы. И тут только окружающие поняли суть происходящего, раздались пронзительные женские крики: «Милиция, хулиганы дерутся!»

      Эти крики отрезвили нас с братом и, почувствовав, как говорится шестым чувством, что нас сейчас схватят, смешались с толпой гуляющих и быстро-быстро поспешили в глубину горсада.

     Там под густой кроной какого-то дерева отдышались, пришли в себя и начали оценку произошедшего. Тревожились об одном – не нанесли ли мы ему тяжелые травмы? Где-то полчаса мы находились под деревом, обсуждая последние события, затем вышли из своего укрытия, отправились, говоря военным языком, на разведку.

    Увидели Толика Ерохина, Виктора Краснова, рассказали им о произошедшем и стали совещаться, что дальше предпринять. Решили, что парни со мной пойдут на аллею и там спокойно оценим обстановку.

     Поменялся рубахой с Толиком, видоизменил свою прическу и мы вышли на людное место. Прошли по аллее из одного конца в другой, еще раз – все спокойно, меня не узнают. Уже собирались возвращаться к Виктору, как вдруг увидели нашего обидчика, идущего во главе группы своих дружков (человек 8-10).
 
     Голова его была перевязана бинтом, на лице гематомы от побоев. Он пристально всматривался в гуляющих людей, явно пытаясь в них узнать нас с братом – своих обидчиков. Дело принимало серьезный оборот, узнай меня, нам троим пришлось бы очень худо.

     Но побитый наглец меня не узнал, как не узнали и его дружки, которые позорно бросили своего вожака. Мы вернулись к брату и на совете решили возвратиться домой во избежание новых осложнений, ничего хорошего нам не сулящих.

     Вечер отдыха был окончательно испорчен и имел неприятные последствия. Избитый нами молодой человек оказался сыном зам. прокурора города, «мажором», как принято именовать детей влиятельных родителей сегодня.

     Видимо, он пожаловался отцу, и государственной машине сыска не составило особого труда найти обидчиков «золотой молодежи».

     Дело приняло серьезный оборот – ответственный работник городской прокуратуры намеревался возбудить уголовное дело по факту нарушения общественного порядка в городском саду в виде драки и нанесения побоев отдыхающим хулиганствующими элементами.

      Вскоре пришла повестка из прокуратуры с требованием брату Виктору и родителям явиться в назначенное время для дачи показаний и беседы. Пришлось все рассказать своим родителям, но брат предупредил меня не высовываться в этом деле, он все взял на себя.

      Мама с братом убыли в прокуратуру, а вернувшись с горечью сказала, что неприятности для Виктора только начинаются.
 
      Спас брата от крупнейших неприятностей наш отец. Через неведомые, только ему известные связи, удалось эту историю с дракой довести до конца без потерь с нашей стороны.
      Только его авторитет заслуженного человека труда и коммуниста завода, где он работал, смог нейтрализовать грозящую брату опасность, не дать сломать ему жизнь на самом взлете самостоятельной жизни.
 
      Безусловно, что пройти жизненный путь, не совершая ошибок, человеку крайне сложно, считаю даже невозможно.

     Но ошибка ошибке рознь, и последствия от них разные по силе своего воздействия на жизнь человека.

      И чтобы не случилось большой беды в молодом возрасте, необходимо все же думать своими мозгами о предстоящих поступках, которые молодой человек хочет совершить и стараться прогнозировать их последствия для себя.

                продолжение следует...


Рецензии