Уникальная Кирилловская церковь в Киеве

     Иконостас Кирилловской церкви в Киеве .

            Сегодня мне удалось увидеть в Киеве очень интересную церковь с богатой историей,старинными фресками и росписями.Это КИРИЛЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ.

         Церковь во имя святых Кирилла и Афанасия строилась после восхождения на киевский престол в 1139 году черниговского князя Всеволода Ольговича на окраине города — в сельце Дорогожичи, рядом с которым находилось пересечение многочисленных дорог, откуда в том числе по переправе через Почайну начиналась дорога на Чернигов.

        Это был главный собор Кирилловского монастыря, по-видимому, призванного стать семейной усыпальницей Ольговичей — так же, как усыпальницей Мономашичей служил загородный Выдубицкий монастырь, а Изяславичей — Михайловский Златоверхий монастырь.

       Кирилловская церковь стала семейной усыпальницей черниговских князей Ольговичей. В 1179 году тут была похоронена жена Всеволода Ольговича — Мария Мстиславовна, дочь Мстислава Великого.

       В 1194 году в Кирилловской церкви был погребён киевский князь Святослав Всеволодович — герой «Слова о полку Игореве».            

    И к тому же, в ней сохранилась подлинная древнерусская живопись. В церкви Вы сможете увидеть фрески 12 века, не имеющие аналогов в других памятниках православного мира.

       В 1860-х годах во время ремонтных работ под штукатуркой была обнаружена древняя фреска, и после этого в храме начались реставрационные очистки старинных фресок, а утраченные фрагменты древней настенной росписи были обновлены.

          А с 1884 года фрески древнерусских мастеров дополнены работами Михаила Врубеля. Врубелем были написаны иконы «Святой Афанасий», «Богоматерь с младенцем», «Иисус Христос» и «Святой Кирилл». Образы художник написал во время своей поездки в Италию, в 1884—1885 гг. Иконы написаны маслом на цинковых пластинах.

    Иконостас церкви украшает одна из лучших работ Врубеля.-Богоматерь с младенцем — икона, созданная в 1884—1885 годах художником для оформления одноярусного мраморного иконостаса Кирилловской церкви.. Именно эта работа сделала Врубеля известным широкой публике и послужила отправной вехой в его последующей карьере художника и декоратора. Несмотря на то, что образ выполнен согласно всем канонам православной иконографии, искусствоведы и художники отмечают его выразительность и необычность.

 Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой он благословляет, а левой — держит свиток, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Согласно иконографии Иисуса Христа, на любой иконе его легко узнать по особому нимбу — на нём хорошо заметен крест. Центром композиции является Христос, обращённый к предстоящему (зрителю), Богородица также изображена фронтально и с небольшим наклоном головы. Младенец Христос представлен строго анфас, видна правая рука с благословляющим двуперстным жестом.

           Богоматерь изображена в красном мафории, представляющем символ страданий и воспоминание о царском происхождении. На лбу и плечах Богородицы изображены три золотые звезды в знак её «приснодевства» — по легенде, Богородица до Рождества, в Рождестве и после Рождества была девственницей, кроме того, три звезды — символ Троицы. Согласно иконографии Богородицы, над её головой выписаны греческие буквы — аббревиатура «Матерь Божья».

           Лики Богородицы и Христа-младенца были списаны Врубелем с жены и младшей дочери искусствоведа А. В. Прахова. А подлинным шедевром является старинная фреска 1170 года «Ангел, свивающий небо в свиток», это часть Апокалипсиса, сворачивание и исчезновение неба: "И небо скрылось, свившись как свиток" (Откровение святого Иоанна Богослова).

       Еще больше потрясающих росписей Врубеля находится на верхнем этаже церкви. Но для этого нужно будет взобраться по крутой лестнице, с очень крутыми и высокими, неравномерной высоты ступенями.Одной из важных его работ в этой церкви считается фреска“Сошествие святого духа на апостолов”.

      Внизу находится изображения Царя Космоса – сама по себе уникальная вещь. Картина,как живая. Куда бы ты ни шел, создается впечатление, что за тобой движутся не только глаза, но и полностью поворачивается голова.
Это единственная роспись в церкви, где Врубель поставил свою подпись.

            В 1950-х годах при проведении земляных работ под храмом обнаружен подземный ход, ведущий к многочисленным пещерным захоронениям. Но спустя 10 лет вход в пещеры был завален камнями и залит бетоном. Эти вынужденные меры приняты после того, как одна из стен Кирилловской церкви дала сквозную трещину. Результатом работ по укреплению фундамента стала фактическая консервация подземелий.

           Кирилловская церковь в 1929 году объявлена историко-культурным музеем, позже вошедшим в состав заповедника «София Киевская».


Рецензии