Начало песни - очерк

          
    Эта африканская девушка , поднятая вверх сомкнутыми руками соплеменников, великолепна. Нжери стоит в гордой, величавой позе. Она умрет ради других – так нужно богам.
     К месту, где будет проходить церемония жертвоприношения,девушка идет по спинам соплеменников. В ее осанке – печать высокой скорби и огромной любви ко всем, кто ее окружает, озарение счастливого самоотречения.
     А потом – буйство красок возрожденной жизни, радостные танцы спасенного Нжери племени. И только одна мелодия, мелодия оборванной любви, высокой нотой звенит в потрясенном зале театра имени Джалиля.
    Через несколько минут я – в гримерной Иры Хакимовой. Актриса только что сняла венок с головы. Высокий лоб влажен от пота. Ирина с наслаждением смывает грим и краску. Я невольно улыбаюсь забавному контрасту: тело – смуглое до черноты  и только одно белое пятно – овал вымытого лица. Она устало улыбается:»Какое счастье – сейчас пойду в душ…».
    Ловлю себя на мысли, что эта будничная фраза кажется неестественной для героини легенды, только что покорившей зрителей.
   
    Сверху хорошо видно, как по лестничной спирали поднимается Ирина. Поднимается с видимым трудом, лицо бледное, неулыбчивое.
    - Что с Вами?
   -  Да вот нога… Перетрудила, стоять больно.
    - А как же репетиция?  А спектакль послезавтра?
    Ирина молча пожимает плечами и входит в балетный зал. Садится на низкую скамейку, натягивает балетные туфельки. Морщится, пробуя шевелить больной ногой.
    - Ирочка, прошу! Первый акт! – командует балетмейстер Дина Марковна Арипова.
    Слежу за Хакимовой.. Как она? Сумеет ли преодолеть болевой барьер? Ведь предстоит танцевать около двух часов без перерывов!
    Секунды -  и передо мной  - балерина в рабочей форме «готовность №1».
    Изящная, очаровательная Жизель порхает по залу, то полная радости первой  любви, то исполненная драматизма в конце акта.
    Не верится, что всего несколько минут назад у девушки вызывало страдание даже легкое движение больной стопы. Потом я у нее спросила, как смогла преодолеть боль.  Ирина улыбнулась:
    - Этому я научилась еще в Пермском хореографическом училище . Там у меня был замечательный педагог Людмила Павловна Сахарова. Наш класс не считался особенно одаренным, все брали усердием. Людмила Павловна любила говорить:»Работа себя оправдает". Помню, репетировали мы трио из «Корсара», очень тяжелое – прыжки, прыжки бесконечные. Думаешь, что больше не сможешь, но снова и снова повторяешь все вариации. «Вставайте, еще раз, еще раз, еще раз!» Поднимаешь себя неизвестно какими силами и заставляешь себя работать. И боль куда-то отступает, втягиваешься настолько, что хочется танцевать еще и еще. Рабочая форма восстановлена.
    Слушая слова Ирины, я невольно вспомнила вычитанную где-то мысль о том, что талант – это равнодействующая природных способностей и умения работать, воли к осуществлению своих замыслов. Ведь нередки случаи, когда богато одаренные природой натуры гасли потому, что  не поддержали себя темпераментом, интересом к активной творческой жизни, волей к незаурядному труду.
    А через день был праздник Жизели. Как признается Ирина, « все шло изнутри и в первом, и во втором актах, ушла со спектакля обогащенной, хотя что-то не так получилось технически.
    Сложен мир Жизели, охватить его, а тем более передать сценическими, танцевальными средствами  сразу  невозможно. Нужна зрелость не только  профессиональная, чтобы убедительно преподнести философскую  формулу возвышенного в человеке. Жизель спасает  избранника своего сердца огромной силой настоящей любви, смысл которой заключен в счастье любимого, если даже он - не с тобой.

    Когда я впервые увидела Ирину Хакимову, меня поразило в ней редкостное сочетание – единство  внешнего и внутреннего стиля, та особая одухотворенность, которая неизбежно приобретается людьми, призванными служить музам. Хрупкая на вид девушка с огромным зарядом человеческого тепла во взгляде. Есть в ней что-то еще неуловимое, но крайне притягательное. Обычно такого рода обаянием обладают люди , талантливые   не только по своим внешним природным данным. От них исходит очарование душевной щедрости. С ними бывает просто и хорошо сразу, как возле умной книги, которую ты уже начал читать и заранее радуешься, что будет интересно.
    Мне понятна восторженность, с какой главный балетмейстер театра оперы и балета имени Мусы Джалиля Дина Марковна Арипова рассказывает о Хакимовой:
    - В Ирочке - удачное сочетание сердца, разума и поэзии. Плюс к этому – феноменальная работоспособность. Ее секрет – никакой пощады к себе.  Одаренными бывают многие, но не все могут свою одаренность довести до таланта. Талантливый человек отличается еще и тем, что он  необычайно щедр. Он не боится от себя что-то отделить, опасаясь быть обедненным. Напротив, с радостью отдавая другим, он обязательно что-то берет взамен, обогащается. Ира обещает стать прекрасной балериной. Ее большая человеческая душа помогает ей делать образы особенно обаятельными и верными. Вот она танцевала Жизель. Там есть такие великолепные находки-моменты, которые могут навеять  мысль о полном понимании актрисой образа. Ира уже на пути к этому. Она внутренне такая же, как Жизель, Нжери, способная на самопожертвование ради других. Эти партии близки ей по духу. В театре нет ни одного человека, который бы не любил Ирину Хакимову. Она не пропустит ни одного спектакля, где сама не участвует. Обязательно найдет время подойти к балерине, сказать теплые слова, сделать, если нужно, замечания в очень скромной форме.
    Не меньше восторженных слов в адрес своего балетмейстера  сказала и Ирина:
   - Вы же сами видели на репетиции, как она умеет рассказывать, как она умеет показывать.
    Возможно, мое суждение торопливо, но когда мне приходилось видеть в работе обеих, думалось, что счастливая судьба свела двух подлинных энтузиастов, и их соединенный труд должен обещать нечто интересное и радостное.

    Помните у Цветаевой?
    Есть некий час – как сброшенная клажа,
    Когда в себе гордыню укротим,
    Час ученичество – он в жизни каждой
    Торжественно неотвратим…
    Свой «час ученичества» Ирина Хакимова проводит с наибольшей отдачей сил, терпеливо собирая по крупицам изо дня в день ценные россыпи драгоценных знаний и умения. С  завидной целенаправленностью сплавляя все воедино с мужеством повседневного труда, она добивается того, что  подвластно только  цельным, волевым личностям – накопления бесценных богатств души, разума, накопления таланта.
    Ей всего двадцать два года. В Казанском театре оперы и балета  она работает четвертый сезон после окончания училища.. В ее репертуаре ведущие партии почти всех поставленных здесь балетных спектаклей.: «Лебединое озеро», «Шурале», «Спящая красавица», «Пахита», «Водяная»,  «Кармен-сюита»,, «Нжери», «Жизель».
    Ведущая балерина крупного театра в 22 года – явление нетипичное. И Ирина начинала в кордебалете. Но произошло закономерное. Девушка с незаурядной жаждой и способностями воспринимать все новое, с огромным трудолюбием не могла быть незамеченной. Сначала подменяла заболевших солисток. Экзамен  на самостоятельность, профессиональную зрелость Ирина выдержала хорошо. Ее ведущие партии в вышеперечисленных спектаклях – результат упорной работы  в течении двух с половиной лет. Насыщенность программы, конечно, необыкновенная. А если переложить все это на режим каждого дня, «сменная» сверхнагрузка  очевидна.

    Балериной Ирина стала почти случайно. Ее отца, военнослужащего, перевели в Пермь. Поначалу пришлось жить в гостинице. В соседнем номере  поселилась девочка из Кисловодска, ровесница Ирины. Они познакомились, и вскоре выяснилось, что та приехала поступать в хореографическое училище.  «Попробуем?» - предложила Ирине ее мать. И хотя обе они мало рассчитывали на успех, Ирина согласно кивнула головой.
    С экзамена Ира вышла со слезами.
    - Не приняли? – спросила ее мать. Та улыбнулась сквозь слезы:
    -Наоборот, приняли. Это от радости.
     А вот девочке из Кисловодска не повезло…
 
    Сколько себя помнит Ирина в балете,  день начинался  обязательно с урока – станок, прыжки, тренаж. В балете нужен каждодневный упорный труд. Это или движение вперед, или назад. Жесткая логика искусства. Анатоль Франс говорил, что искусству угрожают два чудовища – мастер, который не стал художником, и художник, который не стал мастером.
    Чем больше Ирина танцует, тем больше дерзких мыслей рождается на горизонтах ее мечтаний. Всегда считалось, что ее амплуа – лирические партии. Но вот освоена Кармен, полная драматизма…
    Ирина Хакимова. Это имя известно сегодня немногим. Но кто знает, что будет завтра. Под стать своим любимым героям, она создает свою песню, свою неповторимую легенду,  красоте которой можно позавидовать.
    В жизни каждого из нас есть такие основополагающие вехи,  когда твоя дальнейшая судьба, казалось бы, зависит от слепого случая. А дальше идет то, что называется раскрытием личности, мобилизация потенциальных сил и возможностей человека. Умей разумно использовать дарованный судьбой случай, не боясь растратить себя в «серых» буднях.
    … Когда я уходила из балетного зала, услышала знакомую команду:
    - Ирочка, прошу! Начали!

                Светлана Ким. Газета «Советская Татария». 10 марта 1974 года.

     ПРОШЛО СОРОК ШЕСТЬ ЛЕТ ПОСЛЕ ЭТОЙ ПУБЛИКАЦИИ.
    Мы как-то встретились на улице  Большая Красная в Казани, сфотографировались на память.

Предлагаю информацию о моей героине сегодняшней. Взято из интернета.

Ирина Шарифовна Хакимова
Народная. артистка России и Татарстана
Лауреат Государственной премии РТ им. Г.Тукая

Выпускница Пермского хореографического училища, Ирина Хакимова начала свой творческий путь на сцене Татарского театра оперы и балета им.М.Джалиля в 1970 году. Талантливая актриса, обладающая прекрасной школой и техникой, Ирина Хакимова станцевала более 30  ведущих партий в классических  и национальных балетах: Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"), Сююмбике ("Шурале"), Маша ("Щелкунчик"), Аврора ("Спящая красавица"), Медора ("Корсар"), Никия ("Баядерка"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Китри ("Дон Кихот"), Жизель, Анюта... Уникален концертный репертуар балерины, в котором воплотились ее безупречный вкус и высокая духовность. Ирина Хакимова положила начало традиции проведения творческих вечеров на сцене Татарского оперного с приглашением ведущих солистов балета крупнейших театров России. Три вечера Ирины Хакимовой в Казани и бенефис в Москве имели огромный успех, и это неслучайно: актриса вернула зрителю шедевры мировой танцевальной культуры, исполняемые в прошлом гениальными мастерами балета.

В 70-80-х гг. Ирина Хакимова была самой «гастролирующей» балериной Татарстана. Ее искусству рукоплескала публика ГДР, Румынии, Италии, Франции, Португалии, Мексики, США, Японии, стран Западной Африки (Ганы, Гамбии, Бенина, Нигерии, Сенегала, Марокко), Кипра, а также многих городов России.

Сегодня Ирина Шарифовна Хакимова - педагог Казанского хореографического училища. Выпускницы ее  класса работают в театрах России, в труппе Татарского академического государственного театра оперы и балета им.М.Джалиля. С успехом трудятся ученицы Хакимовой Александра Елагина, Ирина Логинова, Ольга Алексеева и другие.


К этому могу добавить еще, что в 1980-1985 годах Ирина Хакимова была  депутатом Верховного Совета Татарской АССР. Читайте об Ирине Хакимовой еще https://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/sov/386988/bio/


Рецензии
Дорогая Светлана! Какое счастье для меня читать твои рассказы и стихи!
"Начало песни" читала в сопровождении мысли:1)Как хорошо и трепетно написано!
И тут же вторая мысль: Какая интересная судьба Ирины Хакимовой! Здесь всё высоко - и взлёт выпускницы хореографического училища и описание её творчества
журналисткой Светланой Ким! Я просто вижу 18-летнюю Ирину упорным трудом
добившуюся чести танцевать главные партии в 22 года. Всё это отлично показано мастерством автора. Замечательна и встреча с балериной, гастролирующей в России и за рубежом! Рассказ трогателен до мурашек! Какое счастье молодому таланту встретить и учителя настоящего, и дружный коллектив театра и человека, любящего театр, оценившего молодое дарование!

С благодарным теплом - Людмила Дементьева.

Людмила Дементьева   16.10.2021 16:37     Заявить о нарушении
Людмила, благодарю сердечно за такой душевный отклик!

Светлана Ким 3   16.10.2021 21:28   Заявить о нарушении