Мусульмане на блаженных островах

В какой части света только не встретишь исповедующих ислам. Даже в таких удаленных местечках, как группа островов Макаронезии или «блаженных» островов, как их называли древние греки, ощущается свет последней религии.
Собственно говоря, Макаронезия включает в себя пять отдельных архипелагов, и располагается примерно посередине между Европой и Африкой. И хотя их история возникновения и заселения весьма между собой различаются, тем не менее они объединены современными географами и картографами в одну группу. Государственная принадлежность тоже различна, три архипелага принадлежат Португалии, один Испании, а еще один является де-факто независимой страной.
Итак, Макаронезия включает в себя Азорские острова, Канарские острова, Острова Зеленого Мыса (Кабо-Верде), острова Мадейра, острова Селваженш.
Мусульмане появились на различных архипелагах в разное время и при совершенно различных обстоятельствах. А значит, и история мусульманских общин будет различна для разных частей Макаронезии.
Одна из версий происхождения названия Азорских островов связана с красивой легендой, о том, что арабские мореплаватели, находясь в водах Атлантического океана заметили птиц (вероятно ястребов), которые летели в одном направлении, несмотря на то, что земли в пределах видимости не было. Корабль лег по курсу полета птиц и через некоторое время обнаружил кусочки суши посреди океана – Азоры. Арабы так и называли острова – Ястребиные. По всей вероятности, острова посещались арабами Андалузии неоднократно, и вероятно имели там постоянные или временные поселения. Во всяком случае, португальцы, заново открывшие острова в 14 веке не плыли наудачу, а пользовались картами составленными в более раннее время, на которых Азоры были обозначены. Стоит отметить, что кроме арабов, острова посещались и ранее – вероятно карфагенянами и норманнами.
Во всяком случае – арабские колонии, если и были основаны на Азорах, то к моменту прибытия португальцев они опустели. Жители или погибли в отрыве от цивилизации (после распада мусульманской Кордовы морские контакты с ними должны были прекратиться), либо переселились в условиях нарастающей христианской агрессии Реконкисты. несколько найденных на островах захоронений до сих пор не изучены, многое было просто искоренено прибывшими христианскими миссионерами. Допортугальская история Азор до сих пор покрыта пологом неизвестности.
С учетом того, что к началу португальской экспансии острова были необитаемы, население должно бы было быть моно-национальным, однако это не так. Зачастую правительство островов было вынуждено завозить для тяжелых работ мавританских заключенных и африканских рабов с западного побережья. Вместе с ними проникал на острова и ислам. Однако – настоящее укрепление ислама на Азорах произошло только в 20 веке в связи с прибытием эмигрантов (как правило, арабов из государств Северной Африки). В настоящее время мусульманская община Азор достаточно малочисленна, но при этом – уникально активна. Конечно, до постройки мечети еще очень далеко, тем более, что католицизм на островах до сих пор очень активен и повседневная жизнь местного населения регулируется законами религии. Однако, есть несколько молитвенных комнат, а халяльная продукция завозится с материка.
Канарские острова к моменту прихода европейцев были заселены гуанчами, причем происхождение их до сих пор является загадкой для ученых. Во многом это связано с тем, что культура и язык этого народа безвозвратно утеряны, а единичные клочковые записи испанских конкистадоров, уничтоживших местное население, не дают практически никакой информации. Однако, Канары, были широко известны в древнем мире. Острова посещались финикийцами, греками, карфагенянами и римлянами.
И наконец, в 10 веке на Канарские острова прибывают арабы. Известно о мореплавателе ибн Фаррух (из династии Омеядов Гранады), который посетил Гандо (совр. Гран Канария) в 999г и был представлен местному правителю Гуанаригато. С 12 века арабские визиты на Канары становятся регулярными и вероятно были основаны одно или несколько арабских поселений, которые занимались торговой деятельностью. В связи с этим после Реконкисты в Испании Канары автоматически рассматривались как собственность короны. Арабы, равно как и гуанчи подверглись истреблению и насильственному крещению воинствующими конкистадорами или были затравлены инквизицией.
Согласно генетическим исследованиям современных потомков гуанчей было выявлено наличие арабских генов (времен прихода ислама на земли берберов и основании Кордовы), что приводит к мысли о том, что арабские поселения не только существовали как торговые дома, но и были заключены браки между мусульманами и местными жителями и возможно начался постепенные переход в ислам гуанчей и развитие мусульманской общины Канар. Процесс – завершиться которому не было суждено.
В 1586 и 1596 Канары ненадолго переходят под власть Марокко, однако – испанцы быстро вернули себе столь выгодное имущество.
В последнее время Канары – это большой перевалочный пункт для мусульман Западной Африки (Марокко, Западная Сахара, Мавритания, Мали, Гамбия, Сенегал), которые нелегально пытаются перебраться в Евросоюз. Часть из них погибает при морской переправе, часть попадает в Испанию и затем – в другие страны в качестве беженцев, часть же приживается на архипелаге и создает свою уникальную мусульманскую общину.
В настоящее время мусульманская община насчитывает около 30 тысяч человек, преимущественно мароканцев. Несмотря на то, что их действительно очень мало, мусульманам Канар удалось добиться официального признания. Так в 2010 году им удалось добиться завоза на острова специального оборудования для забоя животных по шариату. До этого, мусульмане были вынуждены нелегально закалывать скот или завозить халяльную продукцию с материка, что неизменно сказывалось на цене. Приспособление, установленное на скотобойне Гран-Канарии позволяет зафиксировать голову животного в направлении Мекки.
Также на Канарских островах действует специальный Исламский совет, который отстаивает права мусульман, занимается религиозными вопросами и устройством жизни уммы.
На островах Кабо Верде мусульмане появились достаточно давно, на это указывают дневники арабского путешественника Идриси (12в) и упоминания о них в энциклопедии Аль Омари (14в). Однако, арабами они не были заселены и использовались только в качестве перевалочного пункта и источника питьевой воды и продуктов во время морских переходов. К моменту открытия островов португальцами в 1460г острова были необитаемыми. К сожалению, судьба у них была незавидной, а именно – островам Зеленого Мыса предстояло стать основным перевалочным пунктом в работорговле между Западной Африкой и Америкой. Вместе с рабами на островах появляется и ислам.
В настоящее время мусульман на Кабо Верде очень мало, большинство из них – выходцы из соседнего Сенегала, некоторое количество из Марокко и Ливана. Независимое (с 1974г), но крошечное и беднейшее государство в Атлантическом океане, не может достойно обеспечить жизнь своих граждан, в том числе – и соблюдать минимальные права мусульман. Хотя известно о том, что мусульмане Кабо Верде свободно отмечают религиозные праздники, такие как Ид аль Фитр, Иль аль Адха и день рождения Пророка Мухаммада (причем в последнем случае празднества растягиваются на целую неделю) и никто не чинит им препятствий в этом, равно как и в исполнении религиозных обязанностей.
Острова Мадейра и соседний Селваженш не были открыты мусульманскими мореплавателями. Первые мусульмане появились на них только во второй половине 20 века и до сих пор их общее количество крайне мало. Однако, на Мадейре уже есть мусульманская община, которая организовала молельную комнату для проведения джума и собраний мусульман. Так что – у них пока все впереди.
Несмотря на долгий и крайне сложный путь ислама в Макаронезии, эта религия находит отклик в сердцах людей, проживающих по середине Атлантического океана. Мусульманские общины Макаронезии увеличиваются и крепнут день ото дня, не переставая нести свет веры столь далеко как от родины ислама, так и от крупных исламских центров.


Рецензии