Все они солдаты... Киноповесть. Гл. 23
КИНОПОВЕСТЬ "ВСЕ ОНИ СОЛДАТЫ..."
23.
НОЧЬ С 5 НА 6 МАРТА 1861 ГОДА В ПЕНЗЕНСКОЙ
ГУБЕРНИИ В ДЕРЕВЕНЬКЕ АЛТУФЬЕВКА.
Показываем сначала одноэтажный небольшой ладненький барский дом.
И только потом оказываемся в его покоях, в спаленке барышни.
Здесь практически темно, только у изголовья кровати, на маленькой прикроватной тумбочке, стоит канделябр с тремя свечами.
Смотрим за окно девичьей светёлки. Там глухая ночь. То вспыхивая, то погасая где-то вдали, раздаётся собачий лай. Ночь ясная, под чистым небом. Звёздная и лунная. На земле ещё кое-где лежит снег. Холодно. Ветрено. Ветер неприятными порывами стучит в окно. Вдали сквозь ночной мрак смутно виднеется деревушка с церковкой. В избах света нет.
Возвращаемся в тёплую светёлку барышни, рассматриваем обстановку и находящихся здесь людей.
На маленькой прикроватной тумбочке хаос.
Здесь и открытые баночки с какими-то микстурами, и пустая рюмка с каплей темной жидкости на дне, и веером рассыпанные порошки, и графин, наполненный наполовину водой, а рядом с ним стакан с чуточкой прозрачной жидкости… На самом углу тумбочки косо лежит, готовая в любую минуту сползти и упасть на пол, раскрытая небольшая Библия с маленькой иконкой Божьей матери и крестиком на пожелтевших страницах…
Теплится лампадка у икон в красном углу.
Возле кровати таз с водой, в котором плавает полотенце. Вокруг таза расплёсканная вода, а рядом -- открытая, заполненная меньше чем на одну треть, бутылка уксуса…
У изголовья кровати, склонившись над больной, женщина, её мать, Мещаринова Мария Кирилловна. Это молодая очень красивая женщина в строгом несколько мрачноватом и очень простом платье. Волосы собраны в строгую причёску, которая несколько уже растрепалась. Лицо встревоженное, со следами недавних слёз на покрасневших глазах.
Рядом с матерью склонился над больной и старичок-лекарь. Седенький. Маленький. Невзрачный. Одет бедно и даже как бы несколько неаккуратно. Ворот рубахи вверху на две пуговицы расстегнут, галстук съехал
куда-то в сторону… Но его огромные, не по лицу, печальные глаза выражают успокоенность после недавней ещё большой тревоги.
Девочка, у изголовья кровати которой мы все сейчас собрались, больна. Её недавно привели в сознание. Она ещё очень слаба. Не спит, просто лежит с прикрытыми глазами.
Любаше только-только минуло шестнадцать. У неё роскошные, редкой красоты, волосы, заплетённые в толстую очень длинную, слегка сейчас уже растрепавшуюся, косу. Дивной красоты и изящества ручки с тоненькими бледными пальчиками бессильно лежат на одеяле, из-под которого выбилась ножка с маленькой и очень изящной ступнёй.
Мария Кирилловна встревожено обращается к доктору:
-- Ей лучше? Лучше?
-- Положение не такое тяжелое, как было. Уверяю Вас. Нормализовалось. Вы бы пошли отдохнуть, Марья Кирилловна. А я посижу с нашей больной до утра.
-- Господь с Вами, Платон Спиридонович! Останусь. Не обижайтесь. Всё равно не уснуть. Это вы отдохните…
Она начинает безотчётно перебирать баночки на прикроватной тумбочке. Смотрит на надписи на этикетках, но, явно, от усталости не в состоянии ничего понять.
Лекарь пытается возразить:
-- Марья Кирил…
Но мать перебивает его движением руки и продолжает настаивать на своём:
-- В кабинете отдохнёте. Сейчас прикажу постелить. Всё равно до утра не уедите…
-- Нет, позвольте, Марья Кирилловна! Это Вам следует отдохнуть! Сколько вёрст из Петербурга проделали, а тут как раз в пути барышня повторно заболела… Мыслимое ли дело! Я останусь, а Вам отдых надобен!
-- Да не уснуть мне ни как, Платон Спиридоныч! А, ежели сон и сморит, в кресле прикорну. Не спорьте со мной!
Звонит.
Вбегает испуганная рыжая девка лет восемнадцати с красивой толстой косой. Она в народном платье, но чистенькая и аккуратная, по выражению лица видно, предана хозяйке.
Служанка громким испуганным шепотом:
-- МарьКирилна! Чё ?... Барышня… Чё?
-- Всё хорошо с барышней, Манечка….
От этих слов девка облегченно вздыхает, расплывается в улыбке и истово крестится на красный угол с иконами.
Невольно улыбнувшись её радости, хозяйка продолжает:
-- Постели в кабинете Платону Спиридоновичу. Устрой его поудобнее…
Манечка перебивает недовольным, с упрёком, голосом:
-- В кабинете ба-ри-на-а-а-а?
-- Не попрекай! Это самая близкая, из удобных, комната от любашиной спальни. Ступай! Потом вернёшься, приберёшь немного здесь…, -- указывает движением руки на таз с водой.
-- Так я чё! Я -- мигом! Пожалте, Платон Спиридоныч, -- делает приглашающий жест рукой.
Уходят вдвоём.
Люба открывает глаза, поворачивает голову к матери и говорит едва слышно:
-- Манечка права! Зачем в па-пень-ки-но-о-ом кабинете!
-- А, если с тобой опять что! Тут и бежать не придётся, -- только кликни!
-- Всё равно, па-пень-ки-и-ин…
-- Да, кабинет его…
Мать не на долго замолкает, с одобрительным смешком оглядывая комнату дочери, а потом продолжает:
-- Давно, ещё малышкой, сюда перетащила… И стол, и любимое его кресло, и книги вместе с полками, и портрет… А там что сейчас-то? Одно название … Да, два старых удобных дивана… Что ещё? Шкаф со старыми газетами-журналами, картами и военными науками…
Встала с кресла. Наклонилась к дочери. Прикоснулась губами ко лбу, пробуя температуру. Села. Тихо сказала:
-- Жар спал... Тебе нужно уснуть… Спи. Сон сейчас, как лекарство.
Девочка не слушает мать. Её влюблённый взор устремлён на портрет отца, смутно виднеющийся в полумраке.
Тихо, почти беззвучно, просит:
-- Расскажи о папА… Он ведь вернётся?
-- Любочка… Сколько говорили об этом… Письмо командира, Ивана Никитича, зачитала до дыр… Тяжело… Не нужно…
-- Ма-а-а-мень-ка-а-а…
-- Ты ведь наизусть знаешь… Летом 1850… На Кавказе… Отправился с несколькими казаками в разведку и … Никто не вернулся… Пятый годок тебе тогда сравнялся как раз…
Марья Кирилловна замолчала. Несколько мгновений она с тихой, уже ставшей привычной, болью смотрит на портрет мужа.
Потом вдруг неожиданно для себя самой спрашивает:
-- Совсем его не помнишь? Никогда об этом тебя не спрашивала… Не должна помнить, совсем крохой была, когда привёз нас сюда в Алтуфьевку и уехал… Навсегда.
-- Нет! Я помню. Очень даже помню…
Люба крепко зажмуривает глаза, прежде чем начать говорить дальше.
Некоторое время молчит, наслаждаясь воспоминаниями, потом продолжает:
-- На крылечке нашего дома… Папенька держал меня на руках… Так хорошо было обнимать его за шею… Больше никогда в жизни не было так хорошо…
Девочка опять замолкает на некоторое время, а потом, зажмурившись, продолжает слабым, но счастливым голосом, словно описывает то, что ощущает и видит перед собой внутренним зрением:
-- У него такие щекотливые усы… И блестящие черные кудряшки… Я их рукой глажу, на пальцы хочу накрутить, как когда-то делала ты… Я видела… Не получается… В ухо целую… А он голову запрокидывает и так громко смеётся… И всё говорит, что я -- портрет. А ты вся такая голубая… и холодная… и плачешь… Я помню.
Опять замолчала.
Счастливо тихо улыбается:
-- И пахнет от него та-а-а-ак хорошо… Не пойму чем…
Мать со смешком:
-- Чем там от него таким особенным пахнет! Табаком, хорошим мылом, здоровым телом… В тот день и коньяком, вероятно, немного…
Девочка решительно возражает:
-- Нет рот у него земляникой пахнет!
-- А разве тогда уже земляника поспела и мы её ели? Не по-о-о-омню…
Потом сообразив, ЧТО рассказала дочь, к каким родным живым воспоминаниям её вернула, произносит тихо слегка охрипшим голосом:
-- Я в его любимом голубом платье… Говорил, что ты -- мой портрет.
Опять замолкает, украдкой, платочком промокает глаза:
-- Помнишь! Как хорошо! Ты, Любочка, запиши это воспоминание в моём дневнике подробнее. Я читать буду…, когда ты вернешься … в институт…
-- А я всегда думала, говорил об этом портрете. А почему он тут в кавалергардском мундире, да ещё повседневном, тёмно-зелёном?
-- Ты что, забыла? Когда жили в Петербурге, Алекс служил в кавалергардском полку. Тогда и писался портрет.
Замолкает. Вздыхает.
Потом со счастливым упрёком уточняет:
-- Так не любил ничего парадного, что и на потрете повседневном… А в парадном-то мундире как хорош был! И бальном … Я его у нас в институте тогда на балу в бальном впервые увидала… Цесаревича сопровождал…
Мать опять замолкает.
Смотрит на портрет.
О чём она вспоминает? Что чувствует?
Дочь глазами буквально впитывает в себя всю мать… И её прелестный женственный облик, и чудесные воспоминания... И те, которые та только что озвучила, и те, которыми сегодня не поделилась. Девочка вслушивается не только в смысл сказанного, а и в музыку материнского голоса.
-- Всё просил перевода в действующую армию. Карьеру, мол, нужно делать… Выслужиться, чтобы достойное нас с тобой место в обществе занять… И вот …
Люба тихо, но очень твёрдо:
-- Но никто не видел, как он погиб!
-- Иван Никитич, командир, писал, что, погиб. Ждали его долго, искали… Не вернулся, не нашли…
Любаша продолжает рассказ матери:
-- И писал, что очень тебя любил и всё про нас с тобой Иван Никитичу рассказывал… А твой портрет-миниатюру на груди носил, не снимал никогда…
Мать опять предаётся воспоминаниям:
-- Уезжая, слово с меня взял, что и твой закажу… Не успел получить…
-- Не погиб папенька!
Люба раньше говорила очень слабым голосом, а тут голос её как бы и окреп, хоть и остался довольно тихим, он словно даже зазвенел:
-- Он в плен попал! Вернётся, вот увидишь… Нужно только ждать. Очень крепко!
Она сжимает кулачки, как бы показывая, как крепко нужно ждать и продолжает:
-- Здесь ждать. Кабинет стеречь. Портрет…
-- Он так любил, что, был бы жив, уже бы вернулся… Ползком бы приполз… Не начинай сначала. Помилосердствуй.
-- Но ты же сама … Сама тогда сказала этому.. . Наклиидову, когда руки твоей просил… Помнишь? Ещё до моего отъезда в институт! Сказала, что живой…
-- Я сказала, что для меня живой. Смерть любимого еще не конец любви, … к сожалению… А ты подслушивала! Гадко как!
-- Подслушивала. А вдруг бы ты согласилась…
-- Подслушивать гадко!
Не выдержав напряжения трудного дня, тяжелой ночи, нахлынувших воспоминаний, мать тихонько, совсем без всхлипов, только роняя слёзы, заплакала.
Девочка сразу почувствовала свою вину:
-- Маменька! Не плачьте! Я больше не буду подслушивать! Я уже взрослая! А папенька вернётся, Вы только мне пообещайте, что замуж ни за кого не пойдёте! Нет смерти у любимого! Обещайтесь, пожалуйста!
-- Обещаюсь…
Мать, усилием воли прекратив плакать, промокнув глаза платочком, наклоняется к постели и гладит дочь по волосам:
-- Родная моя… Как я скучала… А ведь, когда отправляла в институт, знала, что разлука до самого выпуска… Только редкие встречи в урочные дни…
-- Маменька, не плачьте, голубушка! Я с Вами теперь!
-- Плачу, потому что чуть не потеряла тебя. Не заболей ты, не вызвала бы меня начальница в неурочное время. А ведь как отпускать домой в Алтуфьевку она нас не хотела! Как чувствовала. Пусть, мол, в лазарете при институте… А я своё: «Полегче стало. Дома долечимся. А окрепнет - назад в институт!». И чуть не потеряла. Прости меня, доченька!
-- Ну, что Вы, маменька! Я скоро поправлюсь. А пока дома заниматься стану, чтобы от подружек институтских не отстать! Вот Вам истинный крест!
Девочка самозабвенно крестится, смотрит на мать умоляюще, а потом продолжает:
-- И честное благородное слово! Окончу с шифром, как и Вы! Может быть, как и Вы, буду удостоена чести танцевать на выпускном балу с Государем!
Мать смотрит на дочь улыбаясь, но по её лицу мы, взрослые и разумные люди, видим, что Марья Кирилловна считает, что всё это…, шифр, танец с Монархом…, совсем не то, что необходимо для женского счастья… Молчит лишь потому, что не хочет огорчать дочь.
Тихонько, без стука, входит девка Манечка.
Отжимает брошенное в таз полотенце и выходит с полотенцем и бутылкой уксуса. Вернувшись повторно, выносит таз с водой. Заходит снова и подтирает воду, разлитую вокруг таза.
Сделав всё это, вытирая руки о фартук, подходит к кровати, указывает хозяйке глазами и движением подбородка на беспорядок на тумбочке, таким образом спрашивая, не помешает ли их уединению с дочерью своей уборкой.
Марья Кирилловна взмахом руки отсылает девушку:
-- Ступай! Тебе отдохнуть давно пора!
Манечка, взяв тряпку, которой подтирала пол, уходит.
Мать и дочь тихо улыбаются друг другу, демонстрируя зрителям полное душевное единение.
Все героини этой сцены подчёркнуто натуральны. Без декоративной косметики и даже бесцветного лака на коротко остриженных ногтях.
Свидетельство о публикации №216071000913
В смерть трудно поверить, человек всегда живёт надеждой, в случае, когда дорогой тебе человек пропал без вести.
Трогательно-печальная глава, но написана душой и сердцем.
С уважением,
Марина Белухина 14.07.2019 22:44 Заявить о нарушении
Культ отца (мужчины) -- это очень важно для семьи, для её единства и крепости, мне кажется. Жив отец, погиб, пропал безвести, или вот он, тут, рядом, думаю, даже неважно. Отец -- как бы стержень. Если он мужик, а не то, что наблюдаем сегодня чаще всего.
Старалась описать этих двух героинь идеалами женщин. Как Я ВИЖУ женский идеал. Не знаю получилось ли, но старалась. Поэтому и ввела в текст эти "муси-пуси": картинку воспоминаний об отъезде отца из дома, чтобы растрогать читателя. Вообще-то идеальной женщиной быть легче, чем идеальным мужчиной. Мужчинам больше дано, поэтому с них больше и спрашивается.
В этой главе я ещё и представляю читателю главную героиню киноповести.
Поэтому она очень важная для всего текста, для всей истории. Но, к сожалению, глава получилась слишком большой, читатель устаёт, дочитывая её до конца. Нужно бы её переделать или разделить на две части отдельными главами, или основательно сократить, но не знаю, как это сделать: и так уж ужимала, как могла.
Спасибо, что ещё не соскучились читать.
С уважением
Надежда Андреевна Жукова 15.07.2019 07:04 Заявить о нарушении