Магазин смыслов жизни

Магизин смыслов жизни.

Влад закурил, опершись о шаткие конструкции балкона. Задумчиво вглядывался в темные очертания хрущевок Октябрьского района, колечками выпуская дым.

-Смысла в жизни нет. – Изрек он.

Не сказал, не проговорил, не заявил, а именно изрёк, как какой-нибудь пропитый и прокуренный экзистенциалист. Мне вспомнилось лицо Сартра. Я хмыкнул:
-Его ведь можно купить, выбрать. Продают. Бэушные за десять тысяч рублей. Вчера напротив пункта приёма вторсырья видел – какой-то мужик сдал жену и двоих детей. Хихикал, потирал руки и пускал слюни. Заявил, что меняет семью на праздник. Праздник – великий повод жить – сказал он. Заплатил штраф за смену смысла жизни. Зато совершенно доволен собой.

Влад предложил мне сигарету. Я помотал головой. «Зря» - сказал он.

-Вчера видел Игоря.
-Которого? – спрашиваю.
-Очкарика. Сказал, что смысл жизни в саморазрушении. Пьет, курит, колется, зараза, и кайфует по полной.
-Его право. – Сказал я и подумал «Сид Вишес умер у тебя на глазах».
-Да.

Очень многозначительным и приятным оказалось наступившее молчание. Такое именно и зависает в воздухе после правильно произнесенного слова «да».

-А ты зачем живешь? – напряженное от тяжких дум и духовного истощения землистого цвета лицо Влада обратилось ко мне. Нос мой стоически принял табачный дым.
-Ну, мой дорогой, я ведь всё-таки поэт. – Отвечаю. – Состою на государственной службе. Сочиняю. Стихи, лозунги. Что там еще? Мне, в общем, ничего не надо. Я себя нашел.
-Ты послушай! – говорю. – Лицо вождя, как лик приятный, как белый свет, как песни звук, и вождь наш вечный, необъятный, пружины жизни держит, как паук.
-Дерьмо твои стихи. – Хмыкнул Влад, затянувшись. Мне подмигивал сигаретный огонёк.
-Положим, что и дерьмо. Какое мне дело? Я делаю рифмы, пусть самые глупые и бездарные, получаю за это деньги и живу, как хочу.
-Да из-за денег что ли пишешь?

Я задумался. Платили немного. На жизнь вполне себе хватало, однако. Я не испытывал нужды ни в чем и от этого мог дальше сочинять:
-Нет. – Ответил я. – Но без денег ведь никуда. Без денег счастлив не будешь. Хочется ведь есть, пить, совокупляться с не самыми дешевыми проститутками, хотя бы со здоровыми.
-Дурак! – Влада передернуло. – А как же люди искусства? Ну – он смерил меня взглядом холодных малоприятных глаз. – Ну те, что раньше, не ты, конечно же.
-А что? Также хорошо жили себе, картины продавали…
-Картины… А Левитан? От чахотки подох… Холстов не хватало человеку, писал на уже готовых картинах, что никто не покупал! А вы тут…
-Ну, он жил уже не для себя, знаешь. Для людей будущего. Мог бы рисовать светских дам и жить припеваючи.
-Разве это искусство?! – бросился ко мне Влад.

Я отшатнулся:
-Странный ты. Кому какое дело до твоего искусства? Каждый как хочет, так и живет. А живет для себя. Если какой-нибудь дурак и хочет жить для других, как твой этот Левитан, древко от флага ему в руки! А я хочу вино – чем старше, тем лучше, с красивыми женщинами развлекаться.
-Для себя живешь. Эх ты!.. Животное. Смысл знаешь в чем жизни?
-У каждого свой.
-У всех один. Гены свои передать, понял, как можно больше баб оприходовать и всё тут.
-И у всех такой? Ну дурааак! Врешь! Я специально себе вазэктомию сделал, хах, гены.
-А раз ты для себя живешь, то и жил бы, как животное.
-Послушай, вот ты, что ли, для человечества живешь? Ты ему что сделал? Да если бы что и сделал, то ему от тебя ничего не нужно вовсе, понял, философ комнатный?
-Да я, знаешь, смысла жить и вовсе не вижу, хоть сейчас с балкона прыгай.
-Но-но! – Я похлопал Влада по плечу. – Смотри мне! Завтра же пойдем и выберем тебе смысл жизни. Тебе это нужно. Ты несчастен.
-Ай ну тебя к дьяволу.

***

Наутро пошли в магазин. Скромная потемневшая от времени вывеска, совсем не приметная «Магазин смыслов жизни». Широкие металлические двери раскрыты. Рядом мусорный бак, забитый невесть чем. Птичий помет и луковая шелуха – откуда она здесь? – у входа.
Само заведение располагалось в подвале. Неудобная старинная лестница с крутыми ступеньками сворачивала вниз. Люди, жаждущие обрести смысл жизни, не раз ругали матом магазин и его хозяина, спускаясь по этому темному пространству.
Магазин в рекламе не нуждался. Место было популярным. Особенно в будние дни, после семи вечера. Простому обывателю, радостному от собственного существования, найти магазин смыслов жизни было непомерно трудной задачей. Тот же, кто жаждал осчастливиться или хотя бы найти повод жить дальше, находил это заведение без особого труда. Особенно преуспевали в поисках подвипывшие работяги. Накидавшись в баре «Веселый леший» в паре кварталов отсюда, серьезные татуированные мужики в майках, штурмовали магазин. Вваливались в подвал, омывая слезами грязный пол, пытались объяснить хозяину – Арсению Андреичу – чего же им всё-таки нужно. Уходили, успокоившись, под вечер, задолжав Андреичу, и вынужденные в течение года отдавать половину зарплату владельцу магазина. Арсений Андреич знал, что рабочие не обманут. В конце концов – для них он волшебник. Этот небольшой седовласый старик с приятным голосом избавлял этих людей от многих душевных страданий. С этим не справлялась ни трава, ни выпивка. Арсений Андреич знал своё дело.
Мы спустились в подвал. Я поморгал, давая глазам привыкнуть к сумраку. С потолка свисала шестидесяти ваттная лампочка. Потолок - облезлая штукатурка. Стены – обои в цветочек. Советская потрескавшаяся плитка на полу. И больше ничего. Пустая комната три на три метра. Справа еще один дверной приём. Глаза уже привыкли к полумраку. Влад огляделся:
-А дальше что?
-А ничего… - раздался потусторонний голос.

Я вздрогнул. Арсений любил испытать лишенных смысла жизни людей страхом. Влад и бровью не повел, лишь пытался разглядеть что-то под ногами.

Старик выплыл из дверного проёма, что справа. Очки с огромными стеклами, седые волосы. Старческие руки образовали подобие замка. Белая рубашка, темные брюки, на ногах – дорогие лакированные туфли, которые прекрасно контрастировали с советской плиткой.
Арсений с серьезным видом осмотрел нас. Долго изучал Влада, который с предельной внимательностью вглядывался в пол. Наконец, переключился на меня:
-Вам смысл жизни нужен? – вопросительно приподнятая бровь.
-Нет, что вы, Арсений Андреич. У меня есть. Это мой товарищ – Влад – живет не осмысленно.
-Не осмысленно? – Переспросил лукавый старик. – Может, нечаянно? – Глаза, увеличенные стеклами очков, заблестели.
Между тем, Влад посмотрел на владельца магазина.
-Что же ты, нечаянно живешь? -  Осведомился Арсений Андреич.
-Ага.
-А ты живи осмысленно! – старик сделал выпал в сторону Влада. Тот отступил на шаг, глядя на хозяина. – Платонов. «Котлован». Не читали? – Мы промолчали. – Ну куда уж вам, действительно!
-И вовсе не смешно. И неостроумно. – Влад скрестил руки на груди.
-Не смешно, мой мальчик, пережить собственного сына, страдающего туберкулезом. А потом умереть от этой же заразы. Не смешно не публиковаться при жизни. Очень много вокруг несмешных вещей, откровенно грустных. Ты выйди на улицу. Посмотри. Прикинь, зачем тебе жить. Кошки вот блюют по углам несвежими солёными огурцами, бешенные собаки кусают женщин за задницы… Как жить-то в этом мире?
-Сам не знаю. – Сказал Влад, опустив руки.
-То-то же. Потому и пришел сюда.

Я расслабился. Андреич и Влад найдут общий язык.
-Такс-такс-такс! – Сказал наконец Андреич. – Вам смысл нужен жизненный. А нам завезли новую коллекцию чипов! Стоп. – Старик повернулся ко мне. В свете одинокой лампы его лицо напомнило мне лицо мертвеца из какого-то старого ужастика. – А у вас какой смысл жизни? В каком году брали?
Я замялся:
-Уже и не упомню. Я и вовсе не брал. Просто как-то стал поэтом и…
-Понятно! – оборвал меня старик. – Понятно! Ясно, мда… А вам не кажется, что жизнь не играет новыми красками? Не съедает ли вас рутина? Может быть, депрессия, головные боли? – Андреич потирал свои высохшие шершавые ладони. Мне даже показалось, что старый козел облизнулся.
-Нет. – Отвечаю. – Полный порядок. Я счастлив.
-Что ж… - старик сразу же потерял интерес к моей персоне. – Если что, заходите. Может, я вам семью продам. Вчера завезли прекрасные экземпляры… Подотрем детишкам и женушке память и всё… Вы – любимый отец и примерный муж. – Я покачал головой в знак несогласия.
-Что ж! – Андреич покачал головой. – С вами всё ясно. Редкий случай, однако. Такс! А вы… Влад, да? Замечательно! – Арсений Андреич смерил своего клиента опытным взглядом, хотел было схватить его за плечи и чуть-чуть встряхнуть для порядку, но передумал, усмотрев недобрые огоньки в глазах Влада. – Ишь какой! Чертяга!.. – пробормотал Андреич.
-Нам завезли новую коллекцию чипов… – Начал профессионально владелец магазин, но вдруг осекся. – Понятие имеете, как смысл появляется? – Пробежал глазами по физиономии Влада, увидев полное отторжение и неприятие. – Ну ладно. Это всё потом. Сначала выберем!
-Арсений Андреич, - сказал я. – Может, в подсобку нас проведете, или куда? – Я посмотрел на темный дверной проём справа.
-О нет! Это исключено, любезный, мда, мда, никак нельзя. Товару нужна темнота. И вообще. У меня здесь всё четко рассчитано. Психологическая атмосфера, давление, вот, советская плиточка, знаете ли. Это не от недостатка средств, но для дела! Вход сюда только ищущему смысл, любезный. – Старик вскинул артритный палец вверх. – Вам бы и вообще снаружи подождать. Ну в общем, Бог с вами, стойте здесь. Ладно, ладно, хватит уже пустых разговоров! – Андреич суетился.
-Может вас что-нибудь интересует? Нечто проверенное временем? Семья? Дети? Вера в Бога?

Молчание. Я посмотрел на Влада. Отсутствие эмоций. Отсутствие воли к жизни.

-Тогда что-нибудь по Паланику! Хотите чуток саморазрушения? Немного Берроуза и наркотиков с гомосексуализмом?

Влад не реагировал. Я решил взять инициативу в свои руки:

-Может, праздник?

Старик всплеснул руками:

-Как оригинально! Как здорово. Праздник должен быть каждый день, верно? Каково это – жить без праздника! Пойдемте вставлять чип! Пойдемте же! – Андреич схватил своей ссохшейся ручонкой могучую руку Влада.
-Да. – Я отчего-то развеселился и хохотнул. – Влад, дружище, ступай с этим милым стариком!
-Не пойду.
-То есть как?! – спросили мы с Андреичем одновременно.
-Говно вы все, вот что.
-Это почему? – старик насупился. Ищущие смысл жизни так себя не ведут. Они пресмыкаются.
-Да ты вот. – Обратился Влад к Арсению. – Дрянной торгаш! И без смысла торговать сможешь. Ну а ты – Влад посмотрел на меня – Ты – гнилой писака! Поэтишка! Тоже бессмысленно существуешь. А смысл великий – жить!
-То есть как?! – воскликнул Андреич.
-Говно вы все! – засмеялся Влад и направился к выходу, не удостоив меня даже самым презрительным взглядом.

Мы слушали, как Влад тяжело ступает по металлической старой лестнице. Шаги отдавались в наших необъятных от ошеломления головах. Наконец, шаги стихли. Арсений Андреич посмотрел на  меня. «Так и разориться недолго» - сказал продавец смыслов жизни.


Рецензии