О хлебе

   Кто провёл хотя бы малую часть детства в детском саду, вспомнят, возможно, как в обед воспитательница объявляла конкурс на обладание горбушкой чёрного хлеба. На её призыв: «Кому сегодня горбушку?» - тянулся лес рук и каждый требовал: «Мне! Мне! Я, я первый!».       Воспитательница такой нехитрой провокацией решала простую проблему – чтобы на подносе с хлебом не осталось тех самых горбушек. Они на самом деле, полежав немного, скукоживались. Видимо, отсюда и получили своё название. Если она оказывалась невостребованной и отправлялась обратно на кухню, то там и заканчивала свой путь вместе с прочими кухонными отходами.
   Время идёт, люди - слава Богу - не голодают, меняется отношение к еде – многое стало доступным, в том числе заморские изыски. И за этим благополучием забывается исконно русское отношение к хлебу, который, как известно, был всему голова.
   Для того, чтобы внушить детям бережное отношение к хлебу и применяли мудрые воспитательницы свои хитрости. И здесь вспоминаются две истории, рассказанные блокадниками Ленинграда.
   Мой сослуживец, армянин Борис, рассказал со слов своей тёщи, пережившей блокаду. Она во время тех страшных дней и месяцев буквально выживала, как могла вместе с другими жителями Ленинграда. Она была преподавателем музыки, а как оказалось, даже в то время некоторые семьи имели возможность и средства для обучения своих детей. Она давала уроки на фортепьяно сыну и дочери одного ленинградского так называемого «номенклатурного» работника. Расчёт за свои труды получала чаще всего небольшим количеством продуктов - хлеба, муки, сахара.
   Однажды она пришла на очередное занятие и застала поразившую её картину – брат с сестрой шумно и весело играли, бросая друг в друга шоколадные конфеты и куски белого хлеба. Она остолбенела, но, не промолвив ни слова, начала занятия. Она дорожила этим местом и этой работой. Позже она не раз с ужасом замечала в мусорном ведре на кухне, куда её иногда приглашали попить чаю, выброшенные недоеденные куски чёрного и белого хлеба. Мы помним, что во время блокады жители города получали паёк 125 грамм черного хлеба, который выпекали из ржаной грубой муки вместе с жмыхом. Был страшный голод, взрослые и дети ежедневно погибали сотнями и тысячами. Как она ненавидела эту семью, этих детей! Но она должна была выживать сама и кормить маленькую дочь. Поэтому продолжала давать уроки музыки. Выходит, в то время в Ленинграде были разные пайки – для кого - то 125 грамм, а для кого – то и белый хлеб, и сахар, и масло, и шоколадные конфеты...
 Голодающий Ленинград, музыка и бездушные дети с подлецами – родителями. Подлецами потому, что призывали они на словах к одним принципам, но сами жили по другим.
   Другую историю поведал мой друг Виктор. Однажды он был в Ленинграде в командировке на конференции. Во время обеденного перерыва он оказался за одним столом с пожилым профессором, ведущим специалистом по обсуждаемой на конференции теме. Виктор обратил внимание, как осторожно и даже трепетно профессор разламывал кусочки хлеба над тарелкой, где они лежали. За разговором обеденное время пролетело незаметно, и они уже собрались уходить. Перед тем, как встать из-за стола, профессор взял тарелку из - под хлеба, собрал аккуратно оставшиеся хлебные крошки в левую ладонь и отправил крошки в рот так, что ни одна не просыпалась мимо. Заметив удивлённое лицо Виктора, профессор объяснил: « Я блокадник, провёл все месяцы блокады в осаждённом Ленинграде. У нас на всю оставшуюся жизнь особое отношение к хлебу…». После этого он замолчал.
   Больше они к этой теме не возвращались. Хлеб на русской земле всегда был не просто едой. 


Рецензии