Золотой жёлудь

Подняли однажды звери тревогу – нет у них в лесу порядка: волки зайцев обижают, медведи улья разоряют, куницы у тетеревов яйца воруют, белки скорлупу от орехов повсюду раскидывают…
           Надоела зверям такая сумятица, и решили они выбрать себе правителя, чтобы он и за порядком следил, и честной суд совершал, и лесных жителей к миру – правде призывал.
           Полетели сороки – белобоки по лесу и всем объявили:
- Приходите, звери, на большую поляну! Будем лесного царя выбирать!
         Заволновались звери, заторопились… Кто ж не хочет царем стать?
         На следующий день собрались все на большой поляне: кто бегом, кто скоком, кто летом – а все пожаловали.  Затеяли звери спор, кто из них будет самым главным.
         Спорят, спорят, да решить никак не могут.
         - Я буду вашим царем! – прокричал дятел, платьем – пестрый, носом – острый, - Я и деревья лечу, и за чистотой в округе слежу!
         - Куда тебе, длинноклювый? – перебил его барсучок – пушистый бочок, - Ты один за всем лесом не уследишь. Пока будешь жучков – паучков негодных из коры выклевывать, вокруг такое может случиться! Я буду вашим царем! Я ночью не сплю, буду за порядком следить.
        - Ну, уж нет, пушистый, - ответил ему кабан – клыкан, - Ты ночью не спишь, зато днем в норке прячешься. Не быть и тебе царем!
         
         Спорят звери день, спорят другой, никак не могут решить.
         Вот и лета пришел конец, осень наступила, а звери все спорят
а спорят.
         Прилетел однажды на поляну старый мудрый ворон. Звери к нему:
        - Ворон – ворон! Ты на земле сто лет живешь, многое видел, многое слышал. Помоги нам разрешить наш спор! Скажи, как выбрать хозяина леса?
         - Что ж, знаю, как вам помочь, - прокаркал ворон, - За дремучими лесами, за непроходимыми борами, за топкими болотами да глубокими озерами растет большой дуб, на том дубу висит золотой желудь. Кто этот желудь найдет, тому и быть царем леса.
          Обрадовались звери, запрыгали, понравилась им такая идея.
          На следующее утро, только солнышко вышло из облачков, кинулись звери искать большой дуб. Кто бегом, кто скоком, кто летом – а все искать отправились.
          Зайчик тоже собрался бежать – высунулся из норки, да увидел, что дождик сильный идет, по мордочке так и хлещет. Испугался зайчик: «Ой, забьет меня дождик!», - и спрятался в норку. А звери тем временем продолжали поиски.
         
          Опустел лес, никого в нем из крупных зверей не осталось, только медведь. Сидит он себе в малиннике да ягоды ест. Увидел его старый ворон, подлетел, и спрашивает:
          - А ты, косолапый, что тут делаешь? Неужто царем стать не хочешь?
          - Зачем мне это? - протянул медведь, - Я сам себе царь – хочу малину ем, хочу мед… Не медвежье это дело – зверями править!
          - Чудной ты, однако! - каркнул ворон и улетел.
           А тем временем по полю бежит лисичка – хитрая сестричка, хвостиком виляет да песенку напевает:
                Как найду я желудь золотой-золотой,
                Да как стану я владычицей лесной,
                Будут мне все звери службу служить,
                Моей верой – правдой дорожить, дорожить!

           Бежит личика, бежит, да как за корягу зацепится, да как кубарем покатится. Упала, и встать не может. Уж сильно лапка болит.
           Вдруг на полянке показался волк – зубами щелк. Видит - лиса калачиком лежит. Он к ней.
           - Что ты, лисонька, так пригорюнилась?  Что ты, кумушка, так опечалилась?
           А лисичка ему отвечает:
- Ох, я по полю бежала, а корягу не видала. Вдруг как лапкой зацепилась, как по полю покатилась... Помоги мне, куманек, довези на спинке до соснового леса, а там уж я домой пойду.
         
           Жало стало волку лису. Делать нечего – повез. А лисичка лежит на волчьей спинке, да приговаривает: «Как выздоровею, как вскачу на четыре лапки и… дальше побегу».
          Шли долго ли, коротко ли, шли близко ли, далеко ли, вдруг видят - посередине тропинки дерево поваленное лежит, ствол у него большой, ветки длинные, вокруг не обойдешь – справа топкие болота, слева глубокие озера, никак не переплыть. А лисичка как на волка лапками упрется, да как через дерево перепрыгнет.
         - Ох, спасибо тебе, куманек, выручил ты меня! - затараторила она.
         - Я тебе, кумушка помог,  - зарычал волк, - теперь ты мне службу окажи!
         - Не уж, волчик, сам себе помогай! У меня у самой дела есть.
         Хвостом пушистым плутовка вильнула, да след ее простыл.
         Волк от обиды заскулил, да делать нечего… Пошел другую дорогу искать.
         Бежит личика сосновым бором, вдруг видит, лось рогами в сосновых ветках застрял.
        - Как же тебя, длинноногий, так угораздило? - захихикала лиса.
        - Ты, кума, лучше помоги мне из веток рога вытащить, - ответил сердито лось, - а я тебя на спинке куда скажешь - довезу.
          Понравилось лисичке этот уговор. Встала она лапками на нижние ветки, рога  лосю распутала, да вдруг, ветка как проломится, лисичка, как в овраг покатится.
         - О-ой, - застонала лисонька, - я  тебе, братец  помогла,  теперь ты мне службу окажи! 
         - Как найду золой желудь, так и помогу!
         Фыркнул ноздрями лось и дальше побежал.
         
         А тут и  осени конец наступает. Стал медведь себе берлогу искать. Да чтобы никто ему зимовать не мешал, решил он найти ее в дремучем бору. Идет медведь по бору, идет и видит перед собой большой дуб, у этого дуба корни огромные, как раз для берлоги подойдут. Обрадовался медведь своему новому жилищу, стал его облагораживать: из под корней сырую листву выгребать, да ветками  землю застилать.  Роет, роет он себе берлогу, как вдруг с ветки, что-то тяжелое сорвалось, да  по макушке его, «бац!», и  ударило.
         Оглянулся медведь, смотрит - желудь на траве лежит,  желудь не простой, а золотой. Посмотрел на него медведь, понюхал его, да говорит: «Зачем он мне на зиму? Его ни расколоть, ни съесть...» Откинул он желудь в сторону и дальше продолжил работу.
         А звери все ищут, ищут. Уже дремучий лес прошли, сосновый бор вдоль и поперёк прочесали, а дуба того так и не видно.
         Искали они месяц, искали другой – ничего не нашли. Так и порешил каждый, что кто - то другой  желудь нашел и уж давно лесом правит. Стали возвращаться домой. А тут ночь наступила, месяц темными тучами заволокло, ничего не видать.
      
         Вдруг заметили звери, что в самой глубине бора, что-то искрится да светится.
Стремглав побежали они на необычное сияние. Подбегают и видят: их старый приятель  Топтыгин  уж в берлогу залезает, а около нее под толстым корнем лежит золотой желудь. Звери от удивления рты пооткрывали. Не знают, что и сказать.
       Вот и лисичка пришла, хитрыми глазками зыркнула, поняла, в чем дело, да стала  к медведю обращаться:
      - Батюшка ты наш, Михайло Потапыч, уж как я рада-то, как счастлива, что ты нашим царем стал! Век тебе буду служить.
       Медведь испугался набежавших зверей, никак не поймет, что происходит.
      - Что-о? Ке-ем? - пробурчал он.
      - Ты золотой желудь нашел, значит ты - наш царь. Таков уговор был, - просопел ежик.
      
       Долго не мог медведь сообразить, что все это значит. Почесал затылок, почесал, да и спрашивает: « А что я делать-то должен?»
       -За порядком в лесу следить, всех по правде, коли надо, судить, - отвечают ему звери.
       - А мы тебя будем медом да малиной угощать, - добавил барсучок – пушистый бочок.
       Подумал, подумал медведь и решил: «Ладно, уговорили! Только мне нужно сначала отдохнуть, сил набраться, а уж потом и властвовать начинать».
      - Спи, Мишенька, спи! Мы тебе мешать не будем, - ответили звери и поплелись в родной лес.
   
       На следующее утро норки и дупла наполнились своими прежними обитателями. Кто бегом, кто скоком, кто летом – а все вернулись в свои дома.
        А зайчишка – трусишка все это время в норке сидел, да выходить из нее не смел. Сидит он и слышит: «туп-туп-туп!» Волк идет, весь грязный, промокший.
          - Ну что, серый, не ты ли желудь нашел? - спрашивает зайка.
          - Я бы нашел, если б лиса меня не обманула!
«Наверно она, хитрица, нашла», - подумал заяц. Вдруг опять слышит шорох, лисичка метется.
          - Ну что, рыженькая, не ты ли лесной царицей стала?
          - Ух, я бы стала, косой, если б лось меня не обманул!
Немного погодя слышит зайчик, что кто-то мимо его норки скачет, опять он мордочку высунул. Видит лось идет.
- Не ты ли, рогатый, нашим царем стал?
- Если бы рогами в ветках не зацепился, то уж точно бы стал, - ответил лось и дальше поскакал.
 
         А звери тем временем стали быстрей к зимовке собираться: все лето споры вели, всю осень золотой желудь искали, а к зиме так и не приготовились.
         Но зато счастливы они были, что теперь у них есть царь леса и что отныне не будет у них никаких неурядиц, а будет только мир да порядок.

                КОНЕЦ!

_________________
Художник Smith


Рецензии