Быт. 42, 36. Против или за?

(из конспекта проповеди)

“И сказал им Иаков, отец их: вы лишили меня детей: Иосифа нет, и Симеона нет, и Вениамина взять хотите, - все это на меня!” Быт.42:36

Чтобы лучше понять этот глубокий вздох, даже стон Иакова “все это на меня”, давайте оглянемся на его жизнь. В детстве - конкуренция и борьба с Исавом, в зрелые годы - с Лаваном, позже - с Самим Богом (и оказывается, что предыдущая его жизнь - борьба с Богом). На старости лет потрясения продолжаются - потеря Иосифа, затем Симеона, сейчас вот, в разгар экономического кризиса и посреди голода - угроза потери Вениамина…

Иаков сказал “все это на меня”. В английском переводе “all these things are against me” - “против меня”. Конечно же, Иаков представлял себе ситуацию в самых мрачных тонах и считал, что дела идут плохо, как никогда: Иосифа нет, Симеона нет и ему угрожает опасность, Вениамина хотят забрать.

На деле же Иосиф в последние месяцы и годы был в огромной славе в Египте, Симеон прямо сейчас был на пути к благополучию, а все текущие события способствовали спасению семьи Иакова от голода. Т.е. Бог складывал события так, чтобы они были “за” Иакова, Иаков же считал, что все события “против” него.

Мы тоже можем ошибаться с оценкой ситуации. Вот как писал об этом М.Генри: “из-за собственных ошибок и невежества, из-за слабости веры нам часто кажется, что все противодействует нам, в то время как оно содействует нашему благу. Страданиям подвержено наше тело, имущество, имя и родственники; и нам кажется, что все это направленно против нас, в действительности же они производят для нас вечную славу”.

Один человек, находясь в дороге, к ночи подошел к какому-то селению и попросился на ночлег. Ему отказали. Никто не принял его в свой дом, и он ушел за город и расположился в открытом поле. С собой у него были свеча, петух и осел. Его свечу задул ветер. Дикий кот сожрал петуха. Осла задрал лев. «Все к лучшему», – сказал тот человек и лег спать. 

Утром выяснилось, что ночью на селение напали разбойники и увели в плен всех его жителей. Понятно, что если бы путнику предоставили ночлег, он попал бы в плен вместе с остальными. То же случилось бы, если бы разбойники заметили огонь его свечи или услышали кукареканье петуха или крик осла. 

Рассмотрим эпизоды порознь. Человека не впустили в дом – это хорошо или плохо? Плохо. Сидеть ночью в незнакомом месте в темноте, без света – это хорошо или плохо? Плохо. Лишиться имущества в виде петуха – это хорошо или плохо? Плохо. Лишиться транспортного средства в виде осла – это хорошо или плохо? Плохо. 

А как выглядит картина в целом? Как редкое везение. Все, что происходит между Иосифом и братьями, когда они приходят в Египет, выглядит мрачно и угрожающе. Допросы, аресты, обвинения, угроза казнить заложника, если не приведут младшего брата, неожиданные находки в поклаже вещей, которые братья туда не клали, – происшествия, непонятные братьям: ни с кем из приходящих в Египет покупателей зерна правитель страны так не поступал, ничего плохого с ними не случалось. 

Братья не догадываются, что правитель – это Иосиф и что все события в целом ведут к их благу. То же – в другом отрывке книги Бытие. Иаков приходит к Лавану гол как сокол. Лаван обманывает Иакова с женитьбой. Иаков тяжело работает на Лавана, и целый ряд эпизодов показывает, как Лаван увиливает от платы. А в целом? Создается дом Иакова, ядро великого народа. 

Эти две истории построены так, что верным взглядом на события может быть только восприятие их в целом, вместе. Так и в нашей жизни. Нам неизвестны и непонятны переплетения событий, общий рисунок, который образуют эти нити, скрыт от нас. Если бы мы видели их не порознь, а вместе, в «узоре», мы бы поняли, что Всевышний ведет нас к лучшему.

Одна маленькая девочка вышла на дорогу, поскользнулась и упала. В это время большая машина выехала из-за угла и проехала прямо на этом месте, но так как девочка лежала, то машина проехала над ней, не задев.

Событие, которое только что было против тебя, Бог чудесно обращает в событие, которое за тебя.

Один служитель ехал с братьями на Украину. На границе была огромная пробка, потому что досмотр автомобилей осуществлялся крайне медленно. Рядом с легковыми машинами была еще очередь, состоящая из грузовиков. Тем было совсем плохо, потому что их пропускали только после легковых. Понятно было, что в очереди придется провести несколько часов. Вдруг один из водителей грузовиков развернул свой грузовик таким образом, что преградил путь легковым. Он заявил, что пока не пройдут все грузовики, которые стоят здесь уже сутки, ни одна легковая не проедет. Братья в машине начали возмущаться, мол при таком раскладе они тут вообще застрянут надолго. У служителя же на сердце было очень спокойно. Прошло 5 минут, и к ним подходит таможенник, говорит, что в связи с этим инцидентом они решили проверять грузовики, а легковые пропустить без проверки. Поэтому они проехали буквально за 5 минут.

Кстати, совсем не обязательно значение событий будет становится ясным для нас в скором времени. Что-то мы можем понять через десятилетия, а многое - только на небе. Например, увидим, что вот в эти годы у нас были постоянные материальные проблемы, потому что Бог хранил нас от искушений, перед которыми мы бы не устояли, если бы у нас были деньги. Или это надо было для того, чтобы мы помогли кому-то прийти к Богу, а если бы мы были состоятельные, это оттолкнуло бы этого бедного человека. И так далее.

“Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу” (Рим.8:28). А дальше идет чудесный стих, в котором удивительным образом объединяются два этих предлога - и “за”, и “против”: “Если Бог за нас, кто против нас?” (стих 31). Я бы еще добавил “что против нас”? Если Бог за нас, то даже скорби - за нас. Если Бог против нас, то даже успех, удача, благоприятные обстоятельства - против нас.

Давайте рассмотрим два библейских текста, в которых описаны ситуации, 1) когда Бог был за человека, но обстоятельства и люди - против, и 2) когда Бог был против человека, а обстоятельства и люди - за.

Первый случай: Пс.117. Это мессианский псалом (что особенно ясно видно из концовки псалма), т.е. он говорит об Иисусе Христе. Мы можем заглянуть во внутренний мир Иисуса. Вот Его мироощущение: “Господь за меня - не устрашусь: что сделает мне человек?” (стих 6). Но то, что Господь за человека, не означает, что у этого человека не будет проблем. И об этом говорит Пс.117. У такого человека есть враги (стих 7), он бывает в тесноте (стих 5), его окружают неприятели (стих 10) и, наконец, его сильно толкают, так сильно, чтобы он упал (стих 13).

Если Бог за нас, это не значит, что нас не будут сильно толкать. Очень может быть, что случится как раз наоборот.

Но посмотрите: то, что было против Иисуса, в результате оказалось за Него. Ведь именно потому, что Он пострадал и умер за нас, мы любим Его и посвящаем Ему свои жизни.

Все против, но Иисус не паникует. Потому что твердо знает: Бог - за Него.

Другая история - Чис.22. В ней наоборот прямо сказано, что Бог был против человека. Человек этот - пророк Валаам. В 34-м стихе Валаам с удивлением говорит, что Бог против него и против его плана: “И сказал Валаам Ангелу Господню: согрешил я, ибо не знал, что Ты стоишь против меня на дороге; итак, если это неприятно в очах Твоих, то я возвращусь”. Как будто он не знал об этом раньше!..

Бог сразу дал Валааму понять, что Он против идеи идти и содействовать языческому правителю в его борьбе с израильским народом. Но обстоятельства-то - за. Но люди - и какие знаменитые - за. Деньги сами идут в карман, так почему бы не раскрыть карман пошире?

(Кстати, эта история - хорошая иллюстрация тому, что опасно узнавать волю Божью только по обстоятельствам и мнению людей).

Заключение

Вопрос сводится к следующему: Господь за меня или против меня? Этот вопрос можно задать иначе: я за Бога? “Господь с вами, когда вы с Ним”. Если за меня Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, то как с Ним, с Этим Сыном Своим, Он не даст нам всего? Если Бог за нас, то что бы с нами и вокруг нас не происходило, это все за нас и для нас.

Проповедовал 10.07.2016


Рецензии