Работа и труд

О ЗНАЧЕНИИ СЛОВ РАБОТА И ТРУД

На основании русских пословиц, наш народ считают ленивым. «Работа не волк, в лес не убежит», «Дураков работа любит», «От работы кони дохнут», - говорит народная мудрость. Но к труду отношение совсем другое: «Терпение и труд все перетрут», «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Труд человека кормит, а лень портит».

Сегодня слова работа и труд – синонимы. Но не может же, к одному явлению быть такого разного отношения. Поэтому естественно предположить, что работа и труд два различных по сути явления, и предки наши это четко понимали.

В словах «работа», «работник», «заработок» - отчетливо слышится корень «раб». То есть «работа» это нечто подневольное, удел рабов.

Со словом труд сложнее. Но есть в языке слово «трудолюбие» - похвальное качество. Трудолюбивый человек это тот, кто не боится «трудностей». Можно посмотреть на прилагательные, которые употребляются вместе со словом «труд»: «свободный», «радостный», «честный», «доблестный» или даже «бескорыстный». Бывает правда «напрасный» и «мартышкин» труд, но это больше о точке приложения усилий, чем о труде как таковом. Людей награждают за «трудовые» подвиги. В начале XX-века, одна из российских социал-демократических групп называлась: «Освобождение труда». В советской песне поется: «Труд наш есть дело чести». Язык не повернется сказать: «Работа дело чести», а «Освобождения работы» и вовсе не бывает: только освобождение от работы.

Не буду продолжать. Все уже догадались, в чем разница между работой и трудом. Труд это когда на себя или на близких, в крайнем случае, на общество. И плоды его - твоя собственность. Работа же всегда на хозяина, работодателя. И результаты тебе не принадлежат. А вместо этих результатов тебе выплачивают «заработок», вознаграждение за потраченные усилия.

О СУТИ ТРУДА И РАБОТЫ

Вполне понятно стремление любого работника отдать усилий поменьше, а получить вознаграждения побольше. Так что не ленивые мы, а просто умные. Посмотрите на такого «ленивого» после работы: как он самозабвенно, забывая о еде и отдыхе, «вылизывает» автомобиль, чинит забор на даче или просто до трех ночи строит виртуальную реальность. Вот она разница между самозабвенным трудом и постылой работой.

«Работу» могут выполнять «рабы» или «работники». Если работы много, а производительность труда низкая работодатели стремятся удержать у себя побольше народу. Происходит закабаление людей в рабство, в крепостную зависимость. Но раб он все 24-часа в сутки раб. Поэтому рабовладелец вынужден о рабе заботится всегда, вне зависимости нужен ли ему труд раба в данный момент. Хозяину нужно выделить рабу теплое помещение для жилья, одежду, пищу, организовать какой-нибудь досуг и т.д. Ведь если раб заболеет или не дай бог, помрет - работу некому будет делать.

Если же работы мало, а производительность высокая, то проще не заводить «постоянного» раба и привлекать только на время его «заместителя» - работника. Пищу, одежду, жилье работник обретает себе сам. А если заболеет или помрет, не велика потеря – можно нанять другого. Раба трудно побудить к повышению производительности, ну разве что пороть за нерадивость. А работника всегда можно поманить хорошим заработком.

Напротив труд возможен, только в условиях свободы, или точнее воли. Труд может быть источником пропитания, а может приносить лишь моральное удовлетворение, быть бескорыстным. Но почти всегда труд – радостный, он несет гордость и удовольствие от своих результатов и достижений. Радостной же работы в природе не бывает, язык не повернется сказать так.

Люди, которые занимаются бескорыстным трудом, зовутся подвижниками. До «просвещенного» XVIII-века все ученые были подвижниками. Они изучали природу потому, что им это было интересно, а также, чтобы облегчить повседневную жизнь людей. В те времена их книги называли трудами. Нынче же ученые работают за зарплату, и понятно, вынуждены открывать то и так, чтобы это понравилось работодателю. Не исследовать природу, а обосновывать выгодные заказчику «истины». Поэтому и диссертации их сейчас называют работами.

Тоже касается и всех людей «творческих» профессий, работая за зарплату, они уже не свободны. Может быть, профессиональный журналист написал эту статью быстрее и лучше меня, но не один бы редактор не пропустил ее в печать. Только подвижники могут взглянуть на вещи с запретного ракурса.

НЕ КОНЕЦ ИСТОРИИ

Весь XX-век прошел под знаком борьбы работников за свои права. Работникам удалось добиться повышения заработков, установления пенсий и других гарантий и льгот. Этому способствовали два фактора: повышение производительности вследствие технического прогресса и страх перед коммунистическими и социалистическими идеями, распространение которых грозило работодателям потерей их прибылей.

Материальное положение работника значительно улучшилось, и даже создалась иллюзия установления вечного социального мира, о чем пишет, скажем, Фрэнсис Фукуяма в книге «Конец истории». На самом деле, основное противоречие XX-века, было притушено, но не разрешено. По формулировке Карла Маркса это противоречие между Трудом и Капиталом. Более того, потеряв страх перед социализмом, капитал пытается отобрать завоевания работников «взад». Вчера Франция протестовала против увеличения рабочей недели, такое же предложения записал в свою предвыборную программу М. Прохоров. Все знаете, как урезали оплату больничных листов. А об увеличении пенсионного возраста разговоры идут, наверное, во всех странах мира.

Вообще общественных противоречий бояться не стоит. Собственно весь прогресс состоит в разрешении противоречий. Разрешение противоречия неизбежно порождает новые противоречия и так далее. Опасно лишь пытаться спрятать противоречие, сделать вид, что его нет, наложить табу на обсуждение. Так как это дает повод для подрывных действий против общества.

Возьмем сегодняшний популярный тренд любой оппозиции – борьбу с коррупцией. А коррупция и казнокрадство, между тем, неотъемлемые черты, родимые пятно любого государства. Характерное на данном этапе противоречие. Бороться с казнокрадством силовыми методами бесперспективно. Любой созданный для этого орган быстренько включиться в пищевую цепочку и коррупция только умножиться. А то Вам не известно зачем, люди идут во власть?

В этом смысле коррупция подобна Лернейской Гидре или нашему Змею Горынычу: одну голову срубил – две отросло. Почему не сказать честно, что полная победа над коррупцией возможно только при полном уничтожении государства. Но не надо забывать, что разрешение одного противоречия неизбежно породит другие. Украина недавно попробовала. Тему государства и коррупции оставим на другой раз и продолжим труд о работе.

ОБ  «ОВЦАХ» И РЕФЛЕКСИИ

Виктор Кандыба в книге «Сверхвозможности человека». Приводит любопытное разделение любого общества на «пастухов» и «овец», причем утверждает, что так было всегда, и так будет всегда. Последнее утверждение я уже оспаривал в статье «Три мировоззрения» (http://www.proza.ru/2013/05/15/1652) и повторяться не буду, а просто воспользуюсь его аналогией в своих целях.

В свете сегодняшней темы под «пастухами» будем понимать работодателей, а под овцами их работников. И если с овцами все ясно, то к пастухам нужно отнести не только «хозяев заводов, газет, пароходов”, но и всю верхушку власти. Так как государство перераспределяет через бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды половину всего ВВП, и тем самым является крупнейшим в стране работодателем. Думаю, не надо объяснять, что «пастухам» «овцы» нужны не сами по себе. А потому что дают шерсть и мясо.

По этой же причине «пастухи» вынуждены проявлять заботу об «овцах». Быть сегодня «овцой» не так уж плохо. Если ты не совсем овца беспутная, не пьешь запоем, не прогуливаешь и не посылаешь мастера «куда подальше», то твоего заработка хватит на хлеб, кров и пиво. Может быть, даже на дачу и подержанную иномарку.

Если чуть поднапрячься: получить образование выше среднего, почаще попадаться на глаза и поддакивать начальству, то можно перейти в разряд «овец» тонкорунных. С квартирой в окрестностях престижного района, машиной бизнес класса и загородным домом.

Как мы поняли «овца» получает сытую жизнь. А так как она почти не отвечает за конечный настриг шерсти, то еще и жизнь беззаботную, лишенную многих проблем, которые приходится решать «пастухам». Главное для благополучия «овцы» все одобрять, ни с кем не спорить, и ни во что не вмешиваться. «Пастух» обо всем позаботиться. «Овце» не нужно принимать серьезных решений, за которые придется отвечать, а поэтому не требуется выносить собственных суждений о мире, можно вполне полагаться на мнения, что предлагают «пастухи».

Выпадение из борьбы за выживание, как скажем у животного в зоопарке, отбивает напрочь инстинкты присущие виду. Если отпустить такое животное в дикую природу, оно уже и потомства не оставит, а скорее всего умрет от голода.

Говорят, что разум отличает человека от животного. Это неправда. Ваша кошка или собака совершает уйму вполне разумных действий. Просится гулять, находит миску с водой, даже корректирует поведение в зависимости от вашего настроения. Можно обучить питомца разным забавным трюкам. Единственное, что ему не по силам – это давать оценку своим и вашим действиям и подвергать их сомнению, это прерогатива только человека.

Фридрих Энгельс утверждал, что труд сделал из обезьяны человека. А разве обезьяны не трудятся? Чтобы добыть пищу, они залезают на высокие деревья, сбивают бананы палками, колют орехи и моллюсков камнями, но людьми от этого не становятся. Не всякий труд делает человека, а только труд творческий. Труд - освященный сомнениями, поисками, пробами и открытиями.

А вот этого как раз «овце» не хватает. Придя на работу, человек встречается с новым коллективом и новыми задачами. Учиться, делает собственные открытия, строит планы, вносит предложения, ведь любопытство и радость познания человеку свойственны. Но проходят полгода, год, иногда, если работа очень сложная лет десять, и эффект новизны теряется: все освоено, остаются текучка и рутина.

Западные психологи рекомендуют раз в пять лет менять место работы, чтобы не утрачивался эффект новизны. Эта рекомендация не решает проблему, а только может отсрочить наступление кризиса. Ведь с каждым переходом будет расти и Ваша квалификация, и новизны будет все меньше и меньше.

Именно способность подвергать свои действия сомнениям или, как говорят философы, рефлексия и отличает человека от животного. Как раз такая способность вредна для работника, ведь известно: «Я начальник — ты дурак!» Поэтому поколение за поколением работники эволюционируют  к состоянию «овцы». Если труд сделал из обезьяны человека, то работа производит обратный процесс.

Что же делать бедным «овечкам»? Если сказать коротко, меньше работать, а больше трудиться. А как этого достичь рассмотрим позже.

Продолжение следует.


Рецензии
Уважаемый Михаил! Пословица - «Терпение и труд все перетрут», это формула моей жизни.
Спасибо, за интересную, мудрую, полезную публикацию.
С теплом и уважением.

Петров Сергей Петрович   22.11.2020 15:24     Заявить о нарушении