Ночь нежна. Скотт и Зельда Фицджеральд

Их история началась в «ревущие двадцатые»- эпоху джаза, чарльстона, безумных вечеринок и потрясающих платьев, эпоху талантливых, молодых и дерзких. В те далекие годы мир лежал у ног Зельды и Скотта, а будущее сверкало и переливалась, словно бриллиант в обручальном кольце, обещая многие годы блаженства. К сожалению, обручальные кольца не всегда гарантируют вечную любовь, а реальность грубо корректирует самые блестящие перспективы.

Зеленоглазый лейтенант

Зельда Сейр, дочь уважаемого судьи  была самой популярной девушкой в провинциальном Монтгомери, штат Алабама. Американский Юг – место весьма консервативное. Юным девам предполагалось быть скромными, замужним матронам – чопорными, джентльменам – работать, играть в гольф и пить бурбон. Зельда из годами выверенной схемы выбивалась. Еще малышкой она предпочитала лазать по деревьям и крышам вместе с мальчишками. Мать отвела ее в школу танцев, надеясь этим удержать ее от проказ. Попытка провалилась, но балет с тех самых пор стал главной любовью Зельды. В музыке и движениях балета была радость и драма, страсть и романтика – все то, чего она хотела от жизни, и что жизнь в Монтгомери не могла ей предложить.

В тот год, когда малышке Сейр должно было исполниться 18, она уже довольно профессионально танцевала. Неспроста именно ей из всех девушек балетной труппы доверили соло на торжественном балу в главном клубе городка. Зал был переполнен офицерами, многие из которых восхищенно смотрели на юную особу на сцене, над которой, казалось, не властно земное притяжение. Но сама Зельда обратила внимание на высокого офицера с зелеными глазами, глубокими и неспокойными, словно море во время шторма.

Когда лейтенант Скотт Фицджеральд пригласил ее танцевать, Зельда уже знала, что он писатель, Скотт же узнал, что хорошенькая Зельда остра на язычок. Когда оркестр заиграл вальс, всем показалось, что эти двое долго репетировали накануне, так органичны были их движения.

Enfants terrible

Все было так быстро… Вечеринка по случаю ее восемнадцатого дня рождения, которую устроил Скотт. Их прогулки, поцелуи, джин из фляжки, безудержный смех, а затем -- предложение стать миссис Фицджеральд и уехать. При всей своей взбалмошности, Зельда любила родную Алабаму с ее неспешным укладом. Скотт предлагал ей совсем другую жизнь, жизнь манящую и пугающую. Зельда сделала глубокий вздох и согласилась на приключение.

Хотя период помолвки был омрачен многочисленными ссорами и неодобрением родственников Зельды, 3 апреля 1920 свадьба все-таки состоялась.

Скотт тем временем начал зарабатывать, и зарабатывать много. За неделю до свадьбы вышел роман «По ту сторону рая», имевший огромный успех. Нью-Йорк встретил юную чету Фицджеральдов с распростертыми объятиями, как встречал всех молодых, талантливых и богатых. Скотт и Зельда стали знаменитостями, газетчики обожали эксцентричную пару, не скупившуюся предоставить очередной повод для скандального заголовка: Скотт разделся в театре! Зельда купалась в фонтане! Газеты расходились как горячие пирожки, а enfants terribles стали лицом своего поколения.

В их жизни началась череда бесконечных безумных вечеринок, на которых джин лился рекой, а новые знакомства завязывались сами собой. Например, с Хемингуэем. Его странная дружба с Фицджеральдом длилась всю жизнь, дружба, в которой Скотт старался приблизиться к искусно вылепленному Эрнестом образу мачо, а Хем не стеснялся пользоваться ни кошельком Скотта, ни его советами для собственных книг. Не постеснялся как-то Эрнест и зажать в темном углу Зельду, которой чудом удалось вырваться. Хемингуэй отомстил, начав называть Зельду сумасшедшей. Зельда в свою очередь всю свою жизнь ненавидела Эрнеста, но никак не могла повлиять на их с мужем дружбу.

Спаси меня, вальс

В 1921, когда Скотт закончил второй роман «Прекрасные и проклятые», Зельда родила девочку, которую в честь отца назвали Фрэнсис «Скотти» Фицджеральд.  Скотт нанял Зельде нянек, повара и горничную, так что быт не сильно заботил ее.
Зельду заботило другое. Ей хотелось быть чем-то большим, чем женой Скотта Фицджеральда. Хотелось так же сильно, как в детстве, когда она мечтала перестать быть малышкой Сейр.
По заказу издательства, Зельда написала остроумную рецензию на роман мужа. Критики отметили оригинальность ее стиля. Окрыленная Зельда пишет еще, но ее произведения публикуют под фамилией мужа. Скотт мотивирует это тем, что «иначе тебе это не продать».

Скотт пьет все больше, а Зельде все более одиноко. На Ривьере она влюбляется во французского летчика и даже просит развода, но Скотт не отпустил ее. В этот тягостный период он заканчивает «Великого Гэтсби», принесшего ему мировую славу.
Затем – все больше драмы, спровоцированной отношениями Скотта с юной старлеткой. Его роман «Ночь нежна» довольно точно отражает события тех лет.
Чтобы спастись от черной меланхолии, Зельда возвращается к самому первому своему возлюбленному – балету. В 27 лет она практически перестает есть и по много часов в день тренируется в танцевальном классе. Упорство Зельды приводит к тому, что ей предлагают главную роль в итальянском балете, но, как и следовало ожидать, Скотт не отпускает ее.

Если бы Скотт позволил Зельде быть не только музой, может быть, все закончилось по-другому. Но вышло так, как вышло – Зельде ставят диагноз «шизофрения» и запрещают заниматься балетом, внушая, что для женщины нет большего счастья, чем быть мужниной женой. Взрослая и измученная «малышка» Сейр в психиатрической лечебнице пишет отчаянную книгу «Спаси меня, вальс!». Ее последняя попытка реализовать себя.

Фрэнсис Скотт Фицджеральд умер от сердечного приступа в 44 года. Зельда пережила его на 8 лет – она погибла при пожаре в психиатрической больнице в 1948 году.
Прекрасные и проклятые, они похоронены вместе, а на надгробии выгравированы слова из «Великого Гэтсби»: «Так мы и пытаемся плыть вперед, борясь с течением, а оно все сносит и сносит наши суденышки обратно в прошлое».


Рецензии
Здорово! И -- спасибо.

Ирина Торпачева   12.07.2016 16:42     Заявить о нарушении