Тэлиотитологии история. 13 Индийское учение

ВНИМАНИЕ! При цитировании и разработке размещенного на странице материала ссылка на автора(-ов) обязательна





ИСТОРИЯ ТЭЛИОТИТОЛОГИИ. ИНДИЙСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧЕНИЕ О СОВЕРШЕНСТВЕ КАК ОБ АТМАНЕ


Древнеиндийское учение об Атмане (о самости, о духе, о «высшем Я» человека), рассказывает о вечной, неизменной духовной сущности, продолжении Божьего Духа в живых существах, осознающего Свое существование. После достижения этого чистого и совершенного состояния человек осознает себя как «чистую душу» («Атму»): «я - не это, я - То», «я есть Святой Дух, и я это знаю». В качестве совершенного пребывания очищенной души в Святом Духе, душу человека соотносили с «абсолютным бытием» - духовной жизнью, «растворенной» в Создателе Вселенной, отмечая Их слияние. Так в Писании Древней Индии рассказывалось о вдохновении человеческой души, постигающей совершенство Бога в союзе с Ним.

Согласно «Упанишадам», различают индивидуальную душу («господь человека») и высший Святой Дух («Господь господа человека»). Как проявление Святого (чистого) Духа в человеке очищенная и совершенная душа не только создает духовные и плотные миры, но и отождествляется со Святым Духом, с Творцом Вселенной, с бытием в духовных мирах. Святой Дух - Тот, благодаря Которому видят, слышат, обоняют запахи, произносят речь, распознают вкус, - действует в человеке через его душу.

Святой Дух как «состояние совершенства» человеческой души называется миром всех чистых существ, состоит из речи, разума и дыхания. Чистые жизненные силы, миры, духовные и плотские существа выходят из Святого Духа подобно «паутине из паука», «искрам из пламени» и т.п. Рассказывается, что небесный мир и Вселенная покидают тех, кто считает их отличными от Святого Духа, потому что, подобно тому, как все спицы заключены между ступицей и ободом колеса, так и все существа, миры, дыхания, души заключены в высшем Святом Духе. При этом, Святой Дух, Который является Духом совершенства, отличен от природных стихий, существ, чувств, познания, в которых и вокруг которых Он находится. Святой Дух непостижим, потому что Он не постигается, неразрушим, потому что Он не разрушается, неприкрепляем, потому что Он не прикрепляется, не связан, не колеблется, не испытывает угнетения и т.д.

Первые свидетельства об Атмане как о духовно-сущностном и безупречном начале человека содержатся в «Атхарваведе», где достигший совершенства в воздержании человек знает того Атмана (Святой Дух, состояние чистоты и совершенства души), Который мудр, непреходящ (вечен) и «вечно молод» (Х, 2:43-44). В «Шатапатха-брахмане» утверждается, что Святой Дух есть царь и правитель всех существ (XIV, 5.5.15), что весь мир умещается в Святом Духе, во «внутреннем сердце», которое меньше рисового, горчичного или просяного зернышка и даже сердцевины рисового зернышка и одновременно больший, чем Земля, атмосфера, Небеса и все миры. Это вседействующее, всежелающее, всеобоняющее, всеощущающее, всеохватывающее, «молчаливое» и ничем не обусловленное начало есть проявление совершенного Святого Духа через индивидуальную душу. Святой Дух сокровенный, и Он же – Божье бытие, в которое «входят» все познавшие это после смерти физического тела.

Согласно «Атхарваведе», чистая душа человека понимается как его личное «Я», являющееся отражением совершенного Святого Духа в глубине души. В «Упанишадах» душа рассматривается как «внутренняя сердцевина», коренящаяся во всех сознающих это и чистых существах. С одной стороны, Атман выступает в качестве внутреннего «я», т.е. индивидуальной чистой души, а с другой – сливается с Божьим Духом и бытием, а следовательно сливается с Творцом Вселенной. Отождествление чистой души (Атмана) и Святого Духа (Брахмана) осуществляется через ряд промежуточных ступеней, для которых характерно самосовершенствование человека при его духовной работе над собой.

Единство Божьего Духа и человеческой души достигается благодаря одновременному «снятию» противоречий при соединении противоположных атрибутов в едином целом. «Вот мой Атман в сердце - меньше зернышка риса или ячменя... Вот мой Атман в сердце – больше всей Земли...» («Чхандогья-упанишада», III, 14:3). Напряжение между противоположными характеристиками позволяет определить Святой Дух и чистую душу через отрицание физической реальности: «Он, этот Атман, обозначен так: не это, не это, Он непостижим, потому что не постигается, не разрушим, потому что не разрушается» («Брихадараньяка-упанишада», III, 9:26).

Со временем древнеиндийское учение об Атмане видоизменилось в буддийское учение о совершенстве («дзогчен»), хотя в буддизме и отрицается связь этих учений; а также в китайское учение о пути вещей (даосизм), философия которого также применяет одновременное сочетание противоположных атрибутов на пути духовного совершенствования. Представления об Атмане как о совершенной душе также встречаются в иудейской Псалтири Давида («Сказал Господь господу моему:…» - Псалом 109:1), христианских «Евангелии от Луки» («Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.» - «Евангелие от Луки», гл. 17:21) и «Евангелии от Матфея» («… Царство небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем.» «Евангелие от Матфея» гл. 13:31).

О предмете тэлиотитологии
http://www.proza.ru/2016/07/02/1011


Рецензии