Тэлиотитологии история. 14 Тибетское учение

ВНИМАНИЕ! При цитировании и разработке размещенного на странице материала ссылка на автора(-ов) обязательна



ИСТОРИЯ ТЭЛИОТИТОЛОГИИ. ТИБЕТСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧЕНИЕ О СОВЕРШЕНСТВЕ КАК ОБ ИЗНАЧАЛЬНОМ СОСТОЯНИИ БУДДЫ 


Древнетибетское учение о совершенстве (о завершенности, о всецелой завершенности), называемое также «махабинду» (санскр.), «дзогчен» (тиб.), рассказывает об изначальном состоянии совершенства, ясности и прозрачности как об изначальной и неотъемлемой природе каждого существа. Это сияние ума и души рассматривается ясным, чистым, всеобъемлющим. Оно описывается как «изначальное естественное осознание и состояние», не имеет формы, но проявляет, воспринимает, переживает, отражает и выражает все возможные формы. Оно делает это будучи незатронутым этими формами. Как пример рассматривается зеркало, которое проявляет любые отражения, но они не влияют на зеркало. Если человек способен поддерживать в себе состояние совершенства («состояние махабинду» в индуизме и буддизме, «состояние дзогчена» в тибетстком буддизме, «состояние Божьей благодати, чистой души или Святого Духа» в христианстве), то более не переживает страдания.

Это чистое состояние, изначально присущее каждому живому существу, является «состоянием Господа», или «совершенным, пробужденным сознанием». Будучи вне пределов, ограничений времени и условий, это состояние считается средоточием и стремлением всякого живого существа.

Суть тибетского учения о совершенстве, уходящего истоками в древнеиндийское учение об Атмане (о «высшем Я»), была представлена Гарабом Дордже в Трех Заветах, переданных им ученику Манджушримитре, суть которых в следующем: прямое ознакомление с природой изначального сознания;  устранение сомнений; закрепление этого состояния.

Тибетское учение о совершенстве делится на три раздела: 1) о природе ума; 2) об изначальном пространстве; 3) устные наставления. В нем утверждается, что можно достичь состояния совершенства Господа в течение одной жизни, в том числе путем реализации «тела света» («радужного тела») в конце жизни.

В разделе о природе ума описывается, как войти в состояние вдохновенного созерцания, достичь устойчивого внутреннего покоя, затем запредельного вИдения, в котором это состояние (покоя) растворяется и , пробуждая, одновременно создает внутреннее «не-движение» в мыслях и впечатлениях. При этом достигается «недвойственность» и «равностность» - состояние, «где все имеет один вкус». Когда происходит объединение со своим высшим (естественным) состоянием, каждое действие совершается в недвойственном состоянии созерцания, что дает возможность воспринимать все возникающие события как «самосовершенную игру своей энергии».

Раздел о природе ума содержит следующие своды правил различных авторов (названия показательны для науки): «Кукушка присутствия», «Великая потенциальность», «Полет Гаруды», «Очищение золота от руды», «Неопадающий стяг победы - великое пространство Ваджрасаттвы», «Наивысшая гора», «Царь пространства», «Украшение блаженства, инкрустированное драгоценностью», «Совершенство, включающее все», «Сущность Бодхичитты», «Бесконечное блаженство», «Колесо жизни», «Шесть сфер», «Всепроникающее совершенство», «Драгоценность исполняющая желания», «Чистое присутствие, объединяющее все», «Наивысший Владыка», «Постижение истинного значения медитации», «Царь всетворящий», «Чудесный Царь», «Десять завершающих учений».

В разделе об изначальном пространстве описывается одновременная практика ясности ума с открытыми глазами, когда все видение объединено; практика свободы ума, когда глаза сосредоточены на пустом пространстве, не мигая, а возникающие мысли не отвлекают; практика блаженства, когда при полном присутствии ощущение, будто тела нет совсем.

Раздел об изначальном пространстве содержит следующие своды правил различных авторов (названия показательны для науки): «Владыка безмерного пространства», «Великое пространство всеблагого Самантабхадры», «Самопроявленная энергия знания-вИдения», «Колесо всех советов», «Путь благородных», «Равный безмерности пространства всеблагого Ваджрасаттвы», «Тайный светоч», «Колесо драгоценностей», «Тайна мудрости», «Совершеннство мудрости», «Чистый учитель, пробуждающий сознание», «Лучи света оружия пробуждения»).

В разделе устных наставлений также описывается одновременная практика созерцания и достижения состояния внутреннего совершенства, связанная с телом, глазами, при которой все видимое воспринимается своей энергией.

Раздел об изначальном пространстве содержит следующие своды правил различных авторов (названия показательны для науки): «Самовозникающее совершенство», «Вне букв», «Самопроявленное знание-вИдение», «Самоосвобождающееся знание-вИдение», «Груда драгоценностей», «Сверкающие реликвии», «Звук всепроникающий», «Счастье, наделенное красотой», «Сердечное зерцало всеблагого Ваджрасаттвы», «Зеркало ума всеблагого Самантабхадры», «Прямое введение», «Ожерелье драгоценного жемчуга», «Шесть пространств всеблагого Самантабхадры», «Пылающий светоч», «Союз Солнца и Луны», «Совершенный лев», «Россыпи драгоценностей», «Пространства сверкающей ясности».

На индийском флаге изображен буддистский символ - «колесо закона» (дхармачакра). В современной светской Индии этот символ объясняется как «символ движения и течения времени». Колесо закона с 24 спицами называется «колесом Ашоки», символизирует течение суток, долг, древнее учение о совершенстве, просветлении, освобождение от круговорота рождения-умирания в плотном мире, в буддизме тесно связано с термином «поворот колеса учения». Круговорот рождения-умирания в плотном мире еще в индуизме назывался колесом кармы (сансара), отражая круговращение бытия, «переодевание» души во все новые тела в плотной Вселенной.

История буддизма в Индии подразделяется на три периода, называющихся «Три поворота колеса закона». При этом считается, что Будда единожды повернул колесо Дхармы в Оленьем парке в Сарнаттхе, произнеся первую проповедь для пятерых аскетов. Вращение колеса символизирует изложение и объяснение вселенского Закона о совершенстве для спасения живых существ. Термин «вращающий колесо Закона» в буддизме обозначает также идеального руководителя.

Движущееся колесо является древним символом, обозначающим цикличность и повторяемость. Например, индийская «система чакр» в строении человеческого поля, китайский символ «Инь и ян». Из-за того, что колесо символизирует циклически развивающее мироздание, в древнем Тибете колеса были запрещены к применению в повседневной жизни. В древнем Египте колесо служило символом солнца и звезд. В мифологии термин «Колесо года» обозначало ежегодно повторяющуюся последовательность сезонов.

О предмете тэлиотитологии
http://www.proza.ru/2016/07/02/1011


Рецензии