Сплав таланта и вдохновения

                ( С выставки работ художника Бориса Шубина)

    Имя Бориса Шубина, выпускника Абрамцевского  художественного училища, не нуждается в особом представлении.  С появлением в нашей республике этого художника связано второе рождение  татарской национальной керамики.
    Тринадцать лет работая в избранном  им жанре декоративно-прикладного искусства, он с завидной целеустремленностью утверждает в  своих произведениях черты самобытного искусства Татарии.
    Период расцвета  керамики, как отмечают историки, приходится на то время, когда булгарские мастера многие столетия назад создали свои методы работы с обожженной глиной, заложили начало тех традиций в приемах декорировки изделий, которые мы сейчас  называем национальными. Их продолжил и развил Борис Андреевич Шубин, художник цеха керамики Казанского комбината строительных материалов. И вот уже вторая по счету  его персональная выставка экспонируется сейчас в зале Государственного музея ТАССР. А в общей сложности Шубин – участник шестнадцати выставок. Его изделия выпущены почти миллионным тиражом и известны за пределами нашей республики.
    Работы на стендах -  плод творческих поисков художника, его раздумий над судьбой древнего и теперь помолодевшего искусства гончаров. Это сто тридцать экспонатов, отражающих разные периоды его творчества – художественная и бытовая посуда,, скульптуры на темы татарского фольклора, произведения мелкой пластики.
    Позади большой исследовательский труд. Шубин познакомился со всеми материалами по прикладному искусству Татарии.  В этом ему немало помогли  археолог,профессор А. Халиков, кандидат исторических наук Т.Хлебникова, ученый-искусствовед Ф.Валеев.
    Значительно расширились его познания после работы с материалами в музеях Казани, Москвы, изучения татарского народного фольклора и произведений классиков татарской литературы. Обогатили и поездки на крупные фарфоровые и керамические заводы.
    Шубин сумел извлечь из глины декоративные качества в подлинно татарском стиле, тем самым заставив искренне восхищаться и знатоков, и любителей.
    Творчески переработанные элементы татарского орнамента в союзе с лаконичной формой изделий, а также явно экспериментаторский метод мастера  придали его работам ту выразительность,  которая позволяет считать реальностью  существование «шубинской» керамики.
    Заявление такое не более смело, чем сама деятельность  этого талантливого человека.
    От скромных сувениров  к персонажам народных легенд, героям сказок Тукая,  от юмористических статуэток  к декоративным вазам и блюдам, к оригинальным наборам национальной посуды ведут стенды выставочного зала. Изящество форм питьевых сосудов, ваз, тарелок, строгость орнаментального рисунка подчеркивают декоративные качества обожженной глины. С неистовой изобретательностью художник находит все новые и новые средства более полной реализации возможностей глины.
    Обжиг в различных режимах с целью получения нового оттенка глазури, необычной фактуры черепка. Автор словно стремится освободить в глине то, что скрыто внутри.
    Его скульптурные произведения, навеянные мотивами сказочных сюжетов («Алтынчеч», «Шурале», «Су-анасы» и другие) поэтичны и отмечены той лирической грустью, которая будит в нас раздумье.
    Шубину принадлежит первенство и в создании новых видов посуды, прямо адресованной национальной татарской кухне.
   Широта диапазона творческих исканий автора впечатляет. И главное здесь не только в наглядной демонстрации удачного сплава таланта, воли и трудолюбия, но и редкого умения извлекать максимум из минимума.
    -Когда-то однажды Щубин пришел со своей идеей – делать на кирпичном заводе керамические изделия., - рассказывает главный инженер комбината строительных материалов И.С.Безденежных. – Мы поначалу  нашли ее попросту фантастической. Но он облачился в робу, сам колдовал в сарайчике над глиной, буквально  ночевал там  и представил первые изделия. Никакой дополнительной агитации не понадобилось. Цех художественной керамики получил прописку на комбинате вот таким необычным образом. На первых порах Шубин возглавил новое производство, приняв на свои плечи трудности становления. И даже сейчас он живет всеми заботами цеха, обязательно участвует во внедрении каждого образца. Немалая заслуга Шубина в том, что  настоящими мастерами стали глазуровщицы Мария Евсеева, Мадина Фаизова, маркировщица Тамара Борисова, литейщицы Назия Мухаметшина, Лариса Мансурова, Мария Рыжакова, расписчицы  Розалия Гараева, Татьяна Скворцова и другие. Сорок человек составляют сейчас коллектив цеха. Мы называем свою продукцию «наша татарская керамика». Девяносто процентов составляют изделия бытового назначения -  кружки, блюдца, наборы для холодных напитков, перемячей. План сегодняшнего дня – четырнадцать  тысяч изделий в месяц. Они раскупаются в магазинах молниеносно.
    Мы видели на выставке просто прекрасные вещи. Возможности цеха, правда, не позволяют их уже сегодня ставить на поток, но ясно одно – завтра в серию пойдут поистине высокохудожественные вещи..
    Керамика на местном сырье. Это заинтересовало многих. Теперь на комбинат приезжают поучиться представители Перми, Ростова, Ижевска, а также городов Татарии. В стране ширится сеть аналогичных производств. Любопытен такой факт. Если в 1972-73 годах казанцы уверенно лидировали в социалистическом соревновании  среди предприятий своей отрасли, то в прошлом году пришлось уступить первенство другим. Немного огорчительно, конечно, но и в такой ситуации есть основания для гордости. Ведь именно здесь, в Казани, положено начало расширяющейся теперь отрасли - производство керамики на местном сырье, которое сулит неограниченные перспективы.. А самое главное -  сегодняшний день породил и новые задачи. Еще немного, и вопрос количества керамических изделий  на прилавках станет вчерашней проблемой. А на первый план выйдет острая потребность людей окружить себя в быту высокохудожественными произведениями Об этом надо думать сейчас. Вот почему тысячу раз прав Шубин, когда он уже сегодня озабоченно говорит о необходимости больше уделять внимания эстетическому оформлению изделий, а уж затем - дальнейшему расширению ассортимента и количеству выпускаемой продукции.
    На снимке: художник Б. А. Шубин. Фото Евгения Логвинова.

                Светлана КИМ. Казань. Газета «Советская Татария».
                17 октября 1976 года.

СО ВРЕМЕНИ ЭТОЙ ПУБЛИКАЦИИИ ПРОШЛО ПОЧТИ СОРОК ЛЕТ. Уже давно нет на земном  плане Бориса Андреевича Шубина, скромного, застенчивого человека с обаятельной улыбкой. .. Но его имя останется навсегда среди тех имен, о ком будут помнить многие поколения. Произведения татарской керамики продолжают радовать людей. Вот что я прочитала в интернете о нем:

«…в 1964 году благодаря Борису Андреевичу Шубину – заслуженному деятелю искусств Татарской АССР, в Казани началось массовое производство художественной керамики, которая стала известна на всю Россию. Борис Андреевич первый предложил использовать национальные татарские орнаменты, используемые обыкновенно в одежде, для росписи керамики.
Свое видение мира, красоты и чуткие, «умные» руки, способные воплотить в глине самые причудливые образы и линии – так говорили про Бориса Андреевича. Редкая казанская выставка декоративно-прикладного искусства обходится без шубинской керамики - его чудесных ваз, настенных панно, декоративных столовых наборов. И редко в какой казанской семье нет хотя бы горшочков для жаркого, произведенных нашими гончарами.»
 
ВИДЕО о Борисе Шубине:https://yandex.ru/video/preview/15385027736529084577


Рецензии
Спасибо, Светлана, за знакомство с настоящим художником! Легко читается вся статья, написанная просто и по- доброму! Думаю, земляки художника не забудут о той
радости, с какой впервые увидели и приобрели его произведения!
В доброй памяти заслуга увлечённого и знающего автора- Светланы Ким.

С теплом души - Людмила.

Людмила Дементьева   07.10.2021 16:47     Заявить о нарушении
Благодарю сердечно, Людмила!

Светлана Ким 3   08.10.2021 10:35   Заявить о нарушении