Бунинские женщины. 3

       -  Ян  сошел  с  ума  на  старости  лет,  -  сокрушённо  и  растерянно  говорила  Вера  Николаевна.  -  Я  не  знаю,  что  делать...
Как  видно,  понимая  всё  рассудком,  она  была  не   в  состоянии  принять  увлечение  мужа,  как  свершившийся   факт.  И  сама  того  не  сознавая,  она  приспосабливает  себя   саму,  и  своё  чувство  к  любым   неблагоприятным  ситуациям.  А  как  же  иначе?  Что  ей   остаётся?!
          Зато,  молва,  как  обычно,  всеведуща,  неумолима  и  категорична.  По  общему  мнению, жена  должна,  и чуть  ли  не  обязана  порвать  отношения  с  таким   мужем.  А  она,  видите  ли,  смирилась,  простила.  Что  и  говорить,  испытание,  посланное  Вере  Николаевне,  при  всей   неординарности  её  характера,  кажется  выше  человеческих  сил,  если  учесть  тот  факт,  что  Бунин,  в  качестве  талантливой  ученицы,  приводит  Галину  Кузнецову  в  свой  дом,  и  долгие  годы,  она  живёт  в  его  доме.  Хотя   при  этом,  ему  и  Вера  Николаевна,  нужна  и  необходима,  притом,  что  она  и  сама  на  всё  закрывает  глаза...  Столь  необычная  терпимость  и  покорность  жены   Бунина  к  создавшейся   ситуации,  даже  теперь  чудится,  своего  рода,  феноменом.  А  уж  тогда,  в   реальности,  серого  эмигрантского  существования,  всё  происходящее  в  семье  знаменитого  писателя  стало   пищей  для  самых  оживлённых  пересудов.  Хотя,  «сенсационным»,  в  данном  случае,  выглядит  лишь  проживание  Галины  Кузнецовой  в  доме  Буниных.  А  уж  сам  по  себе,  роман   известного  писателя  -  вещь,  едва  ли,  не   банальная.  Зато  совсем,  не  банально  звучат,  например  слова  Бунина  о  своей  жене:
«Она   часть  меня,  составная,  неотъемлемая  часть  меня.  Яснее  я  объяснить  не  могу.  Но  с  нею  разлуку  мне  пережить  бы  не  удалось...   Всегда   благодарю  Бога,  до  последнего  моего  вздоха  благодарить  его  буду  за  то,  что  он  послал  мне  Веру  Николаевну».  Это  пишет  в  своей  книге -  «На  берегах  Сены»  Ирина  Одоевцева.   И  проглядывает  во  всём  этом  обычная   суть  извечной  супружеской  драмы,  когда  душа  мужчины  бессильна  «отпустить»,  и  жену,  и  возлюбленную.  Не  об  этой  ли  душевной  борьбе  говорит  одна  из  дневниковых  записей  Бунина.  1936  год,  апрель:  «... взял  билет  в  Париж...  Шёл  по  набережной,  и  вдруг  остановился:  «Да  к  чему  же  вся  эта  непрерывная   душевная  мука?  Всё  равно  ничему  не  поможешь!  К  чёрту,  распрямись,  забудь  и  не  думай».  А  как  не  думать?  «Счастья,  здоровья,  много  лет  прожить  и  меня  не  любить?»   Всё  боль,  нежность.  Особенно,  когда  слушаешь  радио,  что – нибудь  прекрасное...   «Живу  не  по  годам.  Надо  опомниться.  Иначе   ещё   год,  два  -  и  старость».
      В  этой  записи  незримо  присутствует  именно  то,  что  разрывает  его  сердце  -  чувство  неверности   возлюбленной,  и  молчаливая,  ненавязчивая   преданность  жены.
    Бывают   среди  русских  женщин,  словно  наречённые,  или  обречённые   быть  именно   жёнами.  Такова  их  природа;  такова  особенность  их  любви:  не  отчаянно   кричащей  и  мятежной,  а  скрытой  и  глубокой,  как  родник.  Вот  и  в  характере   Веры  Николаевны  чудится  та,  исконно  русская,  почти  былинная   преданность  своей  судьбе,  своей  любви,  напоминающая  древнюю  княгиню  Ярославну.
        И  это  тихое  подвижничество   преданной  жены   стоит  гораздо  выше   всей,  вместе  взятой  отваги   тех    любовниц-бунтарок,  которыми  так  богата  русская  литература   Х1Х  века...
          Ну,  а  героини  самого  Бунина?   Ведь  едва  ли  не  каждая  из  них,  так  или  иначе,  остаётся,  до  конца  преданна  своей  единственной  любви.   Его  наиболее  прекрасные  женские  образы  в  сборнике  новелл  «Тёмные  аллеи»,  так  же  отличаются  способностью  по-настоящему  любить.  А  как  они  загадочны,  новы,  неповторимы  эти  образы  русских  женщин!  Большинство  из  них,  словно  бы  сотканы  из  окружающего  пейзажа,  из  той  природы,  среди  которой  они  живут.  А  во  всей  независимости  характеров  и  поступков  этих   женщин,  чудится  даже  не  бунт  и  протест,  а  скорее,  неукротимое  стремление  навстречу  своему  счастью,  зачастую,  короткому  и  трагичному.  Читая  этот  сборник,  лишний  раз  убеждаешься  в  том,  какую  огромную  роль  в  его  творчестве  занимает  именно  тема  любви.  Тема   столь  же  значимая,  как  любая  из  всех  тем,  на  которых  собственно,  создавалась  на  протяжении  веков  вся  мировая  художественная   литература.  Именно  поэтому,  хочется  процитировать  одного   многочисленных  исследователей  творчества  И.А.  Бунина,  который  пишет  буквально  следующее: «И  если  Бунин  не  предлагал  своего  решения  «проклятых»  вопросов,  то  утверждением  радости  бытия,  доступной  каждому  человеку,  несомненно,  сделал  шаг  к  их  решению».  (В.Я.Линков  «Мир  и  человек»  в  творчестве   Л.  Толстого  и  И.Бунина».  Издательство  Московского  университета, 2, 1989  год.).
          Это  суждение,  в  полной  мере  может    относиться  именно  к  сборнику  новелл  -  «Тёмные  аллеи».  Оно  не  только  утверждает  неоспоримое  право  на  самостоятельное  существование  этой  книги,  но  даже  подчёркивает  неоспоримое  значение   раскрытых  в  ней  тем,  а  главное  -  создание  в  ней  множества  неповторимых  женских  образов.  Неоспоримо  и  то,  что  тема  новелл  относится  к  темам  -  вечным.  Если,  конечно,  не   уравнивать  высшую  ценность  человеческой   жизни  -  любовь,  с  примелькавшимся,  чуждым   русской  душе  и  русскому  языку  понятием  -  эротика.  А  возможные  недооценки  этой  книги  объясняются  лишь   неоценённой   по  достоинству  бунинской  литературной  манеры,  как  и  всех  духовных  ценностей   бытия,  которые  воплотил  последний  представитель  русской  классической  литературы  в  своих  произведениях.
Радость  бытия,  о  которой  пишет  Линков  -  едва  ли  не  главный  источник,  вдохновляющий  Бунина.  Он  умеет  видеть  эту  радость,  вопреки  всем  жизненным  невзгодам.  Вспомним,  к  примеру,  одно  стихотворение:



                И  цветы,  и  шмели,  и  трава,  и колосья,
         И   лазурь,  и  полуденный  зной.
         Срок  настанет  -  господь  сына  блудного   спросит:
         «Был  ли  счастлив  ты   в  жизни  земной?»
            
                И  забуду  я  всё   -  вспомню  только  вот  эти
         Полевые  пути  меж  колосьев  и  трав  -
         И  от  сладостных  слёз   не  успею  ответить,
                К  милосердным  коленям   припав.


           Возможно,  ли  понятнее  и  выразительнее  написать  о  своей  любви  к  жизни,  и  о  своём,  неповторимом  понимании  ценностей  этой  жизни.  Да,  ни  героев   Бунина,  ни  его  самого,  совсем  не  мучают  «проклятые  вопросы»,  которыми,  словно  печатью,  отмечена  литература   Х1Х  века.  Но  разве  в  реальной  жизни,  реальных  людей,  так  уж  мучают  эти  самые  вопросы?   И  Бунин,  едва  ли  не  первым,  заговорил  о  том,  что   именно  нужно   простому  русскому  человеку?  И  безошибочно  угадал,  что  человек  этот  -  реальный,  а  не  выдуманный  -  вовсе  не  занят   решением   мировых   проблем.  Что  человеком  этим  движет,  прежде  всего,  любовь,  что  именно  она   является  источником  радостей   и  страданий,  и тех   же  неразрешимых  вопросов.
Стихотворение,  приведённое  выше,  мог  написать  только   Бунин  -  тонкий  мыслитель,  подлинный  мастер  художественного  слова,  непревзойдённый  стилист,  и  по  природе  своего  могучего  дара,  нежнейший  лирик.  Ведь  у  него,  например,  даже   самая  откровенная  любовная   чувственность  удивительно  преображается  возвышенными  порывами  души.  Изображая   любовь,  как  и  самую  жизнь  человеческую,  именно  такими  как  они,  зачастую,  складываются,  Бунин,  однако,  преображает  их   высокой  поэзией,  раскрывая  при  этом   всё  очарование  взаимных    чувств,  а  так  же, невыразимую  тоску  утрат...
           Та  же  новелла  - «Натали».  Сюжет  её,  сам  по  себе,  вне  бунинского  текста,  выглядел  бы  обыденно,  анекдотично,  и  даже   пошловато.  А  между  тем,  преображённый  авторским  замыслом,  лирическими  образами,  и  особенно,  трагическим  финалом,  это  произведение  вырастает  до  уровня  высокой  художественной  прозы.  Особенно  выразителен  женственный  и  чистый  образ  главной  героини  -  Натали,  способной   глубоко,  по – настоящему  любить,  и  в  то  же  время,  так  типично   по-русски,   покорно    воспринимать  жестокие  превратности  судьбы.
        Поверхностная  обыденность  взятых   автором  ситуаций,  очевидна;  порой,  даже  для  самих  персонажей.  «История   пошлая,  обыкновенная»,  -  говорит  о  своей  любви,  герой  ключевой  новеллы  -  «Тёмные  аллеи».  А  в  новелле  -  «Руся»,  жена  героя  беспечно  характеризует   бывшую  возлюбленную  своего  мужа  как  безликий  стереотип  скучающей  дачной  девицы.  И  тем  не  менее...  В  первом  случае,  тот  же  герой,  вопреки  всему,  признаётся,  что  потом  уже  никогда  не  был  счастлив.  А  во  втором,  бывший  пламенный  любовник,  заливая  нахлынувшие  воспоминания  пятой  рюмкой  коньяка,  бормочет  полное  глубокого   смысла,  латинское  изречение:  «Возлюбленная  нами, как  никакая  другая  возлюблена  не  будет».
            Так,  за  внешней  банальностью  ситуаций  таится  глубокая  человеческая  драма;  драма  несчастной  любви,  разбитых  надежд,  тщетных  попыток  уберечь  своё  счастье.  В  сущности,  то  же   самое,  от  чего  страдают,  и  чему  радуются  люди  в  реальной  жизни.  Но  в  произведениях  Бунина,  самая  драматичная  история  любви  -  это  отблеск,  пронзительной,  как  вспышка  молнии,  радости,
который  ложится   на  всю  оставшуюся  жизнь  нетленной  памятью  о  былом  счастье.
            «Да,  а  что  же  всё – таки  было  в  моей  жизни?»  -  спрашивается   себя,  немолодая,  много  пережившая   женщина   в  новелле  «Холодная  осень».  И  сама
себе  отвечает:  «Только  тот  холодный  осенний  вечер...    остальное  ненужный   сон».
           Бунинское  толкование  любви  состоит  ещё  и  в  том,  что  человек  лишь  однажды  может  испытать  такое  счастье,  такой  душевный  взлёт,  после  которого,  сколько  потом  не  живи,  не  испытаешь  потом  вновь  ничего  похожего  и  лучшего. 
          Читая  бунинские  произведения,  убеждаешься  ещё  и  в  том,  как  много  значит  для  их  автора,  любовь  мужчины  к  женщине.  Это  едва  ли  не  самое  прекрасное  из  всего,  что  дарит  ему  жизнь.  И,  при  этом,  думается,  что  например,  страдания  брошенного  любимой  женщиной  героя  новеллы -  «Чистый  понедельник»,  простому  читателю,  намного  понятнее  и  ближе,  нежели,   замысловатые  мытарства  архиклассического  лермонтовского   Печорина,  отмеченного  к  тому  же  мудреной  печатью  «лишнего  человека»...  Изображая  эту  любовь,  автор  обнажает  самые  сокровенные  переживания    своих  персонажей,  и  чудится,  что  вся  эта  глубина  исходит  от  всего  того,  что  он  пережил  сам.  Иначе,  откуда  эта  живость  и  естественность.  Причём,  изображается  множество   ситуаций,  вариантов,  когда  именно  в  любви  проявляется  характер  героев,  всё  то,  чем  наделила  их  природа,  и  наложила  свой  отпечаток   окружающая  среда.  Необъятна  география,  запечатлённая   в  этих  произведениях.  Тут  вам,  и  природа  средней  полосы  России,  и  южный  пейзаж...  Москва  и  Париж...  Канны,  Испания...  Даже  Иудейская  пустыня...   У  Бунина   всё  это,  не  просто  экзотика,  не  просто  интригующая  приманка  для  читателя  -  столь  живо  и  органично  возникает  под  его  пером  все  названные  страны  и  столицы.
И  наконец,  сами  героини.  Автор  не  просто  создал  галерею  неповторимых  женских  литературных  портретов,  но  в  каждой  из  новелл  цикла,  но  каждый  из  этих  образов  вывел  на  первый  план  повествования.  Образы  мужчин  в  этих  историях   играют   роль,  несколько  служебную:  они,  скорее,  «работают»  на  раскрытие  образов,  женских,  нежели  действуют  сами  -  у  них  похожие  чувства  и стремления.  Даже  тоска  по  утраченному  счастью  приводит  каждого  из  них,  всё  к  той  же  рефлексии  и
пассивности.
         А  вот  героиня,  женщина  -  она  всякий  раз,  нова,  неповторима,  оригинальна.  И  при  этом,  полна  естественности  и  жизни.  Пожалуй,  ни  до  Бунина,  ни  после  него,  никому  из  русских  писателей  не  удавалось  настолько  глубоко  и  натурально  раскрыть  всю  природу  женской  любви,  всю  особенность  женского  внутреннего  мира... 
           В  советском  литературоведении  с  давних  пор  бытовало  определение  -  «тургеневские  девушки»,  которых  наделяли  восторженными  эпитетами.  Однако  же,  при  всей  симпатии  к  этим  «девушкам»,  отдавая  дань  восхищения  великому  предшественнику  Бунина,  Ивану  Сергеевичу  Тургеневу,  нельзя  не  заметить  в  упомянутых  его  женских  образах  определённую  статичность,  а  главное -тенденциозность,  особенно  раздутую  советским  литературоведением.  А  ведь  если  отбросить  все  эти  толкования,  то  можно  убедиться  в  том,  что  борются  «тургеневские  девушки»  не  за  мифические  светлые  идеалы,  в  чём  нас  так  настойчиво  пытались  убедить,  а  за  свою  личную  свободу   и  возможность  обрести  своё  счастье,  уберечь  свою  любовь.  И,  с  данной  точки  зрения,  каждая
из  них,  как  бы   предвещает  собою   героинь,  бунинских.  Так  что,  остаётся  лишь  пожалеть  о  том,  что  за  все  эти  долгие  годы   не  родился  параллельный   эпитет 
-  «бунинские  женщины»,  что  женские  образы,  созданные  Буниным,  до  сих  пор,  недостаточно  изучены  и  проанализированы.  А  ведь  в  чём – то,  они  даже  продолжают  судьбу  «тургеневских  девушек».  На  первый  взгляд,  это  выглядит  неожиданным,  но  тем  не  менее...  Разве  не  личного  счастья,  любви   жаждут,  та  же  Наталья  Ласунская,  Елена  Стахова,  покинувшая  ради  любимого  человека,  не  только  свою  семью,  но  даже  свою  родину.  Та  же  юная  Ася,  и  даже  самая  добродетельная  из  них  - Лиза  Калитина...  И,  скорее,  от  застенчивости,  прикрывают  они   свои  сокровенные  чувства  высокими   идеалами.  Да  это  и  понятно,  ведь  они  -  девушки.  Из  благородных  семей,  воспитанные  на  французских   романах.  К  тому  же,  апатия   и  малодушие,  так  называемых,  тургеневских  любовников,  не  позволяет  начатым   романам  достичь  полного  развития  и  завершения  -  вот  откуда  происходит  платоническая  любовь,  как  и  вся  та  «революционная»  жертвенность,  о  чём  упоминалось  выше...







































































Рецензии