Милая Гатчина
История Гатчины тесно связана с именем Павла Первого, до этого гатчинская мыза (позднее ставшая городом Гатчина) принадлежала сестре Петра I и позднее была выкуплена для фаворита Екатерины II Григория Орлова. Именно он начал строительство гатчинского дворца, который позже перестраивался по вкусу новых владельцев. После смерти Орлова в 1783 году дворец с прилегающей территорией был отдан Павлу, куда он и удалился из Петербурга, так как отношения с матерью были весьма напряженными. Здесь, в Гатчине, Павел I смог переменить порядки и почувствовать свою власть. Гатчинские войска, обучавшиеся под командованием цесаревича, к 1796 году стали самыми дисциплинированными и хорошо обученными несмотря на свою малочисленность.
Что касается построек в гатчинском парке, то многие из них появились в знакомом нам виде во время царствования Павла I. Березовый домик, неизменно вызывающий любопытство туристов, своим появлением обязан супруге императора Марии Федоровне и был задуман вкупе с порталом Маска как сюрприз Павлу I. Павильон Венеры на острове Любви царская чета построила после путешествия во Францию, где будущий император был очарован усадьбой принца Конде.
При императоре Александре II в Гатчину была переведена Императорская охота. Благодаря этому появилась целая Егерская слобода, где селились обслуживающие Охоту работники. После трагической смерти Александра II его сын и престолонаследник Александр III принял решение о переводе царской семьи на постоянное проживание в Гатчину. Это решение было продиктовано не только террористической угрозой. По свидетельству С.Д. Шереметева, адъютанта и близкого друга императора, Александр III из всех загородных резиденций предпочитал именно Гатчину. Сюда он приезжал охотиться вместе с отцом и занимал этаж с невысокими потолками (антресоли), которые и впредь будут служить ему пристанищем. Совсем не похожие на парадные залы, эти уютные комнаты станут домом для многочисленной семьи императора на долгие годы.
Известный лейб-медик С.П. Боткин считал, что проживание в Гатчине улучшает здоровье и даже сравнивал город с курортом («..Высота над морем 350 футов, чистый воздух, отличная вода и парки»). Его призыв переезжать в Гатчину, однако, успеха не имел, так как придворные предпочитали столичный Петербург и ехать в «тихую, но и скучную Гатчину» не хотели.
Для Гатчины Александр III сделал много: не считая того, что своими руками «рубил, копал, пилил и сажал» деревья в парке, при нём в гатчинский дворец провели электричество и телефон, заменили водопровод и канализацию. Печное отопление было заменено калориферным. Именно в гатчинском парке на Серебряном озере была впервые испытана подводная лодка. В это же время во дворце использовались специальные подъемники, подававшие пищу из кухонь нижнего этажа в жилые покои Александра III. Благодаря сердечному отношению предпоследнего российского царя, Гатчина стала действительно домашним, уютным городом в предместье Санкт-Петербурга.
«Милая Гатчина»...Для многих живущих здесь людей обращение к городу созвучно словам императора. Гатчинский дворец, Приоратский дворец и парки теперь относятся к объектам культурного наследия России. Жители Гатчины ходят привычными маршрутами через парк, мимо дворца на Балтийский вокзал, затем через железнодорожные пути в микрорайон Аэродром. С видом на Приоратский парк возводятся современные жилые комплексы. Парки принимают всех желающих прогуляться вдоль озер, покататься на лодках и убедиться, что Дворцовая ферма здравствует и по сию пору. Мы, нынешнее поколение, любим наш город и продолжаем заботиться о «милой Гатчине».
(Фото Игоря Масныка, "Ночь музыки в Гатчине" 10.07.2016 https://vk.com/gatchina.palace).
Свидетельство о публикации №216071100916