Непонятые

               
               
                2016 год- год российского и советского кино



             Почему некоторые актёры и актрисы становятся кумирами сразу после первой и часто одной  игровой роли? Взять хотя бы роль принца Гамлета так блистательно исполненная И. Смоктуновским. Например, Леонид Харитонов в роли солдата Ивана Бровкина. Майя Менглет и Вячеслав Тихонов, исполнители ролей в игровом фильме «Дело было в Пенькове».В.Тихонов-в роли Штирлица. Анатолий Кузнецов в легендарной роли Ф. Сухова из художественного фильма «Белое солнце пустыни». Надежда Румянцева – исполнительница роли поварихи Тони Кислицыной в фильме «Девчата». Я уж не говорю об Александре Демьяненко, который навсегда остался в сердцах кинозрителей Шуриком из кинокомедии Л.Гайдая «Операция «Ы»…И этот список «визитных карточек» актёров и актрис можно было бы продолжить. И что поразительно, спроси многих кинозрителей, а какие роли они ещё сыграли? В какой роли состоялся дебют того или иного актёра или актрисы на экране или на сцене? И вместо ответа будет смущённое молчание. .Любимый актёр или актриса запомнились им по одной только своей главной звёздной роли первого плана.
             Одна из причин, как мне представляется, такой безумной популярности и шумного успеха  - роль первого плана. Иными словами, главная и даже заглавная роль, как у Леонида Харитонова в игровом фильме «Солдат Иван Бровкин». Я же хочу сегодня вспомнить об актёрах так называемого второго план. Точнее, об одном непонятом актёре второго плана.
              А начну  с того, что я шёл к пониманию величины и значения данной кинофигуры на небосклоне советского киноискусства годами. Сейчас, если честно сказать, даже затрудняюсь ответить, а в какой роли я увидел его на экране в первый раз. Но то, что он мне чем –то сразу запомнился, чем-то зацепил, несомненно! Иначе я бы его так и не «узнал», не пришёл к нему. В какой роли я его «узнал» опять затрудняюсь сказать.Наверное,всё-таки в фильме "Семь невест ефрейтора Збруева" Но только теперь,когда «узнал»,безошибочно узнаю и в других фильмах как уже старого и хорошего знакомого.Например,в художественном фильме "Человек-амфибия". Заинтересовался этим актёром и всеми его ролям основательно. И не только. А какой он в жизни? Соответствует ли образ его настоящей жизни и личности тому громадному масштабу дарования, которое он с лихвой воплотил на экране, оживляя своих экранных героев живыми человеческими чертами, качествами,изюминками. И сыграть их так, чтобы мы, вслед за стариком Станиславским, поверили ему. Влюбились в его экранные образы. И при этом могли бы искренне сказать самому себе: «Да, именно таким мы его и представляли. И  никому лучше эту роль, этот образ уже больше не сыграть!»
                Из всех сыгранных ролей этого актёра я выбрал две. И попытаюсь объяснить почему. Нет, пожалуй, всё-таки три роли. Да, три! Несомненно три образа.
                Начать киноповествование хотелось бы с игрового фильма «Семь невест ефрейтора Збруева». В титрах  роль этого актёра значится : комендант-воспитатель женского общежития ткачих. Как уточняет сам герой фильма, «чисто женского общежития». То же самое, что в «Джазе только девушки». И вот вдруг в это «чисто женское общежитие» нежданно-негаданно вторгается «умелый воин» Александр Збруев. А всё потому, что именно в данном общежитии проживает одна из его семи невест. Следовательно, ефрейтор Збруев – жених. Правда, жених не совсем обычный. По переписке, то есть – заочник. И вот у невесты и жениха состоялась  как бы очная ставка – встреча. И не где-нибудь, а в «чисто женском общежитии», куда, как вы уже догадываетесь, не должна ступать ни одна мужская нога, а тем более в  солдатских кирзовых сапогах. И поэтому тут же неуловимо, но грозно монолитной гранитной стеной между невестой и женихом  воцаряется вездесущий комендант «чисто женского общежития».Третье лицо. Постороннее лицо. Должностное лицо. Представительное и бдительное государево око или «больших родителей».
                Здесь самое время обратить внимание зрителей на одну очень важную и существенную, для понимания фильма и искусства в целом, художественную деталь. Ленинградский актёр Анатолий Михайлович Столбов играет не просто коменданта «чисто женского общежития», а символ советского времени и эпохи, выраженный в так называемых «больших родителях».Для простоты понимания сведём данный символический образ  до понятия «большего брата». И важно отметить, что этот «большой брат» - детище  не только и не столько советского КГБ, сколько всех спецслужб - мира и особенно США.
                В этой сверхдемократической стране особенно поднаторели в  постоянной слежке не только люди в погонах, но и гражданские лица. Достаточно для убедительности  посмотреть фильм «Щепка». Слежка стала своеобразной национальной американской маниакальной идеей и мечтой. Если будет мало  данного фильма, то посмотрите ещё один – «Десятка». Эта лента об этом же. О маниакальной американской  национальной идее и мечте в форме любопытства, которое доводит  до бесстыдства. Как у маркиза де Сада.
                Если кого-то заинтересует тема «больших родителей», то почитайте мой материал с одноимённым названием здесь же.
                При первом появлении коменданта «чисто женского общежития» зрители не могут не отметить его своеобразное лицо. Оно сразу и легко запоминается и это лицо уже не спутаешь ни с каким другим лицом. Это как бы визитная карточка актёра, как например, у Савелия Крамарова, у Сергея Филиппова, у Фрунзика Мкртчяна, у Фернанделя и Луи де Фюнеса. Если даже в серой и многочисленной толпе промелькнёт это лицо, вы всё равно сразу его узнаете. Отметите для себя. И запомните.
                Дальше я скажу, может быть, совсем крамольную и циничную вещь – это не русское и даже не советское лицо. Такое же лицо, например, у В. Смехова или у Б. Ливанова. Такая уж тут фактура, подаренная матушкой-природой и родителями. И ничего  тут не поделаешь, не попишешь. С этим надо только смириться.
                Типичное русское и советское лицо, даже крестьянско- рязанское, у Парня из нашего города - Николая Афанасьевича Крючкова. Ещё у П. Алейникова,  Б. Андреева, Л.Харитонова. А дальше… А дальше уже всё зависит от кинопроб и ошибок.
                Так, ошибкой было бы, например, снять в роли Искремаса Р. Быкова , «Гори, гори, моя звезда»;  Ю. Никулина - в роли Юрия Деточкина, «Берегись автомобиля»;З.Гердта - в роли И.С.Мельникова, «Доживём до понедельника»; Н.Кустинскую – в роли Тоси Кислицыной, «Девчата».
                И уж совсем непростительной ошибкой было бы снимать в роли Хоботовой, «Покровские ворота», - Н.Гундареву, а в роли Аксиньи, «Тихий Дон», - Н.Мордюкову, уважаемую и любимую мной за роли в фильмах «Простая история», «Трясина», «Родня», «Чужая родня»… 
                Комендант «чисто женского общежития», как тень отца Гамлета, неуловимо и неумолимо преследует жениха ефрейтора Збруева и его невесту-лимитчицу даже вечером на улице. При этом демонстративно хлопает в ладони и предупреждает тоном футбольного судьи: «Время!»  Точнее преследует, как тень отца невесты-недоросля, за моральный и нравственный облик которой он отвечает, как официальное должностное лицо, перед государством. Перед третьим – искренне заинтересованным в нравственном и морально устойчивом обществе обезличенным официальным лицом. А как же, спросите вы, ответственность самой невесты-недоросля за свое индивидуальное поведение? Но это уже тема другой истории, другого игрового фильма.
                Очень ярким и запоминающимся, лично для меня, является эпизод в фильме, когда комендант «чисто женского общежития» с грустным и задумчивым лицом достаёт окурок из тары с комнатным растением и не без некоторых  внутренних колебаний вдруг… кладёт его обратно, на место, на землю в таре с домашним растением. Ничего не скажешь, хорошенькая урна для окурков в «чисто женском общежитии» да ещё и развитого социализма. Эту сцену так и с таким выражением лица, как подаёт  её  А.М. Столбов, сыграть  нельзя, это надо самому прожить, прочувствовать, пережить, перестрадать.
                Вопрос только в том, чей это окурок – мужской или женский?
                Вторая незабываемая роль А. М. Столбова, естественно, в фильме Г. Полоки «Республика ШКИД». Опять я не могу в полной мере согласиться с тем, что написано в титрах. А там указано, что этот актёр сыграл роль учителя русского языка и литературы. Во-первых, не учителя, а преподавателя. И даже не преподавателя, а препода…Безумного препода. Согласитесь сами, какой нормальный словесник будет вместо преподавания литературы вторую неделю с начала своей работы азартно и вдохновенно распевать вместе с учащимися на уроках…литературы такие бульварные песенки, вроде этой:
                Не женитесь на курсистках,
                Они толсты, как сосиски.
                Все женитесь на медичках…
                Лично я могу поставить образ безумного препода с такими же обезбашенными учащимися, особенно с Мамочкой и его жалостливой песней:       
                А трогать её не моги-и-и
                за её малый рост…
                К сожалению, Ариков не знал о том, что В. И. Ленин критиковал Д. Бедного, который в своём литературном творчестве идёт на поводу у читателей. Так вот ПАЛВАН в своём педагогическом творчестве  пошёл на поводу у беспризорников. А ведь ещё И. С. Мельников в фильме «Доживём до понедельника» настойчиво призывал своих коллег: «Держите дистанцию!».ВИКНИКСОР, конечно, этого предостережения не слышал, но понимал его интуицей истинного педагога-макаренковца из старорежимного русского времени.
                Кстати, о хобби ШКИДовцев сокращать имя, отчество и фамилию, которое резко осудил ВИКНИКСОР.А жаль! Не понял он истинность детского творчества, в отличие от словесника, которого беспризорники боготворили и сократили до ПАЛВАНА. Замените первый слог в этом сложном слове, и вы получите…болвана.
                Вот таким  истинным художественным болваном и был словесник республики ШКИД.В хорошем смысле данного слова. Непонятым своими  прореволюцинно настроенными коллегами, соотечественниками в целом, и временем.
                С фильмом «Сержант милиции» у меня связаны  личные воспоминания.
                Когда мы выходили после лекций из главного корпуса тогда ещё Ленинградского государственного университета на набережную Невы, нас сразу предупредили, чтобы мы не смотрели в камеры. Только потом я узнал, что шли съёмки игрового фильма «Сержант милиции». Снимали,видимо, документальные, жизненные кадры, как фон игрового кино. И можете представить мое волнение, с как нетерпением я ждал выхода этой ленты на большой экран.
                Кстати, также случайно я потом попал на съёмки другого  игрового фильма, не помню его названия. Перед началом съёмок режиссёр фильма распекал исполнителя главной роли за серьёзное опоздание на съёмочную площадку. Я помню, тогда очень удивился, как можно было опоздать на съёмку волшебного искусства. Это я сейчас понимаю, что для актёров даже сказочный фильм не сказка, а рутина. Обыкновенная тяжёлая и мучительная работа. Иногда даже очень опасная и связанная с риском не только для здоровья, но и для жизни, как у Евгения Урбанского.
                Словом, хождение по мукам. По мукам творчества. Как и у писателя,  поэта, богослова - муки творчества словоискательства. К сожалению, земного человека легко и быстро могут убедить только деньги или, на худой конец, приставленное к лицу дуло пистолета. Слово он не воспринимает и не понимает. И даже демонстративно игнорирует, считая себя умнее других и самого бога. Ещё А. П. Чехов устами одного из своих героев пьесы мудро заметил:к сожалению, человек физиологически устроен плохо.
                Только со временем я открыл для себя, что ленинградский актёр второго плана А.М. Столбов сыграл в художественном фильме «Сержант милиции» классическую роль, которую следовало бы занести во все учебники ВГИКа. И фамилиция  у его героя очень многозначительная и символическая.
                Кстати, с ней произошёл очень любопытный лингвистический казус, к которому имеют прямое отношение фамилии Ельцин,  Вицин и другие, оканчивающиеся на слог «цин». В книге, в оригинале, она пишется Гусеницин. В  титрах же фильма она пишется Гусеницын. Обычная ли это русская расхлябанность или вольность, а, может быть, что –то другое повлияло на расхождение в написании одной и той же фамилии. Вот такие  изменения происходят при экранизации литературных произведений. К лучшему или худшему, судить не мне, но на эту не лингвистическую проблему я обратил внимание на своей странице в Прозе. ру. Если кому –то интересно, то можете познакомиться.         
                Об этой роли А.М.Столбова я мог бы рассуждать много, но ограничу своё многословие одной характеристикой-определением: «ходячая инструкция».Не буду даже пускаться в дискуссию:хорошо это или плохо, ограничусь опять-таки следующим как бы парадоксальным выводом. Если бы меня спросили:о чём фильм «Белорусский вокзал»?.Я бы, не задумываясь ни секунды, сразу  ответил: о «ходячей инструкци», о «живой инструкции», символический образ которой в игровом фильме гениально создал гениальный актёр А. Д. Папанов.
                Это я всё о ролях и образах А. М. Столбова. А теперь обязательно должен сказать о его настоящей жизни. О его личном образе жизни, который может послужить примером для других, которые заплутали в нынешней сумбурной жизни и продолжают ныть, плакаться в жилетку на свою никчёмную жизнь. Вот что я нашёл на странице сайта Кино-театр ру., посвящённой актёру второго плана А. М. Столбову.
                «В конце 80-х годов врачи поставили Анатолию Столбову страшный диагноз – рак горла. Актёр перенёс несколько тяжёлых операций, в результате которых он фактически не мог больше разговаривать и был вынужден ходить с трубкой в горле. Но, обладая очень сильным характером, Анатолий Михайлович до конца дней оставался оптимистичным человеком, стойко переносящим болезнь. Много читающим и интересующимся всеми происходящими событиями».
                Ушёл Анатолий Михайлович из земной жизни 7 ноября 1996 года. Похоронен  на Северном кладбище Санкт-Петербурга. 
                Вечная  память мужественному Человеку и талантливому Артисту, низкий земной поклон от благодарных кинозрителей, которые его помнят, не забывают. И не забудут. Об этом свидетельствуют и следующие эпитеты: «Прекрасное лицо уходящей культуры», «Какой прекрасный типаж», «Лицо ушедшей эпохи нашего кино», «Актёр второго плана, но какой яркий»… 
                Я бы к этим эпитетам добавил свой:столбовой актёр на столбовой советской  кинодороге.На большаке...               


Рецензии