Земная мера. Глава 1
Глава 1.
1. С конца 19 века по всему земному шару (где быстрее, а где медленнее) старый патриархально-иерархический жизненный уклад безвозвратно ушел в прошлое и совокупность полугоризонтальных и полувертикальных функциональных связей и структур, вместе составляющих человеческое жизнеустройство, была разложена на вертикальную инструментальную координату военно-бюрократического государства и горизонтальную инструментальную координату всепроникающего рынка, обращающего элементы человеческого существования в безличную и отчужденную меновую стоимость.
2. Эта книга о том, как человеческое общество жило и развивалось в условиях, созданных господством этих координат. Моей целью не является писать историю этого периода в линейной последовательности отдельных событий и фактов, таких историй уже существует бесконечное количество. В реальности все эти линии не просто пересекаются, а тесно переплетаются. Можно конечно пробовать расплести этот клубок и выложить на стол несколько десятков составляющих его нитей. Но это уже не будет клубком, иными словами в погоне за ясностью мы утратили понимание реальности как целого в динамике конкретного исторического взаимодействия.
3. И если нашей целью является понимание этого целого и этой динамики не лучше ли нам попробовать скорее использовать подход разработчиков карт и атласов, то есть обратить главное внимание на крупные узлы и пересечения, подобно тому как в атласах крупным планом даются города.Но что собой представляют такие пересечения в данном случае, как мы можем применить эту аналогию к истории?
4. И город и клубок представляют собой некое единство,но в городе, в отличие от клубка есть план и структура, определяемая динамическим сочетанием исторически сложившихся форм, обьективных географических особенностей (холмы,река и пр.) и сознательных планировочных замыслов. Иными словами в отличие от клубка у города есть идентичность, как смысловое соотношение между единством и многообразием, между отдельными элементами и контекстом целого.Такие явления как власть, рынок, общество, это в сущности категории, которыми мы пользуемся, чтобы нащупать, определить силовые линии идентичности внутри контекстного поля истории.
5. Подход к истории, как к смысловой динамике развития идентичности требует от нас размышлений об исторических связях и пересечениях разных аспектов и факторов во всем их многообразии. Отдельные события и факты здесь осмысляются внутри силовых линий идентичности, также как на топографической карте линиями показываются особенности рельефа. Мы будем называть такой подход к истории сюнетивным подходом (от греческого слова сюнесис, что значит понимание).Такой подход к истории не представляет собой нечто радикально новое, скорее речь идет об отходе от позитивистской фиксации на отдельных элементах (событиях, фактах, текстах)и возвращении к лучшим образцам классического исторического знания, таким как работы великого швейцарского историка Якоба Буркхардта. Хорошая, качественная история в любом поколении и школе дает прекрасные образцы сюнетивного подхода. Важно здесь не название, а суть.
6. С этой точки зрения нам придется много размышлять об общих тенденциях развития, при необходимости переходя от одной эпохи к другой и исследуя соотношение истории и современности. Очень важно понять,что современность, как данность, не обладает самостоятельным существованием, она часть исторической реальности, момент ее многообразной и сложной динамики.Это важно в особенности потому, что в наше время, более чем когда либо раньше в человеческой истории, данность стремится заменить собой реальность, она хочет представить себя не моментом,а целым, прежде всего потому, что логика и смысл этого целого утратили для нее значение.
7. Такая подмена реальности данностью очень опасна, также как опасно, когда автомобиль теряет управление на крутом витке дороги. Представьте себе, что водитель вдруг решил, что то направление дороги, которое она имеет в данный момент и есть "дорога". Тенденция к гипостазированию, преувеличению данности, внутри мирового сообщества, где не просто каждая страна, а каждая отдельная группа внутри отдельной страны понимает этот момент,эту данность и соответственно эту "дорогу" по разному и готова (порой с оружием в руках) отстаивать свое понимание и право двигать не только себя, но и всех остальных в том направлении, какое она считает правильным, ведет к распаду человечества и отдельных обществ на враждующие между собою группы. Но для историка, серьезно работающего в рамках сюнетивного подхода, очевидно, что такая тенденция к подмене реальности данностью есть прежде всего выражение экзистенциального кризиса самой идентичности.
8. Об этом кризисе (одном из многих таких кризисов в мировой истории) и пойдет речь в этой книге.
Свидетельство о публикации №216071201585