Первый идол

Сергей топил печь.
Дом остыл, после похорон ни разу не топили.
Была поздняя осень, он приехал, чтобы осмотреться и решить с чего начать обживаться.
Первым делом решил освободить все комнаты от старой мебели и всякого хлама.
Из шкафов вытаскивал кипы старых газет, журналов, бумаг и носил к печи.
В доме от старого хозяина осталось немного, почти все вещи раздали соседям.

Он бросал в печь ненужные теперь бумаги, квитанции, письма.
Чудаковатый был дед, хранил какую-то переписку.
Сергей взглянул в одно из писем: «... Уважаемый Иван Кл-тич! Вынуждены Вам отказать по причине того, что в настоящее время редакция …» и т. д.
Следом полетели в огонь папки с завязками.

На одной из них он задержал взгляд.
- Первый идол, - прочитал он, развязал шнурок и пробежал глазами по строчкам,
- Было это давно. В году семьдесят третьем, по-моему, был я в деревне. Пригласили нас с мамой в гости знакомые, молочка деревенского попить, позагорать, поплавать в речке. Летние каникулы были в самом разгаре, у мамы был отпуск, мы не стали отказываться.
С деревенскими мальчишками я познакомился и сошёлся быстро.
Мы жили в доме у Сашки Г.

Как - то привезли ребята на тележке тяжёлый камень и оставили около дома. Тогда я впервые увидел настоящего каменного идола. Его очистили от земли, помыли, стало видно его мрачное лицо, так мне показалось. Мы с мамой сфотографировались около идола. Я, конечно, немного побаивался его, но потом привык. Вскоре мы уехали домой, что случилось с тем каменным истуканом, не знаю.

Через много лет, фотографии, чудом сохранившиеся в мамином альбоме, напомнили те события.
Я заинтерисовался, прочитал об этом идоле несколько статей.
Оказывается, Керносовский идол, так теперь называют ту находку, датируется третьим тысячелетием до нашей эры!

Его нашли в 1973 году у села Керносовки Новомосковского района Днепропетровской области, те ребята, с которыми я загорал и купался в речке: Анатолий Безыма и четыре Сашки — Бугай, Горботок, Кейбал и  Гудзь. Теперь этот идол хранится в Днепропетровском национальном историческом музее.
Учёные уверяют, что идол изображает божество индоевропейского пантеона.

Я до сих пор помню это лицо с глубоко посаженными глазами, его руки, сложенные на груди.
Теперь, когда я знаю истинное значение этих изображений на его теле, выражение лица его, не кажется мне ни угрожающим, ни вызывающим. Твёрдый и устойчивый взгляд, прямая спина, выражают достоинство и уверенность.

А тогда, задавшись вопросом, для чего изображены: оружие (лук со стрелой, булава); орудия (топоры, мотыга, ложка для разлива металла, литейная форма); животные (бык, две лошади, черепахи),человек с хвостом преследующий двух животных, а на боковой грани - мужчина и женщина, - я упорно пытался разгадать тайну Керносовского идола.
Что означают эти знаки на теле идола?

Разгадка пришла неожиданно.
Однажды, взглянув, я понял, что окружности изображают ближайшего соседа нашей Земли — Луну.
Тогда написав названия первой группы предметов: луна, луна, тетива (от лука), понял принцип построения надписей.
Немного изменил направление чтения слов: анул, тетива, луна.
А разбив слова по-другому, получил первое предложение:
А ну, лте, ти, валуна! (А ну, лети, ты, валун!)

Я так обрадовался своему первому открытию, что забыл про включенный электрический чайник, и совершенно его испортил.
Прочтение следующих надписей не вызывало трудностей, основной принцип был найден, теперь требовалось только подобрать слова.

Общепринятые исследователями названия предметов совершенно не соответствовали изображённым предметам.
Например, изображение булавы, на самом деле – изображён пестик для измельчения зерна. В сцене охоты изображены не звери, а две удочки, раньше их называли — уда. Человеку с хвостом, который якобы преследует животных, не позавидуешь, ведь на самом деле изображено, что человека посадили на кол.               

Тут есть изображение лезвия ножа, мотыги - заступа. Изображена тушки птицы, курицы, которую готовят на вертеле. Далее следует изображение посоха  странника, изображение топора. На изображении загона для домашних животных, - штрих, предполагает, что необходимо в качестве значения выбрать слово - угол. Тут есть изображение емкости для настоек.                Изобразил здесь древний художник домашних  животных: быка (вола), осла (ослика). 

Тут были и другие указания, чтобы изменить слова по-другому, например слово «лезвие», из-за указателя в форме штриха, превратилось в «вилезе».
Учитывая всё это, составил предложение и прочитал:
- Пес, ти куда суда вилезе? На кол? То заступаци руки посох тои! То поруголна, стои-ка, Волос лик!
Перевод получился такой:
- Пёс! Ты куда, сюда вылез, зачем? У того, кто заступится – руки отсохнут! Так поруганый, стой - ка, Волоса  лик!
Да это, идол Волоса!

Третья группа знаков на спине идола изображают: литейную форму, ложку, две человеческие ступни со следами стежков ниток. 
Третье предложение было таким: - Ли ти што, паспи на што палож-ка?
Перевод такой:
- Или ты что, спишь со всеми, кого ни положишь?
Теперь стало понятным изображение мужчины и женщины.

Четвёртая группа знаков на боковых гранях идола изображает линию волн  и поросёнка.
Полностью четвёртое предложение получилось таким:
- Не черта то, волнов нить и порось (Не черта то, а линия волн и поросёнок).
Разбив слова по-другому, я получил такой текст: Нечерта то, волновнить ипо Рось (Нечего-то волновать ибо Рось).

Теперь мне стало понятно, что значит «поругать» идола — нанести всякие оскорбительные надписи на его поверхности. Вдобавок, на спине этого идола изобразили ступни ног, стало казаться, будто его поставили на колени.
После такого надругательства, идола нельзя было использовать в ритуальных обрядах, поэтому его закопали. Кто знает, сколько ещё поруганных каменных идолов хранится в земле?

Самое поразительное, что осквернители Керносовского идола упомянули имя бога, которого изображает идол, его имя — Волос !
Керносовский идол изображает не Прото — Вишну, не Индру, а бога Волоса. Обычно этого бога изображают с рогами, но их могли обломать, как проявление одного из оскорбительных действий по отношению к идолу.

Волос — божество в древнерусском языческом пантеоне, «скотний бог»,  покровитель сказителей и поэзии.
В «Житии Владимира» говорится, что один из идолов Волоса был свержен и сброшен в реку во время крещения Руси в 988 году, может и поругание Керносовского идола произошло в эти же времена.

Свой материал о Керносовском идоле  я назвал «Первый идол», так как это - мой первый опыт в исследовании подобного рода надписей.
Вот, этот идол, своим пристальным, на первый взгляд угрожающим, взглядом, казалось, внушил мне уверенность. Другие подобные надписи, уже не казались мне этакими тайнами «за семью печатями». Я разгадывал следующие надписи не сказать, что легко, но с более меньшими усилиями.

Я много раз спрашивал себя, жалею ли я о напрасно потраченном времени, по мнению моих родных, на ненужные никому теперь надписи, и каждый раз отвечал себе, что не жалею и считаю свои усилия не напрасными, надеюсь, что найдутся  и  у меня последователи, -

Сергей дочитал последние строки, закрыл папку, подержал её на ладони, словно взвешивал, затем закинул её в открытую дверцу печи, в огонь. Не торопясь, оделся и пошёл за охапкой, приятно пахнущих смолой, дров. По дороге прикидывая, чем лучше перекрывать крышу: ондулином или металлочерепицей?

11.07.2016


Рецензии