Интеллектуальные кочевники нашего времени кто они?

   В эссе рассматривается один из феноменов  процесса глобализации, получивший название «Интеллектуальные кочевники» и проблема синтеза носителей интеллектуального капитала с достижениями постиндустриального общества.
 
1.Номады постиндустриального общества

   Всемирный или глобальный «кочевник», он же «неокочевник» (Global nomad) – склонный к миграции человек, живущий без привязки к конкретной стране. Он чаще всего не имеет постоянного дома и работы. Обычно зарабатывает себе на жизнь профессиями, не требующими нахождения в определенном месте: фриланс: IT, веб-дизайн, юриспруденция, журналистика, экспертная и консультационная деятельность, преподавание: курсы, репетиторство он-лайн; интернет-торговля: сувениры ремесленные поделки, и т.д. Сам термин является неологизмом,  до 2000 года практически не использовался.

   Первым, кто заговорил о «неокочевниках», был французский экономист, писатель, культуролог и политический деятель Жак Аттали. Являясь идеологом «номадизации», он в 1980-х гг. ввел в научный дискурс метафору «интеллектуальные кочевники», обозначив ряд проблем с которым может столкнуться социум в период эпохи постиндустриального общества.

   По утверждению Жака Аттали, процесс глобализации выводит на поверхность «новую кочевую элиту» которая свободно перемещается по миру, уходя при этом в отрыв от своих национальных корней. Позже, в 1990 году Тсугио Макимото в соавторстве с Дэвидом Маннерсом выпустили первую книгу о «цифровых кочевниках», предсказывая тем самым события, которые мы имеем возможность наблюдать сейчас, когда всевозможные гаджеты и различные девайсы стали предметом пользования не только взрослых, но даже малолетних детей. 

   В основе концепции переустройства мира по Аттали лежит  мондиализм – проект по установлению мирового правительства, совмещенный с  концепцией биороботизации. В этой концепции человек – лишь приложение к кредитно-регистрационной карточке, так называемый «кочевник в глобальном разделении специальностей, профессий», не имеющий привязок культуре собственного народа, национальной самоиндификации, человек без семьи в традиционном ее понимании, без Родины.

   Вот что говорит о неокочевниках сам Жак Аттали: «Я выбрал слово «номад» вполне намеренно. Это понятие, по моему мнению, не только отлично характеризует будущие предметы, но это еще и ключевой термин для обозначения культуры потребления и определения стиля жизни в будущем тысячелетии. Человечество вступает в сверхиндустриальный век. Богатые, процветающие зоны будут беспечно соседствовать с обширными нищими регионами. Передовые технологии создадут новые виды изделий и товаров, которые предоставят гражданам недосягаемые прежде возможности, этот процесс будет сопровождаться утратой традиционной привязанности к стране, общине, семье. Новые предметы, которые я называю номадическими (кочевыми), так как все они – небольшого размера, изменят в будущем взаимоотношения во всем спектре современной жизни. И прежде всего они изменят отношение человека к самому себе».

   Итак, о чем же ведет речь Аттали? Само слово «кочевники» исторически уходит в глубь времен. Понятно, что это люди, перемещающиеся территориально вместе с предметами своего быта, а так же накопленными богатствами, мерилом ценности которых был скот. Номад тот же кочевник, только теперь, в «Обществе потребления», у него несколько другие ценности – вместо быков и сундуков с монетами – кредитная карта, вместо утвари и военного снаряжения – ноутбуки, планшеты и айфоны, желательно последнего поколения, а также  более компактные носители цифровой информации. «Новые кочевые предметы», называет их Жак Аттали.

2.Homo sapiens informaticus

   Таким образом, на смену Homo sapiens приходит Homo sapiens informaticus. Новейшие технологии, подключение  к глобальной системе Internet дали человечеству возможность взаимодействия в режиме реального времени вне зависимости от расстояний.  Доступ к информационным базам данных позволяет получать любые знания, не выходя из дома, он-лайн конференции – проводить совещания, семинары, собеседования и пр. Не последнюю роль играет упрощенный визовый или безвизовый въезд на территории многих государств, как в случае, к примеру, с Евросоюзом. Как правило, современные номады чрезвычайно мобильны и проводят на одном месте от нескольких месяцев, до нескольких дней.

   В чем привлекательность подобного образа жизни?  Если отбросить романтику путешествий, выкристаллизовывается и вполне прагматичная сторона вопроса. По факту эти вечные путешественники, не имеющие правового статуса постоянного жителя того или иного государства избегают и правовых обязательств: например налогов, взносов на социальное страхование, военной службы. Регистрация бизнеса или частного предпринимательства в оффшорной зоне позволяют номадам, не являясь налоговыми резидентами других стран, существовать в неком «налоговом раю».

   Итак,  как и во все времена. Все снова сводится к экономике.
Вот что говорит Жак Аттали о взаимосвязи Общества потребления и новых информационных технологий:  «Сегодня, когда мы вступаем в девятую рыночную структуру, создаются новые кочевые предметы. Все возможные виды услуг трансформируются в предметы, и их функции все больше и больше призваны обладать портативным, то есть кочевым, характером».
Говоря о «девятой рыночной структуре» Жак Аттали имеет ввиду то, что человечество вступает в девятую в его истории рыночную структуру. Предыдущая восьмая структура возникла в связи с промышленной революцией в 30-х годах 20 века.
 
3.Тотальная номадизация Общества потребления: пророчество или абсурд?
 
   Как видит Жак Аттали будущее человечества с дальнейшим развитием  информационных технологий?
 
   Футурологический прогноз Аттали малопривлекателен. К 2035 году цивилизацию охватит экологический кризис, доминирующие на данный момент страны будут побеждены глобализацией (мондиализацией) финансовых рынков и могуществом концернов с мировым правительством во главе.
 
   Гиперкочевники (hypernomades) будут руководить гиперимперией. Предприятия не будут больше иметь никакой национальной принадлежности; законы будут заменены контрактами, правосудие – арбитражем, полиция – наемниками. Установятся новые социальные различия: пока элита  развлекается при помощи зрелищ и спортивных мероприятий, огромные массы кочевников нищеты – «инфракочевников» – будут кочевать в поисках средств к существованию. Страховые компании, ставшие регуляторами мира, зафиксируют нормы, которым должны будут подчиниться государства, предприятия и отдельные структуры. Ресурсы станут все более редкими, роботы – все более многочисленными. В один и тот же день каждый сможет сам себя починить, затем произвести протезы из самого себя, и, наконец, быть клонированным. Как предполагает Аттали: «Человек превратится в артефакт, потребляющий другие артефакты; в каннибала, поедающего каннибальские предметы; в жертву кочевых зол».
 
 
Литература:
1. Жак Аттали. Краткая история будущего. — СПб.: «Питер», 2014,. 288с.
2. Жак Аттали. На пороге нового тысячелетия. — М.: «Международные отношения», 1993,. 132с.
 


Рецензии
Докатились с такой античеловеческой философией...

Дмитриев   08.01.2021 11:57     Заявить о нарушении
Пока не вернём в России Социализм, беспредел и наглость власти кучки олигархов в стрене только будут усиливаться!

Николай Павлов Юрьевский   05.01.2022 11:05   Заявить о нарушении
Ну, элита правящая МИРОМ - никуда от своей национальности и религии НЕ уходит.😒💦

Сулла Славный   15.03.2022 15:51   Заявить о нарушении
Никогда не вернём уже.😒💦

Сулла Славный   15.03.2022 15:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.