Любовь или долг, вот в чем вопрос
Слоган советского фильма "Три мушкетера", вольной трактовки романа Дюма, мне кажется, таков: любовь важнее истины, мира и войны (там это кем-то явно провозглашается или пропевается - не помню). Пожалуй, сам Христос считал любовь главной заповедью. Но то была любовь к Господу - сначала и прежде всего, потом к ближнему, уже как следствие, о плотской любви там специально не упоминалось. Никакого водевильного "я душу дьяволу отдам за ночь с тобой" (как в удручающе ложном переводе арии про Бель в печально известном мюзикле), которым дышит и советский фильм о мушкетерах, у Дюма тоже нет. Там завязка поглубже и романтическая любовь понимается иначе. Сам роман при этом явно вдохновлен главным творением Сервантеса. Дартаньян в конечном счете именно рыцарь печального образа, а не жеребец и мачо.
Дон Кихот, рыцарь прекрасной дамы, оторван от реальности. Реальная Альдонса его не любит, не отвечает образу и вообще выгнала из дома. Он творит свои псевдо-подвиги под действием виртуального образа почти божественной Дульсинеи Тобосской, соипостасной, как и должно быть в католической традиции, Деве Марии, как у "рыцаря бедного", который A.M.D. своею кровью начертал на щите. Но это тот особый случай, когда любовь и долг не то, чтобы не противоречат друг другу, но вышли на уровень религиозной экзальтации и потеряли коренные различия.
У Дон Кихота, стало быть, нет противоречия между любовью и долгом - комично лишь то, что обретя это единение, он потерял почву под ногами. Это крайность, но это и экзистенциальный выбор, продиктованный отчаяньем: в реальности прозаичных альдонс и угнетающих своим инфразвуком ветряных мельниц такого единения чувств и такого экстаза не обрести. Это удается немногим счастливчикам - они донкихотствуют без отрыва от реальности, соединив долг и любовь - и почти божественная Прекрасная Дама окрыляет их благие деяния наяву.
Свидетельство о публикации №216071200607