Уроки доброты

               
    Дом, в котором я живу. Какой он?  И что такое  «дом" в сегодняшнем понимании?
    Это ведь не только одна моя квартира. Это восемьдесят, сто, сто двадцать,а  иногда пятьсот и даже больше.  Пятьсот самостоятельных «домов», сведенных под одну крышу.
    Дом заселяется жильцами, и в нем начинает свою жизнь особая система отношений между людьми – соседство.
    Звание соседа… Это вовсе не такое простое звание, как кажется на первый взгляд. Я бы даже сказала , очень ответственное звание. И сознание этой своей  миссии перед другими чрезвычайно полезно каждому.
     На такие размышления меня вызвали  сложившиеся взаимоотношения между соседями моего дома, а точнее, моего подъезда.
    Четыре года назад справили  новоселье, а  сегодня уже, не будет преувеличением сказать, можно говорить о коллективе жильцов.
    Да. Он есть. Я говорю о том психологическом климате, когда между соседями возникает то доброжелательство, которое помогает людям сродниться накрепко не на один год и когда твоя частная забота становится и заботой соседей. Когда ты чувствуешь себя и в добрые, и в горькие минуты не одиноким. Когда тебе простят (мало ли их в повседневной жизни!) случайную вину и потом деликатно забудут.
    Девятнадцать квартир в подъезде. Рабочие заводов, строители, врачи, педагоги, художники, бухгалтеры, слесари, инженеры, геологи, журналисты, пенсионеры, дети… Удивительно разнородный состав – и потому приятно отметить  доброжелательство.
    Дворовая площадка окаймлена домами, как арена цирка трибунами зрителей. Действие происходит тут поистине, как на ладони.
    Бабу Наташу приметили с первого же года. С тех пор, когда все еще кругом дышало ароматом новоселий и когда каждый только благоустраивался в своем гнезде, она вышла с лопатой и начала вскапывать крохотный, уцелевший от асфальта участок земли, оставленный в плановом порядке под зелень. Баба Наташа посадила цветы – мальвы, ромашки. И потом все дети вместе с дедом Сашей  из окна зорко стерегли клумбу  - от непутевых мальчишек, от недобрых прохожих. Цветы расцветали пышно и тут же на клумбе осыпались, орошая землю новыми семенами. Баба Наташа говорит:»Рвать-то жалко, пусть на корню живет. Красота-то  какая! Не налюбуешься! А в кувшине – день-два, вот и весь век!»
    Сейчас, летом,  буйствует зелень на настоящей клумбе, вот-вот порадует многоцветием. Двор тоже озеленен деревцами и кустарниками, но они пока по-детски беспомощны и явно нуждаются в добром покровительстве. У бабы Наташи – новая забота – нужна изгородь для охраны посадок. Она говорит об этом с тревогой и с комендантом Натальей Степановной Степаничевой, и с жильцами.
    Ее квартира - на первом этаже. Хозяйке – семьдесят четвертый год. Как и водится в таком возрасте, хворь частенько ее одолевает. Непостижимо, как ей удается содержать в чистоте свое жилище в идеальнейшей чистоте. С порога вас ослепляет белизна всего, что должно быть белым, блеск того, что должно блестеть. Недаром в доме  говорят:»У бабы Наташи, как у невесты».
    Наверное, этот восторг не был бы столь полным,  если бы баба Наташа лелеяла любовно только свою квартиру.
   Площадка первого этажа, как правило, требует двойного внимания. И хотя за подъездом закреплен специальный человек, который регулярно наводит порядок на всех этажах, баба Наташа  дополнительно взяла на себя «общественную нагрузку» - утро начинает с мытья пола на площадке первого этажа.
    Наблюдая, как старая женщина, превозмогая собственные недуги, трет полы в общем коридоре, чтобы приятно было другим жильцам здесь жить, невольно испытываешь смущение:» А умеешь ли ты так полно, без лишних слов быть полезным  людям, рядом с которыми живешь?»
   К бабе Наташе, как к своей, несут ключи от квартир, когда уходят, уезжают. А если занедужит она, как по цепочке передается:»Заболела баба Наташа».  Несут лекарства, угощения, ухаживают.
    Я не согласна с теми, кто высокомерно сторонится близких контактов с соседями. Некоторые даже бравируют;»Я никого на площадке не знаю. Друзья мои – в другом конце города».
   А может, не нужно искать друзей в другом конце города? Может, они -  рядом, чуткие, умные, прекрасные люди – богатые душой,  интересные собеседники, великолепные знатоки своего дела?
    Я точно знаю, что в нашем дворе живет много незаурядных людей, о которых, возможно, никогда не напишут, но которые достойны самых возвышенных и теплых слов. Вот она на снимке,  наша баба Наташа!Фото Евгения ЛОГВИНОВА.
                Светлана КИМ. Газета «Советская Татария»
                10 июля 1976 года.


Рецензии
Дорогая Светлана, спасибо Вам за проникновенный рассказ, наполненный добротой и любовью человека к человеку, взаимопониманием соседей. Очень правильно и про-доброму написано - "...Я говорю о том психологическом климате, когда между соседями возникает то доброжелательство, которое помогает людям сродниться накрепко не на один год и когда твоя частная забота становится и заботой соседей. Когда ты чувствуешь себя и в добрые, и в горькие минуты не одиноким. Когда тебе простят (мало ли их в повседневной жизни!) случайную вину и потом деликатно забудут..."
Светлана, спасибо Вам за щедрость души и прекрасный, поучительный рассказ.
Осмелюсь провести некоторую параллель межу нашими рассказами о соседях и доброте
- http://proza.ru/2020/02/22/1117
С душевным теплом,-
Евгения


Евгения Козачок   21.08.2020 01:11     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.