Конвенция актуальности

этюд

    Нет границы между людьми, но есть граница в человеке.
    Можно считать установленным, что в душе каждого из нас живут, существуют и взаимодействуют две индивидуальности – настолько же непохожие, как торговка и поэт. Как им удается уживаться, как сохраняется здоровье этого разума, почему человек всегда похож сам на себя?.. Ну, или почти всегда. По основному свойству человеческой души: она стремится к такому единству; это называется «инстинктом самости» – или «гештальт-инстинктом». Разум вмещает в себя всю Вселенную как единое неразрывное целое от начала и до конца в пространстве и времени, со всеми причинно-следственными связями, с ответами на все вопросы. Другое дело, что значительная часть этой Вселенной вместе с ответами упрятана глубоко в нашем подсознании, и достать ее оттуда – дело очень непростое.
    По этой причине «торговке» и «поэту» приходится как-то договариваться. И неплохо бы поучиться у них этому искусству. Этот договор, который мы назвали «Конвенцией актуальности», и есть индивидуальный образ человека; то, что отличает его от других. Собственно, сами «торговка» и «поэт» – или, как говорил Юнг, «личность» и «персона» – достаточно простые информационные цепи, сам человек – это его Конвенция. Насколько глубоко проработаны ее условия, настолько он – цельная личность.
    Суть и цель этой Конвенции – распределение ответственности за поступок. Для того, чтобы понять смысл первого и основного ее условия (условия компетенции), надо знать природу каждой нашей ипостаси: «личность» дается нам от  рождения, а «персону» воспитывает общество. Поэтому в личной жизни человеком, как правило, руководит «поэт», а в общественной  – «торговка». Тоже – как правило. Потому что есть нюансы, из-за которых, собственно, и приходится усложнять Конвенцию, вводить новые условия. Между личной и общественной жизнью нет четкой границы, не правда ли? Фрейд условно считал ее границей семьи – а это уже какое-то общество, коллектив. С другой стороны, друзья, знакомые, соперники, враги – такая ли это уж совсем общественная жизнь, ничего личного? Таким образом, между «торговкой» и «поэтом» возникает спор из-за контроля над поступками в спорных лично-общественных ситуациях.
    Если этот спор не урегулирован заранее условием договора, человек просто не решается на поступок – или совершает его после долгих и мучительных… раздумий, назовем это так. Второе – промежуточное – условие Конвенции позволяет сократить число таких тупиковых ситуаций. Оно очень простое: если «торговка» и «поэт» приходят к одному решению, оно осуществляется немедленно (условие консенсуса). Из-за этого большинство наших сознательных поступков, как известно, имеет и другую, подсознательную мотивацию, которую почему-то считают «истинной». (Что есть истина?)
А как быть, когда возникают разногласия «личности» и «персоны»? Третье условие (рефлексии) тоже объясняется природой «торговки» и «поэта», тоже их происхождением. Сигнал, формирующий «персону», идет в направлении «поступок ; мнение ; убеждения»; то есть поступок – причина всего – формирует «персону». Конформист совершает поступок не задумываясь, рефлекторно. Но это касается только знакомых ему ситуаций. В противном случае включается вторичная рефлексия («Где я? Что случилось? Что делать?»), и человек действует исходя из убеждений. «Поэт» контролирует поступки в нестандартной ситуации, «торговка» – в привычной. Это условие Конвенции очень близко «условию компетенции», но, все-таки, не совпадает с ним… Таких условий, последовательно уточняющих друг друга, сужающих круг спорных ситуаций, великое множество; назовем еще одно, последнее: условие идентичности.
    Формирование индивидуальности происходит в детстве и отрочестве, на протяжение первых трех возрастов Эриксона (по другой кодификации – первых пяти). Примерно в 21 год процесс социальной идентификации («адаптации», как говорят конформисты) заканчивается, и пора ставить точку в Конвенции. Решение состоит в том, что спорная сфера актуальности отдается – вся и бесспорно – либо «торговке», либо «поэту». Кому из них и почему? Этот вопрос – за пределами этюда; сейчас важно, что в зависимости от этого выбора человек идентифицируется как творческая личность либо как конформный обыватель. Поэт или торговка.
    Это последнее условие может показаться малосущественным по сравнению с основным текстом Конвенции, но это заблуждение. На самом деле это и есть сфера свободы воли, «полоса свободы», по термину Л. Гумилева. Оно, это условие, трактует и регулирует самые индивидуальные, самые важные для судьбы человека вопросы. Поэтому дистанция между обывателем и личностью огромна; практически это два различных неконтактных разума, каждый из которых построил свою цивилизацию, свою общность на планете.
    Поэт одинок по-своему: в материальном мире общественной практики. Зато он всегда чувствует дыхание ближнего в мире идей. Элита – это коллектив одиночек. Роль творческой личности – мыслить, но в практической жизни, в обществе он беспомощен. Напротив, предназначение обывателя – действие, он всегда в гуще событий, в толпе… Толпа – это коллективное одиночество; конформист духовно одинок.
    Относительная аутичность этих субкультур и дала повод Андрею Столярову назвать прогресс «Телефоном для глухих». Однако его одноименный рассказ  – упрощенная модель, символ реальности. Повторяю: «личность» и «поэт» – сами по себе достаточно примитивные, линейные информационные цепи. Запредельно глубокая сущность разума реализуется их Конвенцией. Каждый из нас умеет действовать и мыслить – в определенной ситуации – и как «поэт», и как «торговка», мы понимаем друг друга. Общество и элита играют в «испорченный телефон», но, все-таки, друг друга слышат.
    Нет границы между людьми, но есть граница в человеке.

2014

Литература:
К. Юнг. «Архетипы коллективного бессознательного».
Э. Эриксон. «Идентичность: юность и кризис»
Л. Гумилев. «Тысячелетие вокруг Каспия»
А. Столяров. «Телефон для глухих»
Ник Пичугин «Женственные черты толпы. 2. Иньянус»
Ник Пичугин «Женственные черты толпы. 3. Персона конформиста»


Рецензии
Уважаемый Ник Пичугин! Прочитал Ваше исследование.Если не возражаете, ряд замечаний:
1. « Можно СЧИТАТЬ УСТАНОВЛЕННЫМ, что в душе каждого из нас живут, существуют и взаимодействуют две индивидуальности»

Разумно ПРЕДПОЛОЖИТЬ, что только две. Однако существует множество вариантов разделения души на такие пары. Например: Дьявольское и божественное, звериное и человеческое, инстинкт и совесть, сознание и подсознание и т.д.

2. «. По основному свойству человеческой души: она стремится к такому единству; это называется «инстинктом самости» – или «гештальт-инстинктом»»

Как определение основного свойства души - стремления к миру в душе, гельштальт-инстинкт» годится. Но зачем лишние термины?

3. «Разум вмещает в себя всю Вселенную как единое неразрывное целое от начала и до конца в пространстве и времени, со всеми причинно-следственными связями…»
Если только допустить, что сколько вселенных, столько и разумов, от крошечных до необъятных.
4.«…с ответами на все вопросы»
Я уверен, что разумов таких нет, умеющих ответить на все вопросы, даже если ограничиться только мирозданием»
5.«Этот договор, который мы назвали «Конвенцией актуальности», и есть индивидуальный образ человека; то, что отличает его от других»
6. Ясно, что препирательства в душе иногда находят разрешение, приводят к договоренности, но почему система таких договоренностей – представляет собой индивидуальный образ человека ? Неубедительно. На мой взгляд, человек – шире. Отпечатки пальцев – тоже индивидуальный образ. Систему таких договорённостей, конечно, можно назвать и «Конвенцией актуальности», но зачем множить понятия?
7. «как говорил Юнг, «личность» и «персона» – достаточно простые информационные цепи»
Здесь бы не помешала ссылка , «где так говорил Юнг». Яндекс дает ссылку только на эту Вашу работу.

8. «личность» дается нам от рождения, а «персону» воспитывает общество. Поэтому в личной жизни человеком, как правило, руководит «поэт», а в общественной – «торговка».
Как показывают опыты с «маугли», человек, не прошедший воспитания обществом – личностью не является, уж тем более поэтом. А персона, воспитанная в жесточайших рамках общества, обычно не торговка, а фанатик.

9. «Суть и цель этой Конвенции – распределение ответственности за поступок». Вряд ли ответственность за поступок человека правомерно переносить на какую-то одну сторону его души. Иначе всегда будет виновата «персона». С «личности», что взять, она такая уродилась!

10. «и человек (конформист) действует исходя из убеждений.
Конформист, по определению, не имеет собственных убеждений, кроме как убеждения в необходимости «не высовываться».
11. «процесс социальной идентификации («адаптации», как говорят конформисты)»
Извините, это разные понятия.
12. «Роль творческой личности – мыслить, но в практической жизни, в обществе он беспомощен».
Бывает, конечно, но далеко не всегда.
13. «Толпа – это коллективное одиночество; конформист духовно одинок».
В толпе нет нонконформистов, конформист духовно всегда соответствует толпе.

С уважением Ю.Б.

Юрий Бахарев   13.07.2016 19:04     Заявить о нарушении
Большое спасибо за отклик, Юрий. В особенности, за его критическую часть. Попробую защитить свои позиции по некоторым вопросам, остальное либо слишком сложно для короткого комментария либо восходит к символу веры (и дискуссия бессмысленна)

1. «существует множество вариантов разделения души на такие пары.»
Совершенно с Вами согласен. Объект исследования остается «черным ящиком» до первой поляризации. С нее и начинается структурирование, – собственно, исследование. Чем больше признаков (антиномий), по которым поляризован объект, тем выше развитие знания о предмете исследования.
2., 7. «Но зачем лишние термины?»
Для продвинутого читателя, знакомого с основами гештальт-психологии и аналитической концепцией Юнга. Я предпочитаю «инстинкт самости».
«Здесь бы не помешала ссылка , «где так говорил Юнг».»
Юнг ничего не говорил об информационных цепях. Внимательно посмотрите на структуру фразы в ее контексте. «Персоной» и «личностью» Юнг называл «торговку» и «поэта». Ссылку могу дать только общую. Зато могу привести определения (цитаты):
««Персона» есть комплекс функций, образовавшийся на основе приспособления… Комплекс функций, образующий персону, относится исключительно к объектам… Внутренняя личность есть вид и способ отношения к внутренним психическим процессам, свойственным человеку, это та внутренняя установка, тот характер, которым он обращен к бессознательному.»
К. Юнг. «Архетипы коллективного бессознательного».
Что касается информационной цепи (убеждение – установка – мнение – решение – поступок), то, увы, сослаться могу только на себя:
«Женственные черты толпы. 3. Конформная персона»
http://www.proza.ru/2016/05/26/1066
Если кратко: для личности левое звено указанной выше последовательности является причиной, а для конформиста – конечным следствием.
8., 9. «С «личности», что взять, она такая уродилась! человек, не прошедший воспитания обществом – личностью не является,»
Совершенно с Вами согласен. Теперь – после Ваших замечаний. Я действительно допустил грубую ошибку. Но исправлять не хочу – пусть читатель подумает. Я, все-таки, беллетрист, а не ученый. Но и в науке «метод провокации» существует – как «метод сознательной ошибки».
Действительно, «от рождения» человек получает только чувственное ядро – равно и личности, и персоны – а рассудочная сфера формируется практикой по схеме совпадений внутреннего и внешнего сигналов. Маугли получал извне только императивы стаи (общества), поэтому его неразвитая личность спрятана глубоко в «бессознательном».

Еще раз спасибо за конструктивную критику. Если не возражаете, на остальные замечания я отреагирую чуть позже.

Ник Пичугин   16.07.2016 14:35   Заявить о нарушении
Вы правы...Да, разум вмещает в себя всю Вселенную как единое неразрывное целое от начала и до конца в пространстве и времени, со всеми причинно-следственными связями, с ответами на все вопросы. Однако... Тот же разум часто не позволяет многим из нас принимать правильные решения по самым элементарным вопросам нашего бытия. Ему, нашему разуму, подавай лишь Вселенную! Ибо "не царское это дело" - копаться в "мелочах" житейской суеты.

Владимир Касьянов   23.07.2016 16:31   Заявить о нарушении
"Тот же разум часто не позволяет многим из нас принимать правильные решения по самым элементарным вопросам нашего бытия".
Это справедливо, Владимир, - но не для всех. Большинство как раз действует не размышляя. И отсутствие сомнений - необходимое условие для того, чтобы действовать так свободно. (См. "Колодец Эйнштейна")

Ник Пичугин   26.07.2016 11:30   Заявить о нарушении