Конвенция актуальности
Нет границы между людьми, но есть граница в человеке.
Можно считать установленным, что в душе каждого из нас живут, существуют и взаимодействуют две индивидуальности – настолько же непохожие, как торговка и поэт. Как им удается уживаться, как сохраняется здоровье этого разума, почему человек всегда похож сам на себя?.. Ну, или почти всегда. По основному свойству человеческой души: она стремится к такому единству; это называется «инстинктом самости» – или «гештальт-инстинктом». Разум вмещает в себя всю Вселенную как единое неразрывное целое от начала и до конца в пространстве и времени, со всеми причинно-следственными связями, с ответами на все вопросы. Другое дело, что значительная часть этой Вселенной вместе с ответами упрятана глубоко в нашем подсознании, и достать ее оттуда – дело очень непростое.
По этой причине «торговке» и «поэту» приходится как-то договариваться. И неплохо бы поучиться у них этому искусству. Этот договор, который мы назвали «Конвенцией актуальности», и есть индивидуальный образ человека; то, что отличает его от других. Собственно, сами «торговка» и «поэт» – или, как говорил Юнг, «личность» и «персона» – достаточно простые информационные цепи, сам человек – это его Конвенция. Насколько глубоко проработаны ее условия, настолько он – цельная личность.
Суть и цель этой Конвенции – распределение ответственности за поступок. Для того, чтобы понять смысл первого и основного ее условия (условия компетенции), надо знать природу каждой нашей ипостаси: «личность» дается нам от рождения, а «персону» воспитывает общество. Поэтому в личной жизни человеком, как правило, руководит «поэт», а в общественной – «торговка». Тоже – как правило. Потому что есть нюансы, из-за которых, собственно, и приходится усложнять Конвенцию, вводить новые условия. Между личной и общественной жизнью нет четкой границы, не правда ли? Фрейд условно считал ее границей семьи – а это уже какое-то общество, коллектив. С другой стороны, друзья, знакомые, соперники, враги – такая ли это уж совсем общественная жизнь, ничего личного? Таким образом, между «торговкой» и «поэтом» возникает спор из-за контроля над поступками в спорных лично-общественных ситуациях.
Если этот спор не урегулирован заранее условием договора, человек просто не решается на поступок – или совершает его после долгих и мучительных… раздумий, назовем это так. Второе – промежуточное – условие Конвенции позволяет сократить число таких тупиковых ситуаций. Оно очень простое: если «торговка» и «поэт» приходят к одному решению, оно осуществляется немедленно (условие консенсуса). Из-за этого большинство наших сознательных поступков, как известно, имеет и другую, подсознательную мотивацию, которую почему-то считают «истинной». (Что есть истина?)
А как быть, когда возникают разногласия «личности» и «персоны»? Третье условие (рефлексии) тоже объясняется природой «торговки» и «поэта», тоже их происхождением. Сигнал, формирующий «персону», идет в направлении «поступок ; мнение ; убеждения»; то есть поступок – причина всего – формирует «персону». Конформист совершает поступок не задумываясь, рефлекторно. Но это касается только знакомых ему ситуаций. В противном случае включается вторичная рефлексия («Где я? Что случилось? Что делать?»), и человек действует исходя из убеждений. «Поэт» контролирует поступки в нестандартной ситуации, «торговка» – в привычной. Это условие Конвенции очень близко «условию компетенции», но, все-таки, не совпадает с ним… Таких условий, последовательно уточняющих друг друга, сужающих круг спорных ситуаций, великое множество; назовем еще одно, последнее: условие идентичности.
Формирование индивидуальности происходит в детстве и отрочестве, на протяжение первых трех возрастов Эриксона (по другой кодификации – первых пяти). Примерно в 21 год процесс социальной идентификации («адаптации», как говорят конформисты) заканчивается, и пора ставить точку в Конвенции. Решение состоит в том, что спорная сфера актуальности отдается – вся и бесспорно – либо «торговке», либо «поэту». Кому из них и почему? Этот вопрос – за пределами этюда; сейчас важно, что в зависимости от этого выбора человек идентифицируется как творческая личность либо как конформный обыватель. Поэт или торговка.
Это последнее условие может показаться малосущественным по сравнению с основным текстом Конвенции, но это заблуждение. На самом деле это и есть сфера свободы воли, «полоса свободы», по термину Л. Гумилева. Оно, это условие, трактует и регулирует самые индивидуальные, самые важные для судьбы человека вопросы. Поэтому дистанция между обывателем и личностью огромна; практически это два различных неконтактных разума, каждый из которых построил свою цивилизацию, свою общность на планете.
Поэт одинок по-своему: в материальном мире общественной практики. Зато он всегда чувствует дыхание ближнего в мире идей. Элита – это коллектив одиночек. Роль творческой личности – мыслить, но в практической жизни, в обществе он беспомощен. Напротив, предназначение обывателя – действие, он всегда в гуще событий, в толпе… Толпа – это коллективное одиночество; конформист духовно одинок.
Относительная аутичность этих субкультур и дала повод Андрею Столярову назвать прогресс «Телефоном для глухих». Однако его одноименный рассказ – упрощенная модель, символ реальности. Повторяю: «личность» и «поэт» – сами по себе достаточно примитивные, линейные информационные цепи. Запредельно глубокая сущность разума реализуется их Конвенцией. Каждый из нас умеет действовать и мыслить – в определенной ситуации – и как «поэт», и как «торговка», мы понимаем друг друга. Общество и элита играют в «испорченный телефон», но, все-таки, друг друга слышат.
Нет границы между людьми, но есть граница в человеке.
2014
Литература:
К. Юнг. «Архетипы коллективного бессознательного».
Э. Эриксон. «Идентичность: юность и кризис»
Л. Гумилев. «Тысячелетие вокруг Каспия»
А. Столяров. «Телефон для глухих»
Ник Пичугин «Женственные черты толпы. 2. Иньянус»
Ник Пичугин «Женственные черты толпы. 3. Персона конформиста»
Свидетельство о публикации №216071301087
1. « Можно СЧИТАТЬ УСТАНОВЛЕННЫМ, что в душе каждого из нас живут, существуют и взаимодействуют две индивидуальности»
Разумно ПРЕДПОЛОЖИТЬ, что только две. Однако существует множество вариантов разделения души на такие пары. Например: Дьявольское и божественное, звериное и человеческое, инстинкт и совесть, сознание и подсознание и т.д.
2. «. По основному свойству человеческой души: она стремится к такому единству; это называется «инстинктом самости» – или «гештальт-инстинктом»»
Как определение основного свойства души - стремления к миру в душе, гельштальт-инстинкт» годится. Но зачем лишние термины?
3. «Разум вмещает в себя всю Вселенную как единое неразрывное целое от начала и до конца в пространстве и времени, со всеми причинно-следственными связями…»
Если только допустить, что сколько вселенных, столько и разумов, от крошечных до необъятных.
4.«…с ответами на все вопросы»
Я уверен, что разумов таких нет, умеющих ответить на все вопросы, даже если ограничиться только мирозданием»
5.«Этот договор, который мы назвали «Конвенцией актуальности», и есть индивидуальный образ человека; то, что отличает его от других»
6. Ясно, что препирательства в душе иногда находят разрешение, приводят к договоренности, но почему система таких договоренностей – представляет собой индивидуальный образ человека ? Неубедительно. На мой взгляд, человек – шире. Отпечатки пальцев – тоже индивидуальный образ. Систему таких договорённостей, конечно, можно назвать и «Конвенцией актуальности», но зачем множить понятия?
7. «как говорил Юнг, «личность» и «персона» – достаточно простые информационные цепи»
Здесь бы не помешала ссылка , «где так говорил Юнг». Яндекс дает ссылку только на эту Вашу работу.
8. «личность» дается нам от рождения, а «персону» воспитывает общество. Поэтому в личной жизни человеком, как правило, руководит «поэт», а в общественной – «торговка».
Как показывают опыты с «маугли», человек, не прошедший воспитания обществом – личностью не является, уж тем более поэтом. А персона, воспитанная в жесточайших рамках общества, обычно не торговка, а фанатик.
9. «Суть и цель этой Конвенции – распределение ответственности за поступок». Вряд ли ответственность за поступок человека правомерно переносить на какую-то одну сторону его души. Иначе всегда будет виновата «персона». С «личности», что взять, она такая уродилась!
10. «и человек (конформист) действует исходя из убеждений.
Конформист, по определению, не имеет собственных убеждений, кроме как убеждения в необходимости «не высовываться».
11. «процесс социальной идентификации («адаптации», как говорят конформисты)»
Извините, это разные понятия.
12. «Роль творческой личности – мыслить, но в практической жизни, в обществе он беспомощен».
Бывает, конечно, но далеко не всегда.
13. «Толпа – это коллективное одиночество; конформист духовно одинок».
В толпе нет нонконформистов, конформист духовно всегда соответствует толпе.
С уважением Ю.Б.
Юрий Бахарев 13.07.2016 19:04 Заявить о нарушении
1. «существует множество вариантов разделения души на такие пары.»
Совершенно с Вами согласен. Объект исследования остается «черным ящиком» до первой поляризации. С нее и начинается структурирование, – собственно, исследование. Чем больше признаков (антиномий), по которым поляризован объект, тем выше развитие знания о предмете исследования.
2., 7. «Но зачем лишние термины?»
Для продвинутого читателя, знакомого с основами гештальт-психологии и аналитической концепцией Юнга. Я предпочитаю «инстинкт самости».
«Здесь бы не помешала ссылка , «где так говорил Юнг».»
Юнг ничего не говорил об информационных цепях. Внимательно посмотрите на структуру фразы в ее контексте. «Персоной» и «личностью» Юнг называл «торговку» и «поэта». Ссылку могу дать только общую. Зато могу привести определения (цитаты):
««Персона» есть комплекс функций, образовавшийся на основе приспособления… Комплекс функций, образующий персону, относится исключительно к объектам… Внутренняя личность есть вид и способ отношения к внутренним психическим процессам, свойственным человеку, это та внутренняя установка, тот характер, которым он обращен к бессознательному.»
К. Юнг. «Архетипы коллективного бессознательного».
Что касается информационной цепи (убеждение – установка – мнение – решение – поступок), то, увы, сослаться могу только на себя:
«Женственные черты толпы. 3. Конформная персона»
http://www.proza.ru/2016/05/26/1066
Если кратко: для личности левое звено указанной выше последовательности является причиной, а для конформиста – конечным следствием.
8., 9. «С «личности», что взять, она такая уродилась! человек, не прошедший воспитания обществом – личностью не является,»
Совершенно с Вами согласен. Теперь – после Ваших замечаний. Я действительно допустил грубую ошибку. Но исправлять не хочу – пусть читатель подумает. Я, все-таки, беллетрист, а не ученый. Но и в науке «метод провокации» существует – как «метод сознательной ошибки».
Действительно, «от рождения» человек получает только чувственное ядро – равно и личности, и персоны – а рассудочная сфера формируется практикой по схеме совпадений внутреннего и внешнего сигналов. Маугли получал извне только императивы стаи (общества), поэтому его неразвитая личность спрятана глубоко в «бессознательном».
Еще раз спасибо за конструктивную критику. Если не возражаете, на остальные замечания я отреагирую чуть позже.
Ник Пичугин 16.07.2016 14:35 Заявить о нарушении
Владимир Касьянов 23.07.2016 16:31 Заявить о нарушении
Это справедливо, Владимир, - но не для всех. Большинство как раз действует не размышляя. И отсутствие сомнений - необходимое условие для того, чтобы действовать так свободно. (См. "Колодец Эйнштейна")
Ник Пичугин 26.07.2016 11:30 Заявить о нарушении