Фасетка, триллер, драма
НАТ. ДОРОГА МЕЖДУ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ - УТРО
Пустая, занесённая мусором и листвой дорога. Вдоль неё припаркованы такие же грязные, на вид - давно брошенные автомобили. Нет никаких городских и человеческих шумов.
На козырьке подъезда под открытым разбитым окном сидят голуби.
У красной машины «Нива» на проезжей части дороги стоит пустое инвалидное кресло. За машиной слышно какое-то копошение.
Чуть склонившись у отверстия бензобака, в которое вставлен шланг, стоит ЛИЛЯ (17), похожая на озорного мальчишку. Рядом с девушкой открытая металлическая канистра. Лиля шмыгает носом, подносит шланг к губам, осматривается и отсасывает воздух из шланга.
Ба-бах! Кошка прыгает на козырёк подъезда, вспугивает птиц. Как в продолжение грохота нарастает звук приближающегося вертолёта.
Лиля резко присаживается от испуга, прижимается спиной к машине, отплёвывается и морщится от попавшего в рот бензина, который продолжает течь из шланга на землю.
Лиля подтягивает к себе канистру, опускает в неё шланг, вытирает о себя освободившиеся руки, закрывает глаза. Звук вертолета приближается.
Лиля с усилием, торопясь залезает под машину. Девушка напугана, глаза зажмурены. Звук вертолета все отчётливее.
Лиля открывает глаза - белки её глаз оказываются зеленовато-синего цвета, на непривычном фоне чуть краснеют веточки кровеносных сосудов.
СТЗ Лили картинка перед её глазами распадается на многоугольные фрагменты, каждый из которых вибрирует, увеличивается, будто бы готов выпасть из общей структуры.
Звук пролетающего мимо вертолёта. Бензин набирается в канистру. Лиля затаскивает рукой под машину рюкзак, из которого выпадает на землю многорукая мягкая кукла.
Девушка достаёт из рюкзака на ощупь баночку, раскручивает крышку и трясущимися пальцами вытягивает из неё крупную капсулу, которую кладёт в рот, глотает.
Тишина. Пустой козырёк подъезда. Мурчит кошка.
Кошка трётся о ногу сидящей у машины Лили. Девушка открывает глаза - они в норме, осматривается, тыльной стороной ладони давит на лоб, затем гладит кошку.
ЛИЛЯ
(то ли кошке, то ли себе)
Вот дура.
Лиля ставит рюкзак на капот, достаёт из рюкзака помятый оранжевый лист, подсовывает под дворник. Из кармана достаёт сверток денег с резинкой, разворачивает, небрежно отсчитывает несколько тысяч и подсовывает под дворник поверх листа, на котором написано от руки «Спасибо». Замешкавшись, надевает оставшийся сверток денег на дворник.
ИНТ. САЛОН НИВЫ - УТРО
Через грязное лобовое стекло видно идущую прочь Лилю. Она катит впереди себя инвалидное кресло с канистрой.
Сквозь стекло читается обратная сторона листа записки - официальная листовка, информирующая о тотальном распространении птичьего гриппа.
НАТ. ДВОР ПЕРЕД БАРАКОМ - УТРО
Тишина. Двухэтажный старый деревянный барак. На дверях подъезда те же листовки, пустые чёрные окна.
Лиля подвозит кресло с канистрой к чистой машине, ставит канистру рядом с колесом.
Рядом - уродливый сад со старыми обветшалыми игрушками, большая некрасивая конструкция - кормушка для птиц из старой мебели, провисшие бельевые верёвки растянуты между деревьями.
Лиля открывает капот машины, достаёт воронку.
Слышен неистовый крик женщины из дома - Лиля бросает воронку, бежит внутрь. Голуби сидят у окна чердака.
ПЕРЕХОД - СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИОННЫХ ХОДОВ
ИНТ. КВАРТИРА В БАРАКЕ - КУХНЯ - УТРО
С пылью и грязью из воздуховода мы попадаем на кухню. Вокруг коробки, канистры с водой, на столе завал, примитивный плеер, разбросаны батарейки, рисунки. На стене текстильная карта с маршрутом, точечно отмеченным разными нагрудными значками, вколотыми в ткань. Везде рисунки в стиле кубизма, напоминающие видения девушки. У окна печь-буржуйка с выведенной в форточку трубой. Из глубины квартиры доносится женский стон.
Лиля безмятежно заходит на кухню, берёт плеер, прикрепляет его к ремню, поочередно вставляет наушники в уши - звучит музыка, за которой теряется женский стон.
Огонь горит в печи, на плите которой стоит заляпанная кастрюля с водой. Лиля слушает плеер, у стола рассыпает в две тарелки кашу из пакетиков, изучает карту над столом, делает зарисовки.
Две пустые тарелки на столе сложены друг в друга. Лиля у раковины раздета до пояса - моет голову, зачерпывая воду ковшиком из стоящей рядом кастрюли. Шум периодически льющейся в раковину воды. В наушниках плеера на столе играет музыка вперемешку с уже тихими женскими стонами.
ИНТ. ПОДЪЕЗД БАРАКА - УТРО
Двери квартир настежь распахнуты. По лестнице медленно поднимается мужчина - СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (43), шаркает сапогами. Он плохо одет, растрёпан, в руке несёт пылесос, провод которого тянется вслед по ступеням лестницы.
ИНТ. КВАРТИРА В БАРАКЕ - КУХНЯ - УТРО
Лиля моет голову.
ИНТ. ПОДЪЕЗД БАРАКА - УТРО
Мужчина поднимается выше, провод тянется по ступеням, слышны стоны женщины. В почтовых ящиках, на полу, на окне сотни оранжевых листовок.
ИНТ. КВАРТИРА В БАРАКЕ - КОРИДОР - УТРО
Медленно открывается входная дверь. Мужчина с пылесосом входит в квартиру, по ходу отрывает щеколду на двери в ванну, из-за которой доносятся стоны женщины. Проходит дальше по коридору в сторону кухни.
Из тёмной ванной выходит женщина - ВИКТОРИЯ (37), помятая, с искаженным от боли лицом, держась о стену, идёт вслед за мужчиной на кухню. Голова её кое-как замотана тряпками, свисающими на лоб.
ИНТ. КВАРТИРА В БАРАКЕ - КУХНЯ - УТРО
Лиля вытирает голову полотенцем, наклонившись над раковиной. За спиной девушки вырастает мужчина, женщина рьяно роется в Лилином рюкзаке, из которого выпадает на пол многорукая кукла.
Лиля оборачивается, держа рукой полотенце, бросается к женщине с зеленовато-синими белками глаз, когда та уже раскручивает банку с таблетками.
ЛИЛЯ
(мужчине, грозно)
Зачем ты выпустил её?
Лиля вырывает из рук женщины банку, та падает, таблетки разлетаются по полу. Женщина в ответ мычит и тянет руки к девушке. Лиля делает шаг в сторону женщины, бросая полотенце, мокрые волосы падают на плечи. Девушка спотыкается о пылесос, но устояв, аккуратно обнимает женщину за плечи и ведёт её к коридору обратно. Женщина успокаивается.
СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (ВПЗ)
Ты мучаешь мать.
Лиля оборачивается в дверях.
СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ(ПРОД)
Лучше от передозировки это… Чем медленно, чем чувствовать, как мозг превращается в решето.
ЛИЛЯ
Георгий ей поможет, а ты можешь ехать с нами или вон…
Лиля кивает в сторону разбросанных таблеток.
ЛИЛЯ (ПРОД)
Травись.
СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ
Я останусь дома.
ЛИЛЯ
Тогда тем более бери, последние.
НАТ. ДВОР ПЕРЕД БАРАКОМ - ДЕНЬ
Сергей Константинович затаивается около кормушки, в которой возятся птицы.
СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ
Давай, отродье, грязные заразные твари, жрите.
Мужчина бросается на птиц с пылесосам в руках, имитируя звук работы пылесоса. Птицы разлетаются.
Мужчина разочарованно бросает пылесос, яростно ломает конструкцию кормушки и стаскивает обломки в большую в кучу.
ИНТ. КВАРТИРА В БАРАКЕ - КУХНЯ - ДЕНЬ
Слышен взрыв, стёкла в окне дрожат. Банка с таблетками стоит на столе.
Лиля корчится у окна, обхватывая голову руками. Глаза девушки снова с зеленовато-синими белками. Слышен звук приближающегося вертолёта.
СТЗ Лили картинка за окном принимает вид мерцающих многоугольников и меняется без плавного движения, как набор последовательных фотографий.
Сергей Константинович без движения лежит на земле рядом с горящей кучей.
НАТ. ДВОР ПЕРЕД БАРАКОМ - ДЕНЬ
Тело Сергея Константиновича лежит неподвижно, во лбу - пулевое отверстие. Птицы собирают остатки корма на развалинах кормушки.
ИНТ. КВАРТИРА В БАРАКЕ - КУХНЯ - ДЕНЬ
Лиля хватает кастрюлю с остатками воды и, распахивая дверцу буржуйки, заливает небольшой, уже догорающий огонь. Пар, шипение. Лиля отбрасывает кастрюлю в сторону.
Лиля бросается к столу, нащупывает на нём баночку с таблетками, всё сметая с поверхности. Слышно как шумит вертолёт.
Тишина, мокрая чернота виднеется через распахнутую дверцу печи. Лиля сидит на полу покачивается, глаза закрыты. Слышится шарканье в коридоре, на кухню с трудом заходит её мать. Лиля смотрит на Викторию - у обеих нормальные глаза.
ЛИЛЯ
Надо ехать.
Лиля подтягивает к себе многорукую куклу с пола.
ВИКТОРИЯ
А Сергей Константинович?
Лиля с сожалением качает головой.
НАТ. ДВОР ПЕРЕД БАРАКОМ - ВЕЧЕР
Лиля, поддерживая мать, выходит из подъезда. У дома тлеет куча мусора. Лиля усаживает женщину на лавочку, направляется к машине с открытым багажником, достает из кармана ключи, ищет канистру с бензином.
Канистра валяется около тлеющей кучи.
ЛИЛЯ
Идиот!
Лиля бросает ключи от машины на землю. Лиля на секунду замирает – осматривается вокруг – как будто что-то потеряла. Тревога.
Виктория самостоятельно делает попытку подняться с лавочки – падает, вскрикивает. Лиля переключается на мать.
НАТ. ТРОТУАР ГОРОДА - ВЕЧЕР
Безлюдье, тишина. Прямой, уходящий вдаль тротуар, над которым смыкаются кроны деревьев. Лиля везёт мать на инвалидной коляске. Лиля то наклоняется лицом к затылку матери, переходя на шаг и продолжая катить коляску, то снова бежит, поднимая голову вверх к небу.
ВИКТОРИЯ
Потише! Лилёк! Надорвёшься!
Мать закрывает шарфом нижнюю часть лица, кутается в куртке. Внезапно глаза её стекленеют, руки падают по бокам несущейся коляски.
Сомкнувшиеся кроны деревьев.
Лиля продолжает бежать вперед, смеётся, затем останавливается, опирается руками на колени. Впереди перед Лилей совсем недалеко виднеется широкий перекресток с нерабочими светофорами.
ЛИЛЯ
(весело)
Всё, Вика, больше не могу!
Ты - тяжёлая!
Чуть отдышавшись, заглядывает в коляску и видит бездыханное тело.
ЛИЛЯ
Мама!
Глаза Лили становятся зеленовато-синими.
СТЗ Лили картинка реальности приобретает мозаичную структуру, и пазлы, ваяющие образ тела матери вибрируют.
Появляется звук пролетающего вертолёта.
Лиля подается вперёд, обхватывает ноги матери, плачет.
СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (ЗК)
Лиля, сейчас я досчитаю до одного… пять…
Выстрел. В голове Виктории появляется пулевое отверстие.
На заднем плане видно, что на перекрестке суетится аккуратно одетый мужчина (40-45)приличного вида в клетчатой рубашке - ГЕОРГИЙ. Он не может перейти дорогу - горит красный сигнал светофора, но машин на дороге нет.
ЛИЛЯ
Нет, мама, нет!
СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (ЗК)
Лиля, три, два, один…
ИНТ. КВАРТИРА В БАРАКЕ - КОМНАТА - ВЕЧЕР
Уютная комната, стол, под включенной лампой греется знакомая кошка. Книги, грамоты, занавески зашторены. На диване лежит Лиля - рядом столик, на нём многорукая кукла. На кресле, наклонившись к Лиле, сидит Сергей Константинович - хорошо одетый, опрятный, в домашних тапочках, в руках его ручка и планшет. Лиля садится на диване, сутулая, нервная, заплаканная. Сергей Константинович делает пометки, наклонившись к записям.
СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ
Ты сегодня молодец, всё хорошо…. Осталось разобраться, кто же такой Георгий?
Сергей Константинович поднимает голову и смотрит на Лилю.
ЛИЛЯ
Я чудовище, зачем я создаю мир, полный боли и смерти? Если б у меня, и правда, была возможность махнуть волшебной палочкой, что бы стало с людьми? Неужели, я так ненавижу их?
СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ
Ничего чудовищного, просто в тебе накопилось много боли, и ты неосознанно хочешь причинять её другим. И не как кровожадный демиург, нет. Это обычное желание быть понятой.
Мужчина отклоняется на спинку кресла.
СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (ПРОД)
Так кто такой Георгий, Лиля? Спроси себя.
Лиля натягивает свитер на колени. Оглядывает комнату.
ЛИЛЯ
А что это за кукла?
СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ
Это сшила одна из моих пациенток, она ей помогала справляться с приступами мигрени. Ты не ответила на мой вопрос.
Мужчина встает, идёт к столу, кладёт планшет и ручку, берёт в руки кошку, гладит её.
ЛИЛЯ
Я запуталась, я уже не понимаю где сны - где реальность.
СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ
Да никто точно не знает, в чём тут разница. Попробуй в следующий раз, как засомневаешься - зажми нос рукой и подыши, если получится – значит, ты спишь.
ЛИЛЯ
Очень смешно.
НАТ. ДВОР ПЕРЕД БАРАКОМ - ВЕЧЕР
Лиля выходит из подъезда. Двери подъезда без оранжевых объявлений. В доме в большинстве окон горит свет, печной трубы из окна нет, из окна первого этажа слышна работа телевизора, лязг кухонной посуды.
ИНТ. КВАРТИРА В БАРАКЕ - КОМНАТА - ВЕЧЕР
Многорукая кукла неуклюже слезает с тумбочки, идёт к окну мимо склонившегося над столом, увлеченного записями, Сергея Константиновича.
Кукла с трудом забирается на подоконник и прижимаясь к стеклу, смотрит в окно.
НАТ. ДВОР ПЕРЕД БАРАКОМ - ВЕЧЕР
Лилю привлекает тлеющая куча мусора около дома. Лиля озирается по сторонам, смотрит на яркие окна первого этажа дома и, чуть усмехнувшись, зажимает пальцами нос. Слышно, что она продолжает дышать.
Сквозь оконное стекло видно, как кукла в окне закрывает глаза одной парой рук.
Девушка пугается, неприятный звук приближающегося вертолёта внезапно включается как по команде. Продолжая держать нос зажатым и дышать, девушка испуганно озирается по сторонам - уродливый сад, поблескивает в свете фонаря значки на карте, растянутой на бельевой верёвке. Лиля спотыкается - пылесос.
Лиля убирает руку от лица и выбегает на дорогу перед домом.
Яркие фары красной машины «Нива» несутся на Лилю. Гомон подростковых голосов, крик «Куда ты, придурочная?».
Георгий выскакивает на дорогу вслед за Лилей и крепко прижимает девушку к себе. Лиля с радостью и отчаяньем вжимается в мужчину. Машина проносится сквозь них.
Георгий гладит девушку по голове. Над ними мирное тихое небо.
ПЕРЕХОД - ВЕНТИЛЯЦИОННЫЕ ТРУБЫ
ИНТ. БОЛЬНИЧНАЯ ПАЛАТА - ВЕЧЕР - РЕАЛЬНОСТЬ
На больничной койке, подключенная к аппарату жизнеобеспечения, в больничной одежде лежит Лиля.
Рядом на стуле, в накинутом на плечи белом халате сидит Виктория - на ней деловой костюм, она теребит дамскую сумочку на коленях.
Сергей Константинович - в медицинской робе и шапочке, на груди бейдж.
СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ
Сегодня был всплеск мозговой активности, впервые за столько месяцев.
Мужчина подходит к женщине, замершей на стуле.
СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ
Она сильная.
ВИКТОРИЯ
После смерти мужа я не смогла…. Георгий всегда знал, как ей помочь.
Виктория берёт в руки с прикроватной тумбочки многорукую мягкую куклу, поправляет её одежду. На тумбочке стоит фотография, на которой изображены счастливые в обнимку Виктория, Лиля и Георгий.
ВИКТОРИЯ (ПРОД)
А вы знаете, Сергей, её же мухой в школе прозвали.
Виктория грустно улыбается. Сергей Константинович слушает женщину с сочувствием.
ВИКТОРИЯ (ПРОД)
И эта кукла, Лиля говорила, что лучше тысяча рук, чем тысяча глаз.
КОНЕЦ РЕАЛЬНОСТИ
НАТ. ДВОР ПЕРЕД ЗДАНИЕМ БОЛЬНИЦЫ - НОЧЬ
Лиля зелёновато-синими глазами смотрит на свет в одном из окон больницы.
СТЗ Лили картинка фрагментирована.
Позади Лили пустое кресло. В руках девушки карта. Рядом с ней Георгий. Он одобрительно похлопывает девушку по плечу и убирает руки в карманы, кивая головой в сторону входа в больницу.
СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (ЗК)
Вы же коллекционируете значки?
ВИКТОРИЯ (ЗК)
Да. Я не думала, что вы говорили обо мне.
Девушка решительно бежит на голос матери к входу в больницу, открывает дверь, входит. Дверь закрывается.
Общая картинка входа в больницу разделяется на множество мозаичных объектов, каждый из которых вибрирует. Мозаика постепенно осыпается и за каждым кусочком в тёмную картинку экстерьера здания проникает свет.
СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (ЗК)
Она вас очень любит.
Одним разом падают все кусочки мозаики, остаётся только свет.
Свидетельство о публикации №216071300121