Выигрышный билет, комедия

Экранизация по одноимённому рассказу А.П. Чехова

ИНТ. КОМНАТА СЕМЬИ ИВАНА ДМИТРИЕВИЧА - ВЕЧЕР

ИВАН ДМИТРИЕВИЧ (45)в домашней одежде стоит спиной к окну, которое обрамлено распахнутыми тёмными занавесками. У стола в центре комнаты его жена - МАРИЯ (33),приятная женщина в простом сером платье, в фартуке, через её плечо перекинуто кухонное полотенце. Она поправляет густые блестящие волосы в прическе ДОЧЕРИ (11). Стол заставлен посудой, оставшейся после ужина. Над столом ярко горит керосиновая люстра. В углу комнаты у печки играет с разбросанными игрушками СЫН (4)- пухлый светловолосый малыш.

Иван Дмитриевич с довольным лицом берёт газету с этажерки у чернеющего стёклами окна и направляется к дивану. Девочка увлекает за собой мальчика в соседнюю комнату, на ходу собирая игрушки в подол платья. Мария, напевая тихо спокойную песню, возится с посудой на столе. Иван Дмитриевич вольготно рассаживается на диване и ленно, самодовольно распахивает листы газеты перед собой.

МАРИЯ
Забыла я сегодня газету поглядеть. Посмотри, нет ли там таблицы тиражей?

ИВАН ДМИТРИЕВИЧ
(снисходительно исподлобья)
Есть. Так разве твой билет не пропал в залоге?

МАРИЯ
Нет.

Мария с улыбкой поворачивает голову в сторону мужа.

МАРИЯ
(продолжая)
Я во вторник носила проценты.

ИВАН ДМИТРИЕВИЧ
(недовольно мотая головой)
И какой номер?

МАРИЯ
Серия 9499, билет 26.

Мария со стопой грязной посуды в руках скрывается в проёме двери. Мужчина перелистывает страницы газеты, недовольно бормоча себе под нос.

ИВАН ДМИТРИЕВИЧ
Не верю я в лотерейное счастие… И чтоб я стал глядеть в таблицу тиражей… Ладно, раз газета перед глазами..Так…

Крупным планом таблица тиражей в газете, палец Ивана Дмитриевича скользит сверху вниз и останавливается на цифре 9499.

Мужчина резко закрывает газету, прижимая ее рукой к коленям, поднимает голову. Лицо его полно удивления. Он похлопывает крупной ладонью по сложенной на коленях газете.

ИВАН ДМИТРИЕВИЧ
(хрипло)
Маша! 9499 есть!

Растерянная Мария появляется в проеме двери, нервно вытирая руки полотенцем.

МАРИЯ
9499?

ИВАН ДМИТРИЕВИЧ
Да, да… Серьёзно, есть!

МАРИЯ
А номер билета?

ИВАН ДМИТРИЕВИЧ
(всплескивая руками)
Ах, да! Еще же номер билета.

Иван Дмитриевич принимается листать страницы газеты, но резко захлопывает ее вновь.

ИВАН ДМИТРИЕВИЧ
Впрочем, постой… Погоди!

Мужчина вскакивает с дивана.

ИВАН ДМИТРИЕВИЧ
(радостно продолжая)
Нет, каково? А? Все-таки номер нашей серии есть! Все-таки, понимаешь… Наша серия есть, значит есть и вероятность того, что мы выиграли. Только вероятность, но всё же она есть!

МАРИЯ
Ну, теперь взгляни.

ИВАН ДМИТРИЕВИЧ
(расхаживая от окна к печи)
Постой. Еще успеем разочароваться. Это во второй строке сверху, значит, выигрыш в 75 000. Это не деньги, а сила, капитал! И вдруг я погляжу сейчас в таблицу, а там — 26! А? Послушай, а что если мы в самом деле выиграли?

Супруги смеются. И мужчина снова принимается расхаживать по комнате, держа за спиной свёрнутую газету.

ИВАН ДМИТРИЕВИЧ
А что, если мы выиграли? Ведь это новая жизнь, это катастрофа! Билет, конечно, твой, но вот если бы он был моим…

Мужчина поворачивается к жене и поднимает вверх указательный палец. Мария подходит к столу и садится на стул, кладет руки на колени, внимательно смотрит на мужа.

ИВАН ДМИТРИЕВИЧ
(вновь прохаживаясь)
Я прежде всего, конечно, купил бы тысяч за 25 какую-нибудь недвижимость вроде имения… тысяч 10 на единовременные расходы: новая обстановка… путешествие, долги заплатить и прочее… Остальные 40 тысяч в банк под проценты…

Мария, подпирая рукой подбородок, томительно устремляет взгляд на стену.

МАРИЯ
Да, имение — это хорошо.

ИВАН ДМИТРИЕВИЧ
Где-нибудь в Тульской или Орловской губернии… Во-первых, дачи не нужно, во-вторых, все-таки доход! Не идти на службу ни сегодня, ни завтра, ни послезавтра…

Мужчина, глядя в окно, опирается руками на подоконник, положив рядом газету. За стёклами появляется яркий солнечный день и зеленая листва.

ИНТ. ВООБРАЖАЕМОЕ ИМЕНИЕ, ГОСТИНАЯ - ДЕНЬ

В богато обставленной просторной гостиной, за окнами которой бушует летний зной, за столом сидит Иван Дмитриевич, его жена - в нарядном платье, дети. Обедают. Вокруг суетится прислуга.

ИВАН ДМИТРИЕВИЧ
В такую жару нет ничего лучше ледяной окрошки!

МАРИЯ
Вечером к нам обещали быть соседи.

ИВАН ДМИТРИЕВИЧ
(детям)
А кто сейчас пойдет со мной на речку?

Дети радостно отвечают согласием. Все улыбаются.

ИВАН ДМИТРИЕВИЧ
Посмотрим как ловят рыбу неводом и непременно купаться! А после купанья чай со сливками и со сдобными кренделями. А завтра, Машенька, я хочу сходить в лес за грибами…

Мужчина мечтательно откидывается на спинку стула, расстёгивая жилетку.

МАРИЯ
Да, хорошо бы купить имение… Ну посмотри номер билета!

ИНТ. КОМНАТА СЕМЬИ ИВАНА ДМИТРИЕВИЧА - ВЕЧЕР

Иван Дмитриевич стоит у темного окна перед мокрыми от дождя стёклами. Он поворачивается к жене.

ИВАН ДМИТРИЕВИЧ
(вначале раздраженно)
Постой, погоди! Я, знаешь, Маша, за границу поехал бы! Как хорошо глубокой осенью поехать за границу, куда-нибудь в южную Францию, Италию… Индию!

ИНТ. ВООБРАЖАЕМЫЙ ПОЕЗД, ВАГОН ПЕРВОГО КЛАССА - ДЕНЬ

Иван Дмитриевич сидит на роскошном диване в окружении прелестных хохочущих барышень.

ИВАН ДМИТРИЕВИЧ
Как приятно путешествовать с вами! Какие вы лёгкие, беззаботные, живущие минутой! Ведь моя жена всю дорогу только и говорит о детях, вздыхает, пугается и дрожит над каждой копейкой! А я еще молод, здоров, свеж! Хоть женись второй раз!

Мужчина обнимает женщин. Все громко хохочут.

МАРИЯ
(за кадром)
И я тоже - непременно бы за границу поехала!

ИНТ. ВООБРАЖАЕМЫЙ ПОЕЗД, ВАГОН ТРЕТЬЕГО КЛАССА - ДЕНЬ

Вагон полон народу, Мария с недовольным хмурым лицом сидит с детьми в окружении узелков, корзинок, свертков. Иван Дмитриевич сутуло стоит рядом, в руках его чайник.

МАРИЯ
У меня так разболелась голова! Подумать только, мы потратили так много денег! Ну что ты стоишь, принеси скорее кипятка и бутербродов - дети голодны, обедать здесь мы не можем - это дорого!

Мужчина пробирается сквозь суетящихся пассажиров к выходу.

НАТ. ВООБРАЖАЕМАЯ ПРИВОКЗАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ - ДЕНЬ

Иван Дмитриевич в окружении пассажирской толпы направляется к недалеко стоящей кубовой с яркой надписью "Кипяток".

Совсем рядом на перроне смеются те же веселые барышни, но уже с другими мужчинами. Недовольный муж на ходу причитает со злостью.

ИВАН ДМИТРИЕВИЧ
Ведь поехала только чтобы мне помешать! Будет в номере сидеть да меня не отпускать от себя… Знаю! Зачем ей за границу, что она в ней понимает? Ведь на самом деле для нее что Неаполь, что Клин — всё едино. И я у нее в полной зависимости! То и дело приходится бегать на станцию!

Занятый монологом, мужчина постепенно оказывается у очереди в кубовую. Недовольный народ сетует на лезущих вперёд проводников. Иван Дмитриевич обращается к стоящему рядом мужчине, который сочувственно кивает ему головой.

ИВАН ДМИТРИЕВИЧ
А ведь она меня в каждой копейке усчитывает! Билет-то её, а не мой! Ничего не смыслит в деньгах, а потому скупа! Как только получила деньги, то сразу их по-бабьи под шесть замков… От меня прячет! А сама то - как постарела, как подурнела! Родне своей благотворит, а меня…

ИНТ. ВООБРАЖАЕМАЯ КОМНАТА СЕМЬИ ИВАНА ДМИТРИЕВИЧА - ВЕЧЕР

Иван Дмитриевич стоит у окна. Вокруг жены столпились многочисленные родственники, улыбаются ей, кланяются, то и дело кто-то пожимает её руку, обнимает за плечи. Вся комната заставлена чужими вещами. От засилья людей в комнате темно и мрачно. На хозяина родня и Мария глядят с ненавистью.

ИВАН ДМИТРИЕВИЧ
Этакие вы гадины! Противные, жалкие люди! Если вам дать, то вы ещё попросите. А отказать — будете клясть, сплетничать, желать всяких напастей!

МАРИЯ
Так ты первый потянул лапы к моему выигрышу! А у меня на это есть свои соображения! На чужой-то счет хорошо мечтать! Нет, ты не смеешь! Что же ты всё не смеешь посмотреть номер билета?

ИНТ. КОМНАТА СЕМЬИ ИВАНА ДМИТРИЕВИЧА - ВЕЧЕР

Иван Дмитриевич стоит у окна. Его жена нетерпеливо и раздражённо стучит пальцами по столу. Мужчина хватает с подоконника газету, рывками находит нужную страницу.

ИВАН ДМИТРИЕВИЧ
Серия 9499, билет 46! Но не 26!

Мария растеряно с сожалением и вздохом оглядывает комнату, Иван Дмитриевич бросает газету на диван.

ИВАН ДМИТРИЕВИЧ
Как же вечера длинны и скучны! И что мне давит под желудком этот ужин!

Мужчина направляется к двери в соседнюю комнату, возмущается.

ИВАН ДМИТРИЕВИЧ
Черт знает что! Куда ни ступишь, везде бумажки под ногами, крошки, какая-то скорлупа. Никогда не подметают в комнатах! Придется из дому уходить, черт меня подери совсем. Уйду! И повешусь на первой попавшейся осине!

Иван Дмитриевич громко захлопывает за собой дверь, от чего его жена вздрагивает на месте.

Конец


Рецензии