Музыка Кравчука деньги Еьцина
Помощь и поддержку МИД России я испытал и при подготовке к открытию посольства Украины в Хельсинки. Ведь всё надо было начинать с ноля – не было ни помещения, ни кадров, ни технического обеспечения.
Помогло и то, что я уже несколько лет проработал в Финляндии, и у меня сложились хорошие контакты в Министерстве Иностранных Дел этой страны. Не говоря уже о том, что я знал всех совзагранработников в Финляндии. Знал их деловые качества, откуда они родом. Поэтому я легко подобрал нужных выходцев с Украины и предложил им работу в украинском посольстве. После недолгих колебаний почти все они согласились.
Организационные вопросы решались сравнительно быстро. Ведь на первом этапе зарплату работникам украинского посольства платили российские организации. Зная об этом, в МИДе Финляндии шутили: это тот случай, когда музыку заказывает Кравчук, а деньги платит Ельцин.
Приятно вспомнить. Всё решалось в обстановке доброжелательности. По-семейному. Украинскому посольству выделили большое здание - бывшее Представительство Государственного Комитета СССР по Экономическому Сотрудничеству (ГКЭС). Посольство России продолжало оплачивать наши квартиры, разрешило использовать бесплатно служебные автомобили, мебель и т.п. Так продолжалось до тех пор, пока МИД Украины не утвердил бюджет посольства, прислал дополнительных работников, а меня утвердил Советником – Посланником.
Возвращусь к моей народной дипломатии. Ещё в период становления посольства Украины я позаботился о создании двух общественных образований: общественного совета при посольстве, куда вошли представители финского бизнеса, известные общественные деятели Финляндии. Полезность этого образования я ощутил даже через многие годы, когда представители Совета пригласили Л.М.Кравчука - первого президента Украины и меня, как первого дипломата Украины в Финляндии посетить с супругами эту страну в связи с 10-летием провозглашения независимости Украины и установления Финляндско-Украинских дипломатических отношений.
Вместе с Обществом «Финляндия – СССР» (которое, кстати, существует до настоящего времени под названием» Общество «Финляндия – Россия») мы создали Общество «Финляндия – Украина».
При помощи этих общественных структур я приступил к подготовке к участию делегации Украины во главе с президентом Л.М.Кравчуком к Встрече глав государств и правительств СБСЕ в Хельсинки 9-10 июля 1992 г. («Хельсинки-2»).
Как известно, Встреча во многом стала определяющей для дальнейшего развития концепции новой архитектуры европейской безопасности. Новые вызовы, среди которых первое место занимали региональные конфликты, заставили пересмотреть многие подходы к обеспечению безопасности на континенте. Согласно Декларации Хельсинкского Саммита 1992 г., СБСЕ впервые обозначило себя как «региональную организацию», ответственную за поддержание военно-политической стабильности и развитие сотрудничества в евроатлантическом пространстве.
Другое дело, как СБСЕ справляется с этой задачей. Последние события на Украине показали, что важные и нужные решения остаются только на бумаге и подчинены, в первую очередь, интересам США на Европейском континенте.
Продвижению США в Европу, в том числе и на Украину, способствовало и то, что ещё за пару месяцев до совещания в Хельсинки, при президентстве Кравчука, было подписано "Соглашение между Правительством Украины и Правительством Соединённых Штатов Америки о гуманитарном и технико-экономическом сотрудничестве» (07.05.92 г.).
Возглавляя рабочую группу Украины по подготовке к «Хельсинки-2», я уже тогда почувствовал влияние американской политики в Европе на те указания и рекомендации, которые приходили мне из Киева, подписанные будущим Ющенковским министром иностранных дел Б.И. Тарасюком.
Но тогда я ещё испытывал иллюзии, что смогу каким –то образом повлиять на политику Украины, стараясь изо всех сил сближать позиции Украины и России.
Свидетельство о публикации №216071301441