Улица Берия

       В 1957 году я работал линейным электромонтёром в сухумском радиотрансляционном узле. Помните, почти в каждом доме тогда были "радиоточки" - репродукторы на стеночке, и оттуда что-то постоянно бубнило. Передача к репродукторам шла по проводам из этого самого радиоузла. Поддерживали проводную сеть в исправности несколько электромонтёров. Если всё работало нормально и вызовов не было, они обычно сидели на скамейке в закутке коридора. Там же рядом было окошечко в кассу, куда приходил народ вносить абонентскую плату за радиоточку.
       И вот сидим мы однажды, а недалеко от нас стоит очередь в кассу из нескольких человек, и среди них какой-то невзрачный мужичонка ростом полтора метра с кепкой. Стоит и от скуки разглядывает висящий на стене большой план города с названиями улиц - для монтёров. Никто не обратил внимание, как он исчез, но через несколько минут он появился с полдесятком крикливых настырных людей с главным впереди. Главный грозно вопросил: "Где?!" Мужичонка с торжеством ткнул пальцем в план: "Вот!" Главный заорал: "Где начальник?! Начальника сюда!" Монтёры поинтересовались: "А ты кто такой?" Главный гордо ответил: "Я из органов!"
       Дурачков среди нас не было, и нам одного взгляда на главного было достаточно, чтобы понять, что там у себя в "органах" (если он вообще имеет к ним отношение) он если и главный, то с другого конца. Попросили показать документ, он сбавил тон, и выяснилось, что среди названий улиц есть "Улица Берия". Берию давно уже расстреляли, улицу переименовали, а в плане исправить забыли. Да кстати и улица эта была за углом, и на ней местное отделение КГБ. Поэтому они так быстро прибежали. Конечно, никакого начальника никто не звал, название улицы тут же переправили карандашом, а выпустившего пар главного проводили с напутствием так же ретиво ловить настоящих шпионов и диверсантов.
       Это очень характерно для нашего замечательного народа: какой-нибудь старший помощник младшего подметалы, как только представится случай, пыжится изобразить из себя большого начальника, и хлебом не корми - дай покомандовать. У Шукшина есть рассказ, как он лежал в больнице с воспалением лёгких, его пришли проведать несколько друзей-писателей, а больничная уборщица явилась их выгонять, потому что по её мнению, это было "не положено". Обидчивый Шукшин как был в больничном халате и в тапках на босу ногу, вышел на мороз и пошёл пешком домой. Друзья перехватили такси и довезли его.
        Что-то похожее было как-то и со мной. Мы несколько человек зашли в кафе в нашем институтском посёлке, и поскольку стульев за столиком на всех нехватало, взяли пару от соседних свободных столов. Тут же возникла уборщица со своим "не положено". Учёный народ потребовал от неё письменных правил поведения в кафе, где было бы написано, что положено, а что нет. Она ещё немного постояла над душой, потявкала и успокоилась.
       Интересно, у других народов тоже так? Я сколько живу в Израиле, такого не наблюдал.


Рецензии