Играя в шахматы

  Шахматы это такая настольная игра, которая....

  Шахматы появились на Земле очень давно.
  Однажды, когда я служил в армии, к нам в часть приехала комиссия во главе с генералом. Нашу роту  показательно посадили вечером на политзанятия...появился сержант  и спросил "кто умеет играть в шахматы?" Молчание. Генерал сидел в кабинете и скучал. Он оказался большой любитель шахмат.
   Первую партию, двигая фигуры забинтованными пальцами (стройбат) я новобранец, пугливый перед генералом, проиграл.
   "А у вас нет никого посильнее" спросил небрежительно генерал и проиграл с треском вторую партию.
   "Ну-ка, ну-ка"  завелся генерал и я  аккуратно свел с ним третью партию вничью, чтобы не злить проверяющего. Он остался доволен.

   В то время я уже прочитал книгу про Алехина и знал, как нужно играть с "щахматными генералами".
   В 18-том году Александр Алехин эмигрировал во Францию - в России началась революция и было не до шахмат.
   Оказавшись в Париже, он пришел в шахматный клуб и сразу вычислил там "шахматного генерала", который ходил в окружении свиты и раздавал советы.
   "А можно с вами сыграть в шахматы?" предложил Алехин.
    Француз сказал, что с новичками он играет только, предоставив фору в виде ладьи.  Свита заулыбалась.
   Стал Алехин играть без ладьи и ... проиграл.
   "Давайте ещё!" завелся Алехин. Ну что с вами играть, сказал француз,- если вы и без ладьи проигрываете!
   А я знаю почему я проиграл,- заявил Алехин, - потому что у меня была лишняя ладья. Она тяжелая и ее нужно защищать...мне кажется, если у меня не будет ладьи,
я  тоже выиграю...
   Они стали играть и Алехин - без ладьи - выиграл.
   Вот видите, - воскликнул Алехин - я же сказал, что ладья только мешает!
   Чтобы проверить эту версию, они сыграли на равных и Алехину стоило немалых трудов, чтобы свести партию вничью и чтобы такой опытный игрок ничего не заметил.
   "Генерал"  ушел в сопровождении свиты, так ничего и не поняв.

   Шахматами я увлекся в детства. Перерешал все задачки Лойда, но играл мало.
   У нас на улице поселился отшельник, говорили, что монах и служит в церкви.
   Иди к нему и играй - сказали ребята, которые не хотели играть в шахматы, а хотели играть в футбол.
   Я начал проигрывать этому отшельнику партию за партией. Причем он делал это без напряга. А потом объяснил мне, что нужно развивать фигуры, захватывать центр и прочее.
  Когда я пришел на первый курс, ко мне подошел Женька Рылов и спросил: в шахматы играешь?   Еще бы не играю!
  Стал ему проигрывать. Раз за разом! А ты кто такой? - спросил я.
  Оказалось, что мне повезло и со мной в одной группе оказался чемпион республики!
   Мы сразу организовали турнир, чтобы "надрать" старшеклассников - там была сильная команда. Женька - проиграл. И я сел играть с его обидчиком.
   Если ты не выиграешь - сказал он мне - нам кранты!
   Я стал думать. В центре доски образовалась крупная вязка со многими фигурами и многими вариантами.  Я стал думать так сильно, что показалось, будто моя голова увеличилась вдвое и нашел выигрышную комбинацию. Противник встал из-за доски с красным лицом. Женька подскочил: Молодец!!
   
  Потом я переехал в другой город и там был целый шахматный клуб и куча любителей биться в шахматы с утра до вечера. На работе тоже, как перерыв - все за доску.
Играли коллективно - всем хотелось!
   "Нельзя подсказывать!"  - пытался бороться я, Какой-там! Все лезли руками на доску:
  "Лошадью ходи!"
  Но соперники в городе были сильные. Кончено, при своем малом опыте, дебютов я вообще не знал, мне приходилось брать хитростью. Прикинувшись слабым игроком. я вяло делал ходы, собирая фигуры в центре и стараясь их не разменивать, чем сложнее варианты - тем больше у меня шансов.
  Мой противник знал, что я сосчитаю максимум на три-четыре хода вперед, а я считал на шесть - на семь ходов и находил выигрышный ход.
 Так в турнире мне сразу удалось побить чемпиона.
  Этот прием стали использовать против гроссмейссеров в сеансах. Сильный игрок делал в начале нелепые ходы под новичка, гроссмейстер долго возле него не задерживался и попадался на удочку.

  Потом я уехал из этого шахматного городка и в игре у меня наступила пауза.
  Конечно, я играл для забавы на работе. Например, на трех досках сразу , или дав в фору ферзи или в слепую, как Алехин.
 
  Да, я не рассказал. Когда немцы заняли Францию, они нашли Алехина - он был тогда уже чемпион мира, обыграв Капабланку, и захотели сыграть с ним в шахматы.      Культурный оказался народ.
  Пришло тридцать немецких генералов. Пришел и Алехин. И сказал, что не может играть, что забыл дома очки. А играть нужно было сеанс сразу на 24 досках.
  Немцы организовались. Алехин сказал, раз уж он без очков, то будет играть в слепую. Он ушел за сцену, а офицер передавал  все ходы.
  С последним генералом он доиграл за доской, достав из кармана очки.
  Он так и не смог вернутся в Россию и ушел непобежденным.

 
 Зачем люди играют  в шахматы?
 Шахматы учат главному: сначала думать, а потом ходить.
 Логика шахмат поразительна! В ситуации, казалось бы очевидной находятся такие варианты, такие комбинации ... что и не подозреваешь.
 Это заметил, однажды, Гарри Каспаров. Он стал анализировать отложенную партию с, казалось бы простой позицией, и тут вдруг при глубоком анализе обнаружил красивые глубокие комбинации...которые за доской не были видны даже ему.

 Когда он играл матч за звание чемпиона мира и счет был 5:2 в пользу Карпова и на работе все, зная, что я болею за Каспарова, приходили ко мне и говорили: "Ну что
сдулся твой Каспаров!"
 Счет будет 6:5 в его пользу подождите, ребята - говорил я им. Так оно и вышло.

 К тому времени все шахматные чемпионы были из СССР. Все книги по шахматам - на русском языке. Потом ситуация стала меняться. Появился Боби Фишер. Он пришел на игру за чемпионство со Спасским только ко второй партии, дав ему фору в виде очка, а потом разделал, как мальчишку.
  У нас появился Карпов. Но Фишер оказался американской породы и стал требовать миллионный гонорар. В шахматы пришли деньги. И это было еще не самое худшее.
   
  Появились компьютеры, придумали шахматную программу и выпустили её против Каспарова. Машина выиграла. Так мы познакомились с программой "Фриц". 
   Во время войны немцев звали "фрицы".
   Они помнили и результаты мировой войны и битву своих генералов с русским чемпионом и отомстили.
   Играть против "Фрица" оказалось бесполезно. Они закачали в программу более 5 млн. партий великих шахматистов и выиграть у них сразу у всех было невозможно.
  Если вас не беспокоят  проигрыши против компьютера, играйте и вы познаете все безграничные варианты этой прекрасной игры.


Некоторые советы:

- не делайте вначале игры дважды ход одной фигурой.
- не спешите выводить ферзю раньше, чем сделаете рокировку
-ферзя надо ставить в такое место, где он не может быть атакован
- в начале партии ходить (развивать) надо такую фигуру, которая имеет меньше других клеток для хода.
- в окончании  ладью лучше ставить перед проходной пешкой, а потом. когда пешка додет до седьмой горизонтали отскочить с шахом и поставить ферзя.
- пешки надо ставить на клетки противоположные по цвету , чем слон, чтобы они ему не мешали
- не играйте крайними пешками в начале партии
- после того, как противник сделал ход, посмотрите: чему он угрожает и какие клетки оказались под боем.
- если вам предлагают съесть пешку или даже фигуру, посмотрите, не ловушка ли это.
- если вы не знаете куда ходить, делайте развивающие ходы
- не ограничивайте своими ходами возможности своих фигур и ограничивайте возможности фигур противника.

          Шахматы Фишера.

 Отличаются начальной расстановкой. Не имеют проработанной теории дебютов.
Если уж идти по этому пути, то можно было было начинать партию с позиции где установлены черные и белые пешки, а игроки поочередно расставляют фигуры на
произвольные позиции первой и восьмой горизонтали и игра начинается или после расстановки или с любого момента.
   


Рецензии
Очень познавательно!
Хорошо бы использовать рекомендации по стратегии игры и для жизненных ситуаций

Алеф Нун   13.08.2016 10:29     Заявить о нарушении
Да, спасибо, Алеф. Я познаю логику шахмат и применяю её в жизни, на практике, где бывают разные аналогичное задачи. И это здорово работает!

Николай Кладов   13.08.2016 12:57   Заявить о нарушении
Я сейчас внука учу играть в шахматы.
Объясняю стратегию на жизненных примерах:)

Алеф Нун   13.08.2016 14:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.