Фильм Олег Ефремов. Чтобы был театр

Вообще никогда не писал о документальном фильме, а этот фильм задел меня. Ощущение при просмотре - это ощущение брезгливости и позора. Не самое приятное впечатление. Фильм снят к 60 - летию актера и режиссера, но на этот момент пришелся период раздела МХАТА, и большая часть фильма посвящена этому событию. Разумеется, это трагическое событие в картине освящено однобоко и лживо. Татьяна Доронина показана в картине ровно два раза. Один раз она вбегает в театр со спортивной сумкой. Почему со спортивной, непонятно? Второй раз она выступает на трибуне. Звук отключен. Говорит голос за кадром, что по ее просьбе. Затем показано собрание актеров, выступающих за Ефремова. Все народные и заслуженные. Все вроде бы выступают за МХАТ. На самом деле, понятно, что выступают они за свои деньги. За свои кровные не против и по выступать.  Предлагают писать в Политбюро. И писали. то так за кадром. И кляузничали. И не до сна им было в ту ночь, и не до болезней. 
Показывают ловких агитаторов типа Ангелины Степановой. Она была при всех властях в малине. И теперь заняла правильную сторону. Сторону Ефремова. Она все понимает. Она просто бьется за свое место под солнцем. Как и остальные. Их место под солнцем - рядом с Ефремовым.
 Более - менее правильно ведут себя Ульянов и Лавров. По отношению к остальным, они ведут себя достойно. Табаков клянется партии, которая, наконец - то, нашла в себе здоровые силы.
Конечно, Ефремов показан в конфликте как единственная правильная сторона. И единственно талантливый строитель театра. Доронина - так пигмей, мелькнувшая в двух кадрах, которая борется не за театр, а за свою зарплату за возможность числиться в театрах, и зарабатывать на левых концертах.
Но - минуточку! - именно ефремовская часть труппы этим и грешила. еще и в кино снималась. Благо, что все звезды. Доронинские сторонники  - малоизвестные актеры.  У них не так много возможностей зарабатывать в кино, и на концертах. Получается, что выступая против Дорониной, участники ефремовской группировки защищают свои заработки.
Так все и было. Театр - это не только премьеры и аншлаги, это и тяжкий труд, и ломовые лошадями была часть труппы, которая стала потом МХАТОМ имени Горького. И сейчас это МХАТ за пределами театральной жизни. Но на сцена этого МХАТА не ругались матом, да и буквы "А" он не потерял, так и остался академическим заведением. МХАТ же Ефремова мы сами знаем во что превратился в девяностые годы. И знаем, во что он превратился сейчас, когда в нем ставят режиссеры, которые обладают крайне двойственной позицией. Давай ругать власть, и давай ставить свои спектакли за ее деньги. Как и Ефремов всю жизнь обладал двойственной позицией. Он вроде бы и в оппозиции, но всегда за власть, иначе власть не дала бы ничего ему сделать в жизни. Он, безусловно, талантливый актер, но как к человеку и как к гражданину к нему возникает масса вопросов. В том числе, по просмотру этого фильма.  а то, что мораль в актерской среде это только слово, известно давно. Неприятно только, когда показывают это на экране.  Режиссер, выполняя заказ партии (кого же еще!) этого совсем не понимает. Она искренне восхищается своим героем. Хотя, на самом деле, он очень противоречив, как противоречивы результаты его труда.   


Рецензии