Не адаптивная она, а адаптированная

...или нет у нас такой профессии

В России 20 лет развивают проект "физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)" (АФК). Это направление реабилитации, оно относится к педагогике. Стартовая дата 1995 г., открытие первой кафедры АФК в С-Пб Университете физической культуры им. П.Ф.Лесгафта. Основоположник АФК в России С.П.Евсеев, доктор педагогических наук, профессор. Он же редактор и соавтор учебников и Государственных образовательных стандартов. В настоящее время он руководит Департаментов науки Министерства спорта, является главным редактором журнала "Адаптивная физическая культура" и курирует Олимпиаду для слабоумных. 1995 г. - время великих возможностей, но не для всех. Открыты факультеты АФК в педагогических и спортивных вузах по всей стране и, зачем-то, в нескольких медицинских, хоть эта специальность не медицинская, а педагогическая.

Где она, адаптивная физическая культура? Куда отвести ребенка заниматься АФК? В школах АФК нет. Физкультура там есть, а адаптивной физкультуры нет. Число учителей в школе по числу детей, и дополнительного учителя по АФК не предусмотрено. Дети, которые не могут выполнять обычную программу физического воспитания, сидят на скамейке. В реабилитационных центрах АФК тоже нет. Там есть лечебная физкультура (ЛФК), но эта специальность для специалистов с медицинским образованием, а рабочих мест для выпускников по АФК нет. Вузы выпускают безработных, за госчет или за свой собственный.

Казалось бы, вопросами АФК должно заниматься Министерство образования. Однако Минобразования этим не занимается. Тогда понятно, почему в школах нет АФК, а для выпускников нет рабочих мест. Никто не управляет, никто не отвечает. Вопросами АФК занимается Департамент массовой физической культуры и спорта Министерства спорта, но они не занимаются вопросами педагогики.

Никто ничего странного за 20 лет не заметил? Какие-нибудь проверяющие органы у нас есть? В это трудно поверить, никакого АФК нет. Его нет и в Федеральном законе об образовании, даже в последней редакции 2016 г. Зато в учебнике "Теория и организация адаптивной физической культуры" С.П.Евсеева 2016 г. она есть. Этот учебник практически дословно повторяет издание 2005 г. Вузы по всей стране выпускают специалистов по АФК, издается журнал АФК, там публикуют статьи по АФК, защищают диссертации, получают ученые степени. На что уходят наши деньги? На зарплату так называемым педагогам - профессорско-преподавательскому составу, завкафедрам, ректорам и проректорам. Что хуже, если они ничего не понимают, или понимают, но продолжают ежедневно, год за годом обманывать наивных студентов? Сколько денег потрачено, не что и почему адаптивной физической культуры у нас за 20 лет не появилось? Это вопросы для Генеральной прокуратуры.

Содержание учебной программы по АФК - невежественная чушь. Даже название правильно придумать не могли. Не "адаптивная" она, а адаптированная. Если что-то адаптировали, оно становится адаптированным. Существует стандартный термин "адаптированная образовательная программа". Это программа, адаптированная, приспособленная в соответствии с возможностями и потребностями обучающихся. Перлы можно найти на каждой страницы учебников и учебных пособий по АФК. Жаль, что студенты не способны оценить этот своеобразный юмор.

Есть два ключевых момента, которые у всякого образованного человека должны вызвать недоумение. Теоретики АФК включили в это направление лечебную физкультуру и физическую реабилитацию. В действительности, ЛФК - это метод лечения, компонент физической реабилитации, а физическая реабилитация относится к медицине. Очевидно, теоретики и организаторы АФК не понимают разницы между зонами компетенции и задачами педагогики и медицины.

Авторы утверждают, что АФК способствует интеграции и адаптации инвалидов в общество. В действительности, никакая физкультура этому не способствует, но инклюзивное образование, создание безбарьерной среды и рабочих мест для людей с особыми потребностями. Похоже, что авторы не знакомы с положением Л.С.Выгодского, о вторичном, социальном дефекте, который развивается вследствие первичного, собственно инвалидности, по причине ограничения социальной активности инвалида. Это положение является основой коррекционной педагогики во всем мире. Если бы дело было в физкультуре, проблем бы не было, ни с инвалидами, ни с выпускниками детских домов, ни с молодежью, вышедшей из мест заключения. Знаний студенты не получают, им в голову вбивают всякую чушь. Многие студенты и не хотят никаких знаний, их интересует только диплом о высшем образовании, благо поступить учиться на эту специальность нетрудно. Однако есть и такие, кто хочет работать по специальности, но они будут разочарованы. Их обманули.

Теоретики АФК решили изобрести велосипед. Получился он деревянный и без руля. Международный опыт этого направления реабилитации составляет уже более 40 лет. Всё уже придумано, проверено практикой, написано и опубликовано. Невежество - это не отсутствие знаний, это активная жизненная позиция не желать знать.

То, что у нас случилось с АФК - это позор для российской педагогики. Преодолеть его можно только совместными усилиями профессионального сообщества педагогов, медиков и специалистов по социальной помощи.

Сейчас июль. Студенты поступают в вузы. Кто-то поступит учиться на специалиста по адаптивной физической культуре. Это нетрудно, потому что поступят они по остаточному принципу. Они потратят время и деньги, голову им забьют ерундой, вместо знаний, и работы у них не будет, потому что профессии такой у нас нет. Рабочие месте не созданы, значит, и профессии такой нет.

И.Козловский

врач, доктор медицинских наук, член Педагогического общества России, Москва


Рецензии