Великая русская река Волга
Древние литературные памятники индоевропейцев «Ригведа» и «Авеста» (рубеж 2 - 1-го тясячелетий до н. э.) дают название Волги, как Ранха (Ранга, Ранха-Ганга), указывая, что это имя могучей, полноводной реки, впоследствии ввиду языковых изменений сократилось до Ра.
Скифы (VII –II вв. до н. э.) также называли Волгу Ра, они были индоевропейским народом, их самоназвание «сколоты», от которого как бы произошло этническое название славян (сколоты, сакалибы, сакалавы, скловены, склавяне, славяне);
Под именем Ра она известна в II веке в трудах греческого географа Птолемея;
Более позднее название «Итиль», как бы от тотема хазар – собака, волк (ит – собака, иль – племя, т.е. «собачье племя») (но какое отношение это имеет к названию реки?);
По другой версии название реки дали «гуны» - «Итиль» – вода;
Есть оригинальная версия происхождения названия реки от имени русского богатыря Вольга (способного превращаться в Волка), проявившего себя в сражениях против «хазарского каганата» в дружине под предводительством князя Святослава. (Версия, пожалуй, самая слабая. В недавнем прошлом была такая мода переименовывать улицы городов и даже города именами новых героев, но обижать духов рек и озёр считалось делом не пристойным даже у пришедших на их берега чужих народов. Скорее всего имя этого богатыря «Ольг» переиначили в «Вольг», соотнеся его с названием реки, ярость которого в бою сравнивали со свирепостью «Волка»);
На татарском языке название звучит как «иде(э)л»;
Мордва, обитающая в районе средней Волги, до настоящего времени сохранила в своем языке древнее название Волги, как Ра (Rav);
В языке чувашей сохранено древнее название Волги — «Шур Атал», что значит «большая река»;
Исследователь гидронимист О. Н. Трубачев название Ра выводит (1968 год) из древнеиндоевропейского, древнеиранского слова rautah (раута) — вода, река, речное течение, сохраненное в настоящее время во многих современных гидронимах Ирана и Афганистана.
Гидронимист А.И. Попов, И. И. Муллонен полагают, что гидроним Волга произошел из саамского Волоньга (Волонга), в котором в результате изменений в языке утратился «Н» (Волога) и, наконец, Волга (А. И. Попов. Географические названия. Введение в топонимику., М.-Л., 1982, С.90).
(Гидронимы и топонимы на -ньга (-нга) имеем от Приморского края до Крайнего Севера и Кольского полуострова: рр. Киренга в Прибайкалье (приток Лены), Катанга, топоним Меренга, Покшеньга — приток Пинеги, бассейн Северной Двины; Иоканьга, Печенга — в Мурманской области; в Карелии - Оланга, топонимы Маленьга, Пенинга; в Бурятии р. Селенга, впадает в озеро Байкал; Приморский край - Садага, Улунга, Самарга, Тамга, Табарга; их много в Нижегородской области - Кокшага, Ветлуга, Дрязга, Канерга, Луданга (впадает в Ветлу-гу) и др.
Конечно, столетия, а тысячелетия тем более, огромный срок, и слова со временем изменяются даже в языке одного народа, меняют смысл: долетописная Тьмутаракань (Тьмуторокань) «ужалась» до Тамань, г. Суждиславль, Суждаль стал Суздаль.
Испытание временем перенес и гидроним Волга. Но связывать окончание названий рек на "га" с их угро-финским происхождением абсолютно не верно. Окончания на "га" имеют слова, не относящиеся к названию рек: - коря-га, теле-га, мелюз-га, тай-га. Поэтому вероятнее всего "га" - это сократившийся со временем некий корень русского слова.)
Арабский автор, мусульманин Ахмед Ибн-Фадлан, в 921—922 годах посетивший волжско-камских булгар, знает только одно название Волги — Итиль.
В Средневековье булгары полагали началом Итиля реку Белую, текущую с Урала в Башкирии. По их понятию выходило, что Ока, впадающая в Волгу — приток притока Итиля. Башкиры до сих пор реку Белая называют Этель (Итиль).
Существует гипотеза происхождения гидронима Волга от марий-эльского (черемисы, марийцы) «волгыдо», что значит «светлая».
Арабские авторы-путешественники IX—XIII вв. в своих трудах не оставили названий верхней и средней Волги. Сами они до истока Волги (в Тверской области) не поднимались, а использовали сведения, полученные от купцов.
Первое упоминание в источниках о Волге находим в письме периода 954—961 гг. хазарского кагана Иосифа. Этот документ — единственное письменное свидетельство, дошедшее до нас от некогда могущественной Хазарии (660— 965 гг.), соперничавшей с самой Византией. Каган сообщает о приволжских племенах, подвластных Хазарии: черемисах, мордве, веси (вепсах) и др. Написание Волги дано как «В-л-г-з», в еврейской транскрипции на иврите. (С огласовкой через «О» это слово звучит вполне по гречески – «вологос», т.е. буквально с русского «волога» или «волга» без перевода).
- О происхождении названия Волга.
http://moscow.gramota.ru/znan01.shtml - версии происхождения слова Москва (реки Москва).
(Стоит добавить к справочным данным, что река Кама в месте её слияния с Волгой более полноводная, и вполне возможно, что когда-то её русло считалось руслом главной реки, но так как Кама берёт своё начало с Рапейских (Алаунских) гор (Северных Увалов), то это послужило её древнему авестийскому названию как река РА. "Рапейские" горы или по-русски «Рапеи» - «пьющие Солнце» - http://www.proza.ru/2016/06/29/1378 .
Но в Каму впадает река Белая, русское название Белая — аналогично башкирскому А;и;ел или татарскому Агыйдел — «белая река», т.е. чистая, светлая, что восходит к тюркскому ак — «белая» и древне-тюркскому идель — «вода, река». Река Белая также более полноводная при слиянии с Камой, и если считать по этому параметру её руслом главной реки, то это будет соответствовать её названию - Итиль. В русской исторической и географической литературе зафиксирована форма "Белая Воложка", в частности, подобная форма зафиксирована в «Книге Большому Чертежу» 1627 года). Т.е. названия – «Ра», «Итиль» и «Волга» говорят об одной и той же реке в её нижнем течении, но исходят из различного во времени понимания её главного географического русла в верховье, и хазарское "собачье племя" тут ни при чём.)
И всё-таки это река русская, в азбучных символах несёт своё главное значение:
- Вв(2)(въди) – знание, определенность, направленность, связующее звено между двумя системами, наполненность, мудрость, множество собранное воедино, мудрость на Земле и Небесах ведаю; Оо(70)(онъ) – определённость, отделение внутреннего от внешнего, духовного от материального, священного от профанного, некто, нечто, форма, структура, нечто самостоятельное; Лл(30)(людие) – люди (миряне, не военные), искренность, общность, объединение мирно мыслящих, соприкосновение объемов, направленность; Гг(3)( глаголи) – говорить, передача мудрости, движение, истечение, поток, напряжение; Аа(1) (азъ) – я, человек, начало, исток, изначалье, единый, единственное, един, Бог живущий и созидающий на Земле;
Волга – знания, как нечто самостоятельное, даются (передача мудрости) людям изначально. (см. «дети дождя» - http://www.proza.ru/2016/01/31/1190)
Это значение вполне согласуется с версией – Вол-ГА, где "ГА" - Дорога, т.е. водная дорога к Волосу (Велесу). Бог Волос – Велес - Бог мудрости, любви, богатства,… , а также Страж речки Смородины (см. «Русские Боги» 23), Ра-реки и Чёрного камня («Чёрный камень» – вход в Пекельное царство).
Источник: Славянский Языческий Портал ©
Или Вольгъ - знания, как нечто существующее самостоятельно, даны людям для созидания и приращения добра на Земле.
P.S. Первый читатель этого повествования сделал интересное добавление:
– в верховьях от своего истока Волга протекает через ряд озёр – Большие Верхиты, Малые Верхиты, Стерж, Пено и Волго. Название последнего ставит интересный вопрос – озеро получило своё название от реки или река от озера? И из какого языка взято окончание -"го"? Наука по этому поводу хранит молчание, потому как "многознание уму не научает", а обращение к глубинам своего родного русского языка считается почти неприличным в "элитных кругах" и противоречащим церковным догмам, утверждающим, что предки наши до христианства были "дикими", почти "зверями".
Поэтому отсутствует даже полушёпотом допущение версии, что названия могли дать наши первопредки ГОИ, несущие свет знаний от Бога.
Если на древнерусском читать «Волго» без огласовки, т.е. «В-Л-Г», то возможно следующее толкование: – знания людей – это их способность говорить (это их речь, это их язык).
С огласовкой «Во-Л (или ЛО)-Го» – связующее звено между двумя системами есть нечто самостоятельное, данное людям как способность говорить (речь), отделяя внутреннее от внешнего, духовное от материального, священное от профанного.
Т.е. опять же все толкования говорят в принципе об одном – знания человеку даются изначально через заложенную способность воспринимать свой родной язык (речь) в его образных смыслах. В наступавшую тёмную эпоху невежества "кали-юга" эта способность к образному мышлению стала угасать. Но наши предки действительно были мудрыми и предвидя надвигающуюся опасность оставили для потомков своего рода пособия для сохранения образного мышления - это наши старые русские сказки, где "Добро" всегда побеждает "Зло". В наше время школа должна научать детей чувствовать и распознавать Образы, Образ воять – это и есть настоящее образование.
Свидетельство о публикации №216071300782
с уважением
Ольга Панчишкина 22.11.2016 08:51 Заявить о нарушении