Пожарный щит сгорел

   Все мы делаем ошибки, поэтому придуман взаимоконтроль и контроль по обязанностям. Сколько раз выруливали самолёты на старт без должного осмотра, и досадные глупые ляпы продолжаются. Например, самолёт Ту-22м2 запрашивает взлёт с не снятыми чехлами на пушках, - десятки людей смотрели и не заметили, заметил ПРП (помощник руководителя полётов) на старте.

   Другой неприятный случай произошёл в одну из обычных лётных смен средь бела дня, на глазах всего N-ского полка. Это потом прилетела комиссия, назначенная командующим авиации Балтийского флота, долго работала, изучая все обстоятельства, а сам случай длился всего-то минут 40.

   Дело было так. Мой друг и однокашник по училищу Валера П*** со своим экипажем прибыл на самолёт для выполнения задания – тренировочный полёт по маршруту. Слава Богу, борт стоял в капонире, а не на общей стоянке, где самолёты стоят «крыло в крыло».

   Дальше всё шло вроде как положено, - осмотр самолёта, подготовка своих рабочих мест к полёту, короткий перекур за хвостом и, в назначенное время, доклад командиру о готовности всех членов экипажа. Далее запрос о запуске двигателей, получение "добра", чтение карты и запуск.

   Коротко о самолёте. Ту-16, экипаж 6 человек, по данному заданию: бомб нет, ракет нет, бортовые пушки полный боекомплект, заправка топливом на 0,5 радиуса, расчётный взлётный вес около 62 т.

   Итак, запуск. Левый двигатель запустился отлично, приступили к запуску правого, но пошло что-то не так, снизу с бетонки послышались крики «Пожар!» Командир действовал чётко и быстро, выключил двигатели, приказал обесточить и покинуть самолёт.

   Полыхала вся правая плоскость крыла и двигатель. По бетону разливался и горел керосин, течь была с верхней поверхности крыла. Стало ясно – всё дело было в не плотно закрытой пробке топливного бака, при включении топливных насосов керосин выбрасывало на крыло, и он попал в двигатель, где при запуске воспламенился. Если бы вовремя увидеть течь топлива, можно было спасти самолёт!

   Зрелище становилось страшнее с каждой минутой. Техники суетились, спасая имущество, пожарные старались во всю, но керосин нельзя потушить. В горящем озере горело всё, взрывались снаряды, взорвались две бортовые кислородные станции с жидким кислородом. Слава Богу, никто не пострадал. Пострадать ещё только предстояло всем виновным в случившемся.

   А они, конечно, были. Главный виновник – правый лётчик, не проверивший при осмотре самолёта пробки баков, он просто не поднимался на крыло, а спросил старшего техника, - как там, наверху, порядок? Потом долго искали – кто же заправлял самолёт и не закрыл пробку как положено!

   На разборе происшествия генерал был безжалостен. Командира корабля за то, что не проконтролировал действия правого лётчика, снял с должности до правого лётчика, а правого лётчика снял с должности и услал в самый глухой полигон. Далее, по возрастающей досталось всем причастным. Одно радует: кто достойно выдержал опалу в год, а то и в два, обычно возвращается на свою должность. За битого двух не битых дают.
   На вопрос генерала Павловского – Был ли у стоянки самолёта пожарный щит? - старший инженер полка ответил, - был! - А что же его комиссия не нашла? - Он сгорел!


Рецензии
Интересный рассказ. Всегда считал, что техники отвечают за состояние самолета, а не летчик. Разве в обязанности пилота входит проверка и осмотр узлов самолета? Удачи.

Александр Аввакумов   08.08.2016 08:02     Заявить о нарушении
Внешний осмотр обязателен и проводится перед каждым полётом, лётчик (экипаж)принимает самолёт и после полёта пишет замечания по работе матчасти с росписью в журнале. В Руководстве всё расписано и мелочей нет. Экипаж строится перед самолётом и помощник командира корабля - правый лётчик, докладывает командиру корабля: "Экипаж и самолёт к полёту готовы". Если на правом кресле планируется инструктор или контролирующий, обязанности правого лётчика по приёмке самолёта выполняет командир корабля.
Такие вот перед полётом обязательные молитвы. Быть добру!

Владимир Суд   08.08.2016 10:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.