25. Хуторская чертовщина. Водяная мельница

                Чертячья жизнь разнообразна и наполнена различными событиями.

              Умела эта рогатая бестия - братия и повеселиться, а мест для этого было предостаточно.

                Зимою, да и в непролазную распутицу, больше держались своих хуторов, за редким случаем собирались вместе.

                А с приходом хороших погод, нечистой силе не сиделось на месте, отправлялись развлекаться.

             Была в этих местах и своя Лысая гора,  слетались туда разнообразная местная нечисть на собственный карнавал.


                Побывал там однажды и наш хуторской чёрт, особо сказать что понравилось, не совсем так, может даже на оборот, это общество кривляк с неадекватным поведением больше раздражало, другое дело у себя, здесь всё понятно до мелочей. 

               В  тёмную ночь, при любой погоде,  собраться вместе с соседями чертями, забраться в  одну из мельниц и устроить настоящую  гульбу, с шумом, криком, визгом, беготнёй, разбрасыванием муки и зерна.

          А затем забег в  водяном колесе на резвость, с поднятием водяного хвоста на лопастях, у кого получиться выше.

               Купание под струёй  воды, подныривание под колесо с зацепом, с одновременным поднятием наверх колеса и продолжительным забегом.

             Лучшего развлечения и не придумать, чем не аттракционы местного значения.

            А затем вернуться в здание мельницы извазюкаться в муку и устроить представление приведений, а если повезёт, и мимо будет проходить запоздалый прохожий, вот над кем с удовольствием можно повеселиться.

                После такого увиденного у прохожего на много дней обеспечена нервная дрожь, истерика и не проходящая икота, а в этом он сам виноват, нечего шастать по ночам в неположенных местах.

            Но не всё только для себя, для своего удовольствия, места у нас степные и вода всегда в большом дефиците, а в месяце августе особенно, большая проблема с водой.

                Как - то собрались на одной из мельниц, а тогда вокруг нашей станицы их насчитывалось аж восемнадцать штук, устроить веселье мешали свезённые мешки с зерном.

                Перебраться на другую, значит обидеть чёрта этой мельницы, да и на других картина будет не лучше, мельники ожидали если не внезапного ливня, то обильного таяния ледников далеко в горах.

               Ну а пока они ожидали милости от природы и  маялись без важного дела, решили над мельником данной мельницы подшутить.


                Устроили интересную игру: Рогатый мельник.

                Несколько чертей крутили колесо в обратную сторону, хотя верхнему жернову - бегунку всё равно в какую сторону крутиться, но чертям так было удобней и веселей, а рогатый мельник подсыпал зерно из мешков.

             Мука выходила универсальной, потому что ссыпалось зерно из всех мешков без разбора.

                Работали как для себя, как любят говорить люди в таких случаях «работали как черти», оно так и было.

             Какое было удивление пришедшего утром мельника, когда в мешках вместо зерна находилась мука, хорошо, что мужик был с крепкой нервной системой, едва не тронулся умом.

            Долго крестился и божился, понимал, что тут что – то не чисто, без волшебства не обошлось.

            Пригласил из станицы даже местного попа, освятить святой водой мельницу, да почитать молитвы для очищения её от всякой нечисти, чем рассмешил рогатую братву.

            Им, чертям, ничего не чуждо человеческого и запросто после полуночи они могли разгуливать по колокольне и заглядывать в церковь.

              А тут какая –то маленькая мельница на не большой речке, тем более внизу балки и в стороне от человеческого жилья.

             Такие места исторически принадлежали чертям и водяным.

         Мельник человек в основном наёмный, может за редким исключением у зажиточного крестьянина своя, личная мельница имелась, работает на хозяина и выполняет его заказы, но как водится и даже часто, самую малость  позволяет эксплуатировать жернова для личной выгоды.

          Однажды у чертей был договор, собраться на мельнице, которая находилась рядом с поместьем соседнего помещика, Злотазану её хорошо было видно с крыши кузни.

            У самого подъёма на гору, чуток ниже дороги, стояла мельница с подливным колесом более двух метров в диаметре, умные люди понимали, чем больше колесо, тем сильнее крутящий момент, но всё должно быть в разумных пределах.

                К.П.Д. такой мельницы в пределах 30%, но и это уже хорошо, при больших объёмах выгодное дело.

            Зимой мельница не работала, вот и старались запастись мукой впрок,  это только с небес вода бесплатно, а за всю остальную приходилось платить.

              Вот и получалось, что воду собирали в низменной части балки, хороший дождь обеспечивал хорошую работу, частично брали воду для мельницы из речки.

              Вообще мельник и хутор, в котором он проживал за поместьем, состоял из приехавших на Кавказ жителей Украины, которых прозывали и в станице и в соседних хуторах хохлами.

                Вот эти самые хохлы по рассказам тех же станичников, жили хорошо, богато.

               Но вернёмся на мельницу, когда наступила ночь, собравшиеся черти уже было собрались повеселиться, как услышали, что у дверей кто – то копается, отпирает замок и отворяет дверь.

                Чертям оставалось только одно, попрятаться, да понаблюдать за ночным гостем, который очень даже хорошо ориентировался здесь.

              Ночной визитер в полной темноте надыбал фонарь и вскоре его зажёг, в тусклом свете фонаря черти признали в нём мельника, решили понаблюдать, что же он тут собрался делать, может чего позабыл, сейчас возьмёт да  уйдёт.

            Но у мельника были свои планы,  да тёмные делишки, он вышел из мельницы, вынул задвижку, и вода медленно  стала вращать колесо, поскрипывая, завертелся вал, сдвигая с места тяжёлый жернов.

           Мельник высыпал подготовленный мешок в ящик – приёмник, черти переглядывались из  тёмных углов, понимая, что это надолго.

             Злотазан подговорил своих рогатых друзей – товарищей проучить мельника, чтобы тот не шастал здесь по ночам и  не творил свои тёмные делишки за спиной хозяина.

               Для начала стали раскручивать водяное колесо, жернова заработали веселей, работа закипела, мельнику только и оставалось, как радоваться.

               Мешок, ещё мешок, за ним следующий, а жернова неустанно пережёвывали, перетирали  зерно, вал вращался всё быстрее, саму мельницу стало слегка трясти.

             Мельник просто физически не успевал, высыпать зерно, а муку складировать в мешки, изрядно потел, а обороты всё увеличивались.

               От быстрых  оборотов жернова, стало припахивать палённым, подгорала мука, появился дымок, мельник заволновался не на шутку, оно и понятно горелая мука ни куда не годиться, выбежал из постройки, чтобы закрыть доступ воде.

             Черти в это время высыпали в ящик два мешка зерна, когда вернулся мельник, то был поражён тем, что вращение не прекратилось, а стало ещё быстрей, мука дымилась, разлетаясь далеко по сторонам, помещение заполнялось дымом.
                - Боже,  что тут  твориться?
                - Матерь божья, кто  это сделал?

            Мельник в полнейшем ужасе, не знал, что ему делать.

             Выбежал убедиться, что перекрыл воду, вернулся обратно, а черти продолжали вращать колесо.

             От больших оборотов запел вертикальный вал, крутящий жернов и стал вверху раскачиваться, разрушая всю конструкцию, полетели зубья, стал сползать крутящийся кремневый жернов вместе с валом, выдав сноп ярких искр, и вскоре этот огромный волчок соскочил на пол и стал крушить всё на своём пути.

                Испуганному до смерти мельнику, только и оставалось, что бежать прочь, он выскочил из мельницы и побежал в гору, крича:
                Чур меня! Чур меня!

               А для чертей веселье было в самом разгаре, они прыгали на крутящийся волчок, цеплялись за вал, а центробежная сила их раскручивала, сбрасывала  и с силой была об стены и разным местам, не передаваемые удовольствия, это как кому.

             Это продолжалось до той поры, когда волчок сбавил окончательно обороты и рухнул на бок, крутанулся несколько раз на месте и остановился.

              Вокруг был полнейший погром, вот это действительно было весело  и с азартом.

               Удивительно только одно, как фонарь остался невредим, а ведь мог случиться и пожар, тогда получилась совсем другая история и всё списали бы на поджог.

                Кому расскажи – не поверят.

            А мельницу вскоре восстановили, на собранные вскладчину хуторянами деньги, кто – кто,  а они - то поверили в ночное происшествие, побывав на мельнице, оценили, что без чертей тут точно не обошлось.

                Да и испорченное зерно  с мукой возвернули с прибытком хозяевам, как уж там они решали, кто их знает.

                Хохлы – они ж жили богато.


13 июль 2016 г.


Рецензии