Бунинские женщины. 4

           А  по  большому  счёту,  это   классическая  ситуация,  и  классическая  тенденция русской  литературы  Х1Х  века,  идущая  от романа  в  стихах   «Евгений  Онегин»  А.С.Пушкина, нашедшая  продолжение  в  произведениях  тех  же  М.Ю.Лермонтова,  И.А.Гончарова  или  И.С.Тургенева;  Ситуация,  когда  юная  неопытная  девушка  отчаянно  рвётся  навстречу  своим  призрачным  надеждам,  видя  в  своём  возлюбленном  идеал  мужчины.  Но  в  конечном  счёте,  её  иллюзии  разбиваются  о  твердокаменные  принципы  своего  избранника...
      И  тут  сам  собою  напрашивается  такой  вывод:  если  драма  героинь,  тургеневских  состоит  в  прерванности,  незавершённости  их  любовных   историй,  то  драма   героинь,  бунинских,  особенной   в  новеллах  «Тёмные  аллеи»,  заключается,  именно  в  завершённости  любовного  романа, т.е.   роковых  конфликтах  и  неизбежности  трагической  развязки.  У  Бунина,  чем  глубже  и  сильнее  любит  женщина,  тем   вероятнее  трагический   финал  этой  любви.  Так,  оскорблена   и  растоптана  любовь  Надежды,  в  ключевой  новелле  «Тёмные  аллеи».  В  жертву  психически  больной  матери,  приносит  свою  любовь   Руся.  Трагически  переносит  смерть  возлюбленного  Ольга  -  новелла  «В  Париже».  Застрелена   Елена  -  «Генрих».  Покончила  с  собой   Галя   Ганская.   Умерла   Натали...
          Сколько  боли,  эмоций,  напряженности  страстей,  драматизма!  Правда,  некоторые  из  этих  новелл,  носят  авантюрно – приключенческий,  и  даже   анекдотический   характер.  И  тем  не  менее...  Ещё  один   штрих.   Ещё  одна  деталь.  Ещё   одно  откровение.  Любовь...   именно  в  ней,  женская   природа,   женская  душа,  подобно  драгоценному   камню  переливаются   всеми   цветами   радуги  -  от  полной  беззастенчивости   или  наивно -  трогательной   невежественной   податливости,  и  до  самых  возвышенных   устремлений  души.
Примечательно,  что  на  фоне  этой  многоцветной  гаммы  женских   чувств,  бунинский   герой   вовсе  не  пытается  как-то   изменить  свою  женщину,  подчинить  её  себе,  своим  прихотям  и  капризам   -  он  скорее,  сам  подчиняется   её   воле,  добровольно   и  радостно.  А   скорее  -  бессознательно.
     И  как  бы  этому  не  возражали,  никто  из  русских  писателей   до  Бунина,  так  исчерпывающе  и  глубокого  не  смог  написать  ни  о  русской  женщине,  ни  о  её  душе,   ни  о  её  способности  любить.  Удивительным,  даже  загадочным  кажется  то,  что  свои  лучшие  образы  русской  женщины,  Иван  Алексеевич  Бунин  создавал  на  чужбине,  в  нищете,  в  одиночестве;  в  самые   трагические  для  русского  человека  годы  Великой  Отечественной  войны.  Когда  об  этом  думаешь,  и  многие  из  этих  чудесных  историй  представляются  в  зловещем  зареве  военных  пожаров.
               



                2. Судьба  русской  крестьянки.

            Как  пишет  в  своей  книге   Людмила  Смирнова:  «...известность  Бунина        началась с  выходом  «Деревни»,  хотя  в  кругу  специалистов  он  был  признан  раньше.  Ему  была  присуждена   академическая  премия  Пушкина.  А  в  1909  г.  Ивана  Алексеевича   избрали  почётным  членом  Российской  Академии  наук.  Справедливо  и  другое:   именно  резкий  тон  «Деревни»  привёл   к  острой  полемике. Однако,  сейчас,  когда  читаешь   повесть,  глубоко  волнует  не  эта  её  особенность».
(Л.А.Смирнова  «Иван  Алексеевич  Бунин -  жизнь  и  творчество».  Москва.  «Просвещение». 1991 г.).
         Это  произведение  раскрывает  перед  читателем  один  из  острых  драматических  моментов  в  истории  деревни,  крестьянства.  И  у  автора,  приведенной  выше,  цитаты    свой  аспект  суждений  относительно  этого  произведения.  Меня  же  в  повести    интересует центральный  женский  образ.  Надо  думать,  что  к  тому  времени,  у  Бунина  возникла  потребность  оглянуться  назад,  с  тем,  чтобы  творчески  проанализировать  свое  знание  деревни.  Это,  и  суровый  жизненный  уклад,  и  характерные  особенности  быта,  и  неповторимые  характеры  крестьян.  Ведь  именно  так,  в  оригинальном  ретроспективном  пространстве  ведётся  повествование  в  зрелых  произведениях.  Особенно  в  романе  «Жизнь  Арсеньева».  И  хотя,  события,  описанные  в  повести  «Деревня»,  ассоциируются   с  весьма  недавним 
прошлым,  но   и  здесь     уже  чувствуется  характерный  для  Бунина  метод  временной  отстранённости  описываемых  событий;   метод,  который  гораздо  сильнее  превалирует  в  другой  его  повести  -  «Суходол».  Там,  стати  тоже  фигурирует  замечательный  женский  образ.  Но  сначала   поговорим  о  повести  -  «Деревня»,  точнее,  о  её  героине.             
           С  самого  начала,  автор  старается  подчеркнуть  её  необычность,  непохожесть  на  всех   остальных  крестьянок,  и,  прежде  всего,  внешностью:  «Но,  Молодая  -  за  нею    так  и осталась эта  кличка, была   и  в  этом  наряде   хороша»,  -  пишет  он.  Ведь  наряд
убогий:  понёва, передник,  лапти,  рога  на  голове.  И  какой  же  надо  быть  красивой, чтобы  затмить  ужас  подобного  наряда!  Но  не  только  красота  и  отсутствие  имени   делают  её  загадочной.
     Броскими  штрихами,  автор  создаёт  яркий  оригинальный  портрет:  «А
  Молодая  -  стройная,  с очень  белой  нежной  кожей,  с  вечно   опущенными  ресницами, -  стала
работать  в  усадьбе,  на  подёнщине. И  эти  ресницы  стали  волновать  Тихона  Ильича
страшно».  Как  замечательно  написано!  И  много  ли  найдётся  в  литературе  Х1Х  века
примеров  того,  чтобы  любовные  увлечения   крестьянина  отличались  подобными 
романтическими  нюансами.  Большее,  что  могло  его  заворожить,  так   это  роскошная
коса  или  пышная  грудь.  Но  уж  ни  как  не  трепетные  ресницы.  Стоит  подумать
и  о  том,  какие  глаза  скрываются  за  ними,  что  в  них  таится.
           Но  глаз  она  не  поднимает,  и  постоянно  молчит.  Молчит,  и  словно  каменеет,  слушая   «щедрое»  предложение  хозяина.  Молча,  не  противясь,  отдаётся  ему.  Молча,  терпит  жестокие  побои  мужа.
          Своим  характером,  Молодая  напоминает  другую  бунинскую  героиню,
Настасью  Семёновну  из  рассказа  - «Хорошая  жизнь»;  напоминает   отдалённо,
косвенно.  Подобно  ей,  Молодая,  тайно,  внутренне,  ненавидит  свою  жизнь.  Понимает
свою  женскую  обречённость  и  пожизненное  рабство.  А  кода  судьба  посылает   ей
как  испытание  -  настоящую  любовь,  она  отдаётся  этому  призрачному  счастью,  зная,
что  заплатит  за  него  страшную  цену...
    Бунин  создаёт  удивительный,  далеко  не  традиционный  образ  крестьянки,  найдя
его  прототип  в  самой  дикой  глуши   русской  деревни.  И  разве  не  удивительно  то,
что  его  героиня  наделена  чертами  женщины  из  высшего  общества  -  хотя,  может
быть,  черты  эти,  не  менее  присущи  и  представительницам  самых  низших  социальных
слоёв  общества.
         Смутные  ассоциации  не  оставляют  сомнения,  когда  вспоминаешь  Анну  Каренину  Л.Н.Толстого.  А  тем  более,  суждения  о  ней  самого   Ивана  Алексеевича:  «Для   меня  не
существует  более   пленительного  женского  образа,  -  говорил  он.  -  Я  никогда  не  мог  и  теперь   не  могу  без  волнения  вспоминать  о  ней.  И  о  своей  влюблённости
в  неё».   Удивительно,  что  о  литературном  персонаже,  он  говорит  совсем,  как  о
реальной  женщине.  И  хотя,  было  бы  крайне  примитивным,  проводить  аналогию
между  Молодой  и  Анной  Карениной,  однако,  в  основе  своих  натур,  в  способности
любить,  и  именно  в  любви  находить  смысл  жизни,  они  достаточно  близки.   
       В  этом  сходстве  отражена  жизненная,  правда.  А  так  же,  определённая
  демократичность бунинской  тенденции,  выраженной  в  том,  что  представительница    тёмного,  задавленного  невежеством  и  звериной  жестокостью,  простонародья,  оказывается   способной  до  конца  прочувствовать  и  пережить  всю  многоцветную  гамму  трагической  любви,   столь  же  глубоко  и  тонко,  как  и  подлинная   аристократка.  Не  это  ли  и есть 
 особое   свойство  русской   души? 
Кстати,  вот  что  о  русской  душе   говорил  профессор  английской  литературы,  Йельского  университета  США   Уильям  Фелпс:  «Русская  душа   правдиво,  подобно  чувствительной  пластинке,  воспроизводит  действительность.  Ей,  так  же,  как  и  фотографической  камере,  чужды  пристрастия  и  предрассудки,  она  отражает   всё,  что     скрыто   в  действительности».
           (Фелпс  У.  Очерки  о  русских   романистах.  Нью-Йорк,  1911.  -  с.  16.  Взято  из 
 статьи  Журавлёва  И.К.  «Из  истории  становления   литературоведческой  русистики   
 в   США. Журнал  «Русская  литература»  -  1981  -  № 1. -  с. 211).
            Это  писал  современник   И.А.Бунина,  считавший  русскую  литературу  «лучшей  в  мире».  И  то,  что   У. Фелпс  говорит  о  русской  душе,  он  относит,  главным  образом,  к  душам   русских   писателей.  В  полной  мере  это  можно  отнести  и  к  душе  Ивана  Алексеевича  Бунина,  создавшего  правдивые  образы  русских  женщин,  об  одном   из 
 которых   идёт  речь...
Возвращаясь  к  прерванной  теме,  вспомним  о  том,  как   дорого  заплатила  бунинская   крестьянка  за  своё   счастье.  Возлюбленный   бросил  её,  растоптав,  тем  самым,  и  непобедимую  гордость,  и  неодолимую  любовь.  И  что  могли  значить  для  неё
в  сравнении  с  этим,  побои  мужа   или  молва  людей.
Как  бы  то  ни  было,  вопреки  всему,  Молодая,  подобно  уже  упомянутой   выше,  Настасье  Семёновне,  избежала  той,  едва  ли  не  самой  страшной  судьбы,  какой         
наградил  Бог  другую  бунинскую  героиню  -  старуху  Анисью  из  рассказа  -  «Весёлый 
двор»...
     Однако,  Молодая,  совсем  не  ищет  хорошей  жизни,  не  верит  в  то,  что  она 
возможна.  К  тому  же  у  неё   не  хватило  хитрости,  чтобы  уберечь  себя  от  многих
бед.  Отвратить  коварство  любовника,  избежать  побоев  мужа.  Будучи  абсолютно 
беззащитной,   она  не  может  спастись  от  жуткого  надругательства   похабных
мужиков...
      Это  ли  не  звериный  облик  д е р е в н и,  который,  видимо  и  хотел  показать  автор.
А  на  фоне  того,  что  вытворяет  эта   самая   деревня  над   молодой 


только  потому,  что  она  бесправна  и  за   неё   некому  вступиться,  все  эти  зверства
выступают  особенно  ярко.  Ведь  Молодая  -  бесправная  рабыня,  не  только  для  своего
забитого  мужа.  Рабыня  она  и  у  шайки  похабных  мужиков,  знающих,  что  их
деяние  останется  безнаказанным, и  даже  у  бросившего  её  любовника.  Ведь  это
он,  по  своей  собственной  прихоти,  выдаёт   её  замуж.
         И,  высшую  точку  её  страданий,  трагичности,  изломанности  её  судьбы,
представляет  собой  эта   ужасающе – нелепая   шутовская  свадьба...
          «Кузьма   взглянул  на  невесту,  и  в  глазах   их,  встретившихся   на   мгновение,
мелькнул  ужас.  Кузьма   побледнел  и  с  ужасом   подумал:  «Сейчас   брошу  образ
на  пол...».  Но  руки  невольно   сделали  иконой  крест  в  воздухе.   -  Молодая   чуть
приложившись  к  ней,  поймала  губами  его  руку.  Он  сунул  икону  кому -  то
в  сторону,  схватил  голову  Молодой  с  отцовской  болью  и  нежностью,  целуя  новый
пахнущий  платок,  горько  заплакал».
(И.А.Бунин. «Деревня».)
Дважды  повторённое  автором  слово  - «ужас»   в  полной  мере  отражает  суть
происходящего.  А,  в  образе  Молодой,  с  необычной  художественной  силой,   
воплощена   трагическая  судьба  красивой  молодой  женщины  из  беднейших   социальных
слоёв  русского  народа;  трагедия,  до  Бунина,  ни  кем  из  русских  писателей 
не  показанная,  настолько  выразительно  и  правдиво.
               Однако  же  бунинские  темы,  созданные  им  женские  образ  из  народа,
в  какой  - то  степени  перекликаются   с  произведениями  русских,  и  даже  европейских
писателей.  Так,  почти  одновременно  с  выходом   повести   «Деревня»  были  написаны,
например,  произведения  испанской  писательницы  Эмиллии  Пардо  Бассан 
(1852 – 1921  гг.).  В  сборниках  -  «Галисийские  истории  и  рассказы»,  «Рассказы
родной  земли»  1900  -  1907  годов  преобладает  деревенская  тематика.  Более  того,  сюжет
её  романа  -  «Родовые  усадьбы  Ульса», опубликованного   в  1890  году,  ассоциируется
с  бунинской  повестью  «Суходол».  Кстати,  полное  собрание  сочинений  Э.П.  Бассан
вышло  в  Петербурге  в  1914  г.
          Подобные  аналогии  -  показательное  свидетельство   существующего  в  истории, 
как  в  русской,  так  и  в  европейской  литературе  объективного  тематического
фактора.  В  этом  плане  достаточно  вспомнить   тенденцию  критического    реализма,
как  основного  течения  в  европейской  литературе  Х1Х  века.
          И  тут – то,  Иван  Алексеевич  Бунин,  уже  в  силу  своего  зреющего  таланта,
вливаясь  в  этот  процесс,  изображает  национальный  женский  характер.
      При  всём  этом,  необходимо  повторить,  что  тема   повести – «Деревня»
не  является  чисто  бунинским  открытием.  Ведь  несколько  ранее,  в  1897   году,
А.П.Чехов  написал  повесть  известную  повесть  -  «Мужики».  И  уже  современная
Бунину  критика   улавливает  определённые  аналоги  этих  двух  произведений. 
Безусловно,  Чехов  изображает  то  же  бытовое  убожество  и  нищету  русской  деревни,
те  же  тёмные  инстинкты  её  обитателей.  Даже  образ  чеховской  Фёклы  определённо
напоминает  Молодую.  Однако  же,  произведение  Чехова  написано  совсем   иначе
-  в  более  сдержанных  тонах,  без  бьющих  через  край  эмоций.  Бунин,  в  сравнении
с  ним  неистов  и  беспощаден.  Беспощаден  в  густых  и  мрачных  красках,  изображая
деревню,  именно  такой,  какова  она  в  реальности.
       К  тому  же  нельзя  забывать  о  том,  что  со  времени  появления  повести  «Мужики»
прошла,  едва  ли  не  целая  эпоха.  Достаточно  напомнить,  потрясший  Россию 
революционный  взрыв  1905 – 1906   годов.  Несомненно,  и  деревня,  за  это  время,
стала  другой  -  она  утратила  свою  относительную  безмятежность.
        В  этой   связи,  любопытно  почитать  отрывок   из  одного  бунинского  письма,
тема,   которого  говорить  сама  за  себя:  «Жить  в  деревне  и  теперь  уже
противно.   Мужики   вполне  дети  и  премерзкие.  Анархия  у  нас  в  уезде  полная,
своеволие,  бестолочь  и  чисто  идиотское  непонимание  -  не  то,  что  «лозунгов»,
но  простых  человеческих  слов  -  изумительные.  Ох,  вспомнит  ещё  наша
интеллигенция  -  это  подлое  племя,  совершенно  потерявшее  чутьё  живой   жизни   и
изолгавшееся   насчёт  совершенно  неведомого  ему  народа,  -  вспомнит  мою  «Деревню»
и  пр.!»   ( Бунин  Нилусу  П.А.  28  мая,  1917 г.  с. Глотово)
         Неистовое  негодование  Бунина  в  адрес  интеллигенции,  звучит,  как,  своего  рода,
ответ  литературным  критикам,  обвинившим   писателя   в  преувеличении 
изображения  им   дикой  жизни  и  беспросветной  темноты  русского  крестьянства
Центральной  России  в  повести  «Деревня»...
Между  тем,  Максим  Горький  писал,  что:  «...Так  глубоко,  так  исторически
деревню  никто  не  брал...»  (Горьковские  чтения,  1958-1959  с.52 ).
          Думается,  что  эту  лаконичную  оценку,  можно  отнести   и  к  образу  Молодой.
Ведь  та  же,  чеховская  Фёкла  из  повести   «Мужики»,  представляет  собою  лишь
бледный  силуэт  бунинской  героини...  Ненависть,  глухой  внутренний  протест, 
готовность  на  любую,  самую  чёрную  месть  -  вот  чем  отличается,  при  всём 
сострадании  к  ней  автора,  Молодая.  А  Фёкла...  перенеся,  например,  тот  же  позор
мужского  надругательства,  она,  по  сути,  не  видит  в  этом  особой  трагедии. 
Слишком  уж  она  неразвита,  примитивна,  чтобы  страдать,  оскорбляться,
ожесточаться.  Да  и  сам  Чехов  подаёт  этот  эпизод,  как  нечто  будничное,
заурядное  и  свойственное  тем  же  нравам  деревни -  тёмной,  забитой...
       В  свою  очередь,  Бунин  создаёт  образ,  глубоко  трагический.  Его  героиня
наделена  душой,  полной  мятежных  переживаний.  Не  случайно  же  на  неё  падает
подозрение  в  том,  что  она  отравила  забитого,  но  обозлённого  её  изменой
Родьку.  Ведь  когда-нибудь,  и  в чём – нибудь,  должно  было  прорваться   всё 
наболевшее  и  выстраданное.  И  разве  всё  то,   причинённое  ей  зло,  может 
не  спровоцировать  её  на  самое  страшное  преступление?
















 


Рецензии