Ой, жизнь прошла!

          «Ты пришла в мою жизнь — не как приходят в гости (знаешь, "не снимая шляпы"), а как приходят в царство, где все реки ждали твоего отраженья, все дороги — твоих шагов...»
(из письма В.В. Набокова жене Вере,
8 ноября 1923 года)

          Ой, жизнь прошла! Как только эти слова застучат в груди, ощущаю, что я в адеквате. Остальные впечатления кажутся ненужной нагрузкой. Жизнь. Вот её начало в родителях, первых любимых книжках, в первых дружбах-любовях, в первых досадах. Неужели ты победила, а не я. Не я покорила время своими желаниями и амбициями. А ты съела меня со всеми потрохами. Оставила что-то несъедобное напоследок. Вот тебе - угощайся. А аппетита нет, пропал вместе с жизнью.
          Нет, ну что-то происходит, как в колбасном цехе, на запущенном конвейре. Ты ещё не полностью склеротизирован, амнезирован, разадаптирован к окружающему. Но ты уже робок в желаниях, хотениях. Возможности твои столь невелики, что даже роль зрителя часто не даётся. А ведь совсем недавно молодая прыть заводила, и куда только не заводила. А надо было родиться в прочной семье, с прочным здоровьем, с талантом держать себя в кулаке. Вот и был бы результат, отличный от других. А как же живут все, кто не достиг, не смог, не сумел, не удержал?
          Есть успешные, многоталантливые люди. Их жизнь тоже имеет срок. Им ещё меньше хочется оставить всё, что они сложили, сумели, облагородили трудом, родили и воспитали. А вот, бабулька за окном. В платочке, низенькая, плотненькая. Поспешает. Какие у неё дела? Неужели вся жизнь была отдана заботе о пропитании в труде на окружающих? А следом - женщина, одета модно - в жёлтом и бирюзовом. Короткие волосы, зрелые года. Наверное, повидала в жизни гораздо больше интересного.  Платочек старушечий не оденет на улицу никогда. Прошлый век, отживший менталитет. А вот (память подсказывает) ещё одна старенькая женщина в аптеке, мне: "Не хочу ещё раз прожить жизнь. Очень тяжёлая была".
          Спасибо ей. Оказывается, жизни, как травмы или болезни, различаются по степени тяжести. Мне трудно без вас, дорогие для меня люди, с которыми "друг друга тяжести носили и тем исполнили закон Христов". Кто-то из вас и меня вспомянет в минуту жизни трудную. Кому-то и я (успешно или не очень) старалась облегчить жизнь. А впереди - последняя болезнь, смерть. Что я запою в последние дни и часы?
          А что вообще все перед вечным сном думают и говорят? Не такие философы, как Сократ, а обычные люди, которые боятся не только умереть, но даже подумать о такой возможности для себя. Сократ, он представил свою кончину, как акт гражданского послушания смертельному приговору судей. И один раз, приняв решение, смиренно дожидался чаши с цикутой. Он отказался от возможности побега. от слёзных прощаний с семьёй и учениками. Он спокойно принял чашу. Ему был точно назначен срок. И он не захотел оттягивать его, делая ожидание конца ещё более мучительным. Знаешь, что умрёшь и благородно умираешь. А, когда не знаешь, когда умрёшь? И живёшь и ждёшь-не ждёшь. Каждый день есть такая возможность, но каждый день ты думаешь, что этого не случится. Но это когда-нибудь случится. И что я буду думать, говорить, чувствовать при этом? Думаю, не это детское : "Ой, блин, жизнь прошла".

14.07.2016 (16.14)


Рецензии