Продвижение российского экспорта Статья 2 из цикла

14.07.2016



Продвижение российского экспорта
(из цикла статей: Как нам обустроить Россию)


Статья 2

Прямой Президентский указ

30 июня 2016г. Президент России создал Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Первое заседание состоялось 13-го июля. В Совет входят 34 человека. В их числе вице-премьеры правительства, помощники главы государства, полпреды президента в федеральных округах, министры экономического блока, председатели палат Федерального собрания, глава Счетной палаты, президенты Российской академии наук, Торгово-промышленной палаты, Российского союза промышленников и предпринимателей и др. Развитие несырьевого экспорта включено в одно из приоритетных направлений развития страны, хотя по-прежнему не рассматривается как ключевое направление вывода российской экономики из глубокого кризиса. К сожалению, в правительстве по-старому видят приоритет в том, как делить существующий скудный бюджет по статьям расходов, а не в том, как радикально увеличить поступления в бюджет. Как в советское время: дотянуть бы до получки!

Развитие экспорта это стимул развития производства, а значит техническое перевооружение предприятий, создание рабочих мест, увеличение покупательской способности населения, расширение налоговой базы - в целом долгосрочная экономическая выгода для всей страны. Экспорт сейчас рассматривается в одной увязке с образованием, здравоохранением и ЖКХ. Социальные программы нужны, НО они не дают прибыли. Прибыль дает производство конкурентоспособных товаров. А конкурентоспособные товары невозможно производить без ориентации на зарубежные рынки (экспорт). Видно не верят чиновники, что можно пересесть на российские автомобили, пользоваться российскими компьютерами, холодильниками и телевизорами и даже считать это престижным. Пока нельзя, но при таком отношении, российская продукция всегда будет вызывать насмешку у своих собственных граждан, не говоря об иностранных. Так мировые денежные потоки всегда будут идти мимо карманов россиян.

Без прямого Президентского указа и постоянного президентского контроля программу MADE IN RUSSIA не протолкнуть. Экспорт нужно объявить приоритетным направлением развития страны и упростить все бюрократические процедуры, связанные с выходом российского производителя на зарубежные рынки. Нужны правительственный прямой контроль, приоритетные инвестиции и правительственные гарантии защиты экономической деятельности по созданию и продвижению российских торговых марок (или брендов).


Как международные политические, спортивные и культурные события делают рекламу России

Благодаря сегодняшней политической обстановке Россия у всех на слуху. Неважно, дается ли положительная информация или отрицательная, Россия упоминается сейчас практически в каждом информационном выпуске всех крупных медиа компаний. Это прекрасная возможность для продвижения образа России по всему миру.

Сейчас проводится огромная работа по продвижению образа России на международной арене. Несмотря на противоречивые оценки, Путин является самым популярным из сегодняшних мировых лидеров. Это стоит немалых усилий: и физических и материальных. Была проведена Олимпиада-2014, проводятся великолепные военные парады 9 мая каждого года, российское оружие демонстрируется и на парадах и в конкретном применении, например в Сирии. Это важно! Но это очень дорого!

Необходимо подсчитать, как много было затрачено из государственной казны и как много в нее поступило в результате этих крупномасштабных акций. Определенно, ответ заранее знают все: и вы, и я, и все, кого мы спросим. Затрачены миллиарды, поступило намного меньше. Это по-прежнему статьи расходов, а не статьи доходов. Но можно повернуть ситуацию!

Вывод: нужно ли прекращать эти монументальные расходы, когда большинство населения страны живет в ужасающей бедности? Абсолютно нет!!! Эти глобальные кампании нужны и важны. Их надо продолжать и даже наращивать. Но… надо научиться извлекать из них прибыль - деньги, которые пойдут в бюджет и в карманы россиян и смогут финансировать всеобщий экономический подъем России.

Тут надо поучиться у американцев - они великие мастера извлечения феноменальной прибыли практически из воздуха, как например торговля своим бумажным или даже безналичным долларом, фьючерсами, опционами и прочими дериватами.  В моей предыдущей статье также упоминались  миллиарды, заработанные на продаже сладкой воды (кока-кола, фанта) и пластиковых бутербродов (макдональдс и другие), ширпотреба с брендовыми наклейками и тд.

Спортивные и культурные мероприятия:

Россия провела олимпиаду в 2014г. за 58 миллиардов долларов, самая дорогая олимпиада в истории человечества. Какую прибыль получили российские производители от этого мероприятия?

Я не знаю, какие продукты питания, напитки, спортивные атрибуты и другая продукция продавались на самой олимпиаде и в окрестностях. Но как зритель олимпиады, живущий за рубежом, я не могу вспомнить НИ ОДНОГО РОССИЙСКОГО ПРОДУКТА, который был рекламирован и был бы доступен на зарубежных рынках. Не было рекламы российских товаров ни на спортивных сооружениях, ни в перерывах между трансляцией спортивных соревнований. Не было российской продукции, которую можно купить в любой стране, где транслируются олимпийские игры - сразу после просмотра рекламы.

Где российская продукция? Где ее реклама? Где рынки сбыта? Сейчас самое время наверстать упущенное, тем более что имена российских спортсменов у всех на слуху в связи с допинговым скандалом, организованным как часть кампании по дискриминации и изоляции России. И санкции и анти-допинговые кампании незаконны и политически мотивированы. Но… это прекрасная реклама!

Вперед Россия - толкаем свой товар на зарубежные рынки. Разработка брендов, дизайн товаров массового потребления, контроль качества, маркетинговые кампании по всем каналам - у нас уже много специалистов с зарубежным опытом. А нет, пригласим иностранных.

Спортивный инвентарь, напитки (алкогольные и безалкогольные), продукты питания и тд. (см мою предыдущую статью 1).

Российские производители должны выступать спонсорами спортивных и культурных мероприятий. Российские спортсмены должны подписывать контракты с нашими производителями для продвижения наших товаров! То, что является сейчас огромными затратными статьями российского бюджета, должно обернуться огромными прибылями. Спорт и другие массовые мероприятия должны приносить доходы в бюджет, как это происходит в Америке.

Россия имеет прекрасный опыт в проведении массовых мероприятий, но по-прежнему не умеет зарабатывать на этом деньги. Это как сказать А, и не сказать Б. Это как в русской пословице: “назло кондуктору - куплю билет, пойду пешком”. Русские самоустраняются от участия в огромных денежных потоках, движущихся в мировом пространстве. В результате, деньги постоянно оседают в чужих карманах, и мы этому активно способствуем, безвозмездно открывая свой рынок иностранцам.

Рекламные кампании и продажа “имиджа” или торговых марок на глобальном уровне десятилетиями откатывалось зарубежными производителями. Почему Россия не может делать то же самое для своих производителей и своих граждан? Это и деньги, и слава, и высокий уровень жизни населения.

Почему Россия отдает свой рынок без боя и не требует в обмен соответствующей доли на рынках других стран через торговые соглашения, через пакеты товарообмена (мы вам - вы нам)? Через увязку старого опробованного экспорта сырья с экспортом продуктов переработки и сервисного обслуживания (нефтехимия, изделия из древесины, а затем и товары массового потребления). И конечно же, продавать надо в основном не природные ресурсы, а то, что создается самими россиянами. Отсюда и денежные потоки в Россию, и рабочие места, и техническое перевооружение, и процветающая экономика и современная инфраструктура.

В особенности движение MADE IN RUSSIA поддержит молодежь. Быть русским станет престижно, а жизнь в России перестанет быть бесконечной жертвой.

Шоу-бизнес

Прошло Евровидение
Третьим стал российский певец , а мог бы первым. Как он раскручивается сейчас на международных музыкальных рынках? Как песни русских исполнителей включены в международные хит-парады и прочие средства продвижения? Что слушает российская молодежь? Кто контролирует доступ на российский музыкалный рынок и куда направляются денежные потоки?

Низкое качество российской поп-музыки? Нет денег, нет и качества. Сейчас время выйти на международный рынок особенно потому, что золотая эра американской музыки уже на исходе. Осталась только великолепная система раскрутки американской музыкальной продукции. Надо внедряться в эту систему. Она будет готова делать деньги и на русских исполнителях (можно и на англ. яыке). Этого должна требовать Россия в обмен на открытие своего рынка.

Сегодняшняя бедность приводит к стагнации российского шоу-бизнеса и к невозможности выйти на мировой уровень. На сцене до сих пор Ротару, Кобзон, Киркоров, Орбакайте - люди позапрошлой эпохи! Они может быть обогащают себя, но не страну! С таким контингентом на мировой музыкальный рынок не выйдешь. Шоу-бизнес - огромный источник доходов, и огромный рынок, куда должна внедриться Россия.

Всемирно известные классические певцы и музыканты: сколько дисков продано за рубежом? кто продвигает российских классических исполнителей на зарубежные рынки? И не только живые концерты, а в основном записи, которые скачиваются по подписке. Сколько русской музыкальной продукции в I-Tunes? При этом российский рынок открыт для продукции Apple, Samsung и всей видеомузыкальной продукции Америки. Попробуйте в Америке увидеть или услышать что-то неамериканское в массовой трансляции - практически никогда! А Россия сдает свой рынок развлекательной индустрии без боя и даже не пытается выйти на мировой. Можно ли так построить мировую державу и создать “многополярный мир”?


Кинематограф: есть таланты и есть поклонники. Что Россия может показать миру? Мало российских фильмов с переводом или субтитрами на других языках. Те, что есть, на Apple TV, к сожалению, низкого качества. Если по ним будут судить о России, печальная картина: мафия и беспредел.
Реклама: мобилизовать все кинематографические средства на создание видеоматериалов о России; реклама российских товаров, российской культуры, истории, природы, туризма - все по последним требованиям технологии (4К, HD и тд).
Телевидение: всем известна реклама западных товаров; где реклама наших? Почему каналы RTV на иностранных языках не включают рекламу российских товаров?

Вывод: хотите продвигать свою музыкальную  и другую развлекательную продукцию на российский рынок, давайте долю российским исполнителям на своих рынках. Каждое движение медиа на российском рынке должно сопровождаться соответствующим пропуском российской продукции на зарубежные рынки. Спрос формирует предложение, но это улица с двусторонним движением: предложение формирует спрос. Широкий потребитель должен увидеть, попробовать, привыкнуть к российским брендам - так формируется спрос. Имидж - все! Америка это понимает, а Россия - нет, или пока не совсем. А без этого говорить о многополярном мире бесполезно.


Политические события

Крым
Кампания “Крым наш”. Что сделано для возрождения и продвижения Российского Крыма? Понятно, что для создания приличной инфраструктуры туризма нужны время и деньги. Но уже сейчас можно запустить рекламные видео по продвижению Крыма на рынок международного туризма. В пользу Крыма и других российских туристических маршрутов говорит то, что конкуренты Турция и Египет пока вне игры. Вперед Российский Крым! Мир жаждет экзотики и новизны.

Что может принести быстрый доход без значительных капиталовложений:
крымские вина: торговая марка Массандра; торговая марка Абрау Дюрсо - патент на красное шампанское, которое может производить только Крым и продвижение торговли по всему миру.
реклама Ялты как места встречи мировых лидеров 1945 - место достижения мирного соглашения между мировыми лидерами. Крым - символ мира!
Севастополь - русская военная слава (экскурсии с посещением военных кораблей: Российская армия и флот на страже мира).
выпуск разнообразной туристической продукции с названиями Крым, Ялта, Севастополь: майки, значки, спортивная одежда и инвентарь, сувениры - продвижение на торговых выставках по всему миру.

Деньги пойдут от этих продаж еще до того, как начнется массовый туризм. И эти деньги можно вложить в создание инфраструктуры туризма. Приглашать иностранные сети отелей - но при сохранении российского контроля и при инвестировании в российские сети отелей.

И не придется тогда премьер-министру говорить Крымским пенсионерам: “денег нет, держитесь”. Деньги всегда есть, но пролетают они мимо российских карманов из-за отсутствия должной инициативы и организации как на самом высоком уровне руководства, так и на местах.

Сибирь

Как известно, богатства России будут прирастать Сибирью.

все знают российские нефть и газ из Сибири, но что еще знают о Сибири? Ничего. Время продвигать образ Сибири как края сказочных богатств: леса, реки, озера. Например, организовать бренд: экологически чистая продукция “Сибирский Кедр”, или “Тайга”  - пищевые добавки, травяные чаи, косметические препараты, настои трав, кедровые орехи, сушеные грибы и ягоды и тд. Уже есть начало: сибирская линия витаминов, пищевых добавок и косметических средств. Есть в магазинах Европы, но продвигается плохо, рекламы мало. Никакой российский товар не будет продвигаться без огромных вложений в рекламу. А у нас выпустят, выставят на полки где-нибудь в Испании, и потом с горем заключают: “не пошло”, тут и сказке конец.

 Например,  “Сибирский Тигр”: товары для рыбной ловли и охоты, спортивный инвентарь, байдарки, спортивная одежда, консервированные продукты питания и все необходимое для экстремального туризма и зимнего спорта. Есть ли что-либо подобное? Где это можно купить? Где за рубежом информация о Сибири, реклама сибирских товаров и туризма?

Главное: Для зарабатывания денег России необязательно налаживать крупномасштабное производство и участвовать в крупномасштабных проектах века ( это нужно для долгосрочных перспектив). Достаточно создать имидж и протолкнуть его на мировые рынки. Под этим соусом можно продать все, что угодно! Проталкивать надо бренды! ИМИДЖ - ВСЕ!

Я побывала в 40-ка странах: где жила подолгу, где всего несколько дней. За почти 20 лет я никогда не видела рекламы НИКАКОЙ русской продукции по телевидению. НИКАКИХ РУССКИХ БРЕНДОВ!!! Может где-то российская реклама есть, не спорю. Но везде! есть навязчивая реклама какого-нибудь тампакса, колгейта, кока-колы, парфюмерии и косметики западных брендов и прочего. И днем с огнем не найдешь рекламы российских брендов.

Дальний Восток
Наладить выпуск товаров под маркой Сахалин и соответсвующая реклама. Неважно каких товаров. Хоть чистую воду в бутылках, хоть чистый воздух в подушках - да-да, Китай и Япония уже задыхаются и вскоре будут готовы покупать и чистую воду и чистый воздух из Сибири и Дальнего Востока, хоть с запахом хвои, хоть без. Воздушные подушки, барокамеры, с пением птиц и запахом леса. Природа уничтожается повсюду быстрыми темпами. И только Россия обладает уникальными, невосполнимыми и бесценными природными ресурсами. Но главное имидж: экологическая чистота и здоровье.

Торговая марка Байкал (все для охоты, рыболовства, экстремального спорта, экологически чистая продукция - любые продукты питания и напитки, чистая вода).

А у нас наоборот: российский рынок заполняется китайскими токсичными товарами и продуктами.


Экологический и экстремальный туризм

Нет приличной инфраструктуры туризма? Можно продавать экологический и экстремальный туризм.

Наши и другие туристические агентства заскучали от снижения таких массовых туристических маршрутов, как Египет, Турция и Кипр. Их вполне могут заменить новые маршруты: Крым, Кавказ, Байкал, Алтай, Дальний Восток, Чукотка, Камчатка, русский север (Кижи, Мурманск, Архангельск). Особенно с глобальным потеплением, спрос на места с более умеренным климатом возрастет. Экскурсии на вертолетах и катерах, байдарки, кемпинг, рыбная ловля, охота, альпинизм - да что угодно! И все снаряжение для этого - с российскими торговыми марками, которые будут к тому времени уже известны на мировом рынке через рекламу, выставки и презентации.

Если наш человек устал от бесконечной борьбы за выживание и хочет мягкого отдыха “все включено”, иностранцы наоборот устали от затоваренности и излишней урбанизации - их тянет в неизведанные места: экологический туризм, близость к нетронутой природе, чистый воздух и новые впечатления.

Главное создать образ России как безопасной для туристов страны.

Арктика
всем известна борьба за богатства Арктики. Наладить выпуск водки Арктика - высшее качество, экологически чистая. Как я говорила в своей первой статье, Россия должна зарегистрировать патент на производство водки и ее продажу по всему миру. Всех брендов с названием водка. Как Франция сделала для своего шампанского. Работа для Внешней Торговой Палаты.

Список можно продолжать бесконечно.

Российские чиновники должны богатеть не на создании бюрократических преград, а на продвижении любой (законной) экономической деятельности, с которой они будут получать налоги в местный бюджет. Зарплата чиновников должна напрямую зависеть от налоговых поступлений в местный бюджет по принципу “богатеют все!”.

Процедуры получения лицензий и банковских кредитов должны быть упрощены, как и система налогообложения. Бюрократические барьеры должны быть сведены до минимума, чтобы в России было выгоднее быть предпринимателем, а не чиновником. Знакомая, обкатанная схема: законодательство - кредитное финансирование предпринимательства - налогообложение.

“Богатеют все!” - должно стать принципом новой экономической государственной стратегии, позволяя извлекать прибыль из любой законной экономической деятельности без особых бюрократических преград. А чиновники пусть богатеют от налогов, дав предприятию дожить до прибыли, а не удушая его в самом начале пути.

Да, 90 из 100 новых предприятий разорятся в течение года, но 10 встанут на ноги, дадут работу другим и станут платить налоги в бюджет. Когда чиновники наконец перестанут делить и разворовывать Россию, а народ бесконечно клянчить у государства и ждать подачек, только тогда что-то изменится. Пока Россия тонет в своих собственных внутренних проблемах, ненависти к местному и центральному правительству, чахнет от вечной неустроенности и нищеты, но НИЧЕГО не делает, чтобы вылезти из собственного бедственного положения. Уныло глядит на покосившийся забор и разбитую дорогу и вновь берется за рюмку, неустанно ругая власть. Виной ли этому бесконечные русские просторы, или русский характер? Привычка жить убого, неверие в лучшую жизнь, стремление урвать, где можно, и вечная ненависть и зависть к богатству соседа.

Да, многое зависит от центральной власти, но не ВСЕ! Что-то можно сделать у себя в районе, в городе, в области - создать свое экономическое чудо, найти партнеров за рубежом, найти свою нишу, развивать производство и выйти сначала на национальный, а потом и на международный уровень. Современные крупнейшие корпорации начинались с производства в своем гараже или подвале. Не все выросли в глобальные корпорации, но многие выживали и кормили себя и других.

Связать местного производителя с Министерством внешней торговли и вместе разрабатывать стратегии выхода на зарубежный рынок, поиск зарубежных партнеров, создание совместных предприятий. Инициатива на местах плюс поддержка из центра - и вместе тянуть Россию в 21 век.


Создание многоступенчатой программы экспорта

Начинать с рекламы: продвигать имидж и торговые марки еще до того, как будет налажено массовое производство.
Начинать с небольших партий и проводить анализ рынка, проводить корректировку на основе анализа потребительского спроса и неуклонно наращивать кампанию по продвижению российских брендов.

Продвигать товары массового потребления: относительно недорогие товары, доступные всем. Эти товары приносят наибольшую прибыль и продвигают образ России гораздо эффективнее, чем танки, вертолеты и ледоколы. Напитки, продукты питания, одежда, парфюмерия и косметика, спортивный инвентарь.

Строить образ российской продукции на уже известных стереотипах и русских именах ( Пушкин, Толстой, Чехов, Чайковский, Кремль, Сибирь, Байкал, Космос и тд).

Зарегистрировать патенты на уже существующую на мировом рынке продукцию: водка, русский салат (оливье).

Продвигать новые патенты (красное Крымское игристое вино Абрау Дюрсо, квас, борщ, компот, ватрушка, пироги и тд.)

Пути выхода на зарубежные рынки

Разумеется, выход на зарубежные рынки непрост и стоит огромных денег. Но он того стоит!  При сегодняшних процессах глобализации, технологиях производства и связи, это сделать гораздо проще, чем 30 лет назад, в советскую эпоху. И конечно это не так сложно, как освоение космоса или производство новых видов вооружений. Но прибыль именно в этом.

О путях выхода на зарубежные рынки моя следующая статья:
Продвижеие экспорта (из серии статей
Как нам обустроить Россию)
 Статья 3


Рецензии