Разбор полётов
Они сидели на синей крашеной скамье, рядом с узкой аллейкой в дальнем углу парка. За скамьей стоял пьедестал без памятника, снизу обросший мхом.
– Мне страшно, – ответила Дрёмина, теребя листы с печатным текстом.– Вдруг вам рассказ не понравится.
– Может, и понравится. Хотя по части критики я не сильна. А Гордеев и здесь собаку съел. И если он устроит разбор полётов, слушай в оба уха… Да вот и он!
От арочного входа к ним быстро шёл высокий стройный мужчина средних лет, в белой футболке и джинсах...
– Добрый вечер, милые дамы! – приятным, проникновенным баритоном сказал знаменитый беллетрист. Его глаза сияли, на губах порхала улыбка. Но относилась она не к дамам (во всяком случае, не к присутствующим).
– Здравствуйте, дорогой Вадим Вадимыч! Спасибо, что нашли время... – начала Птицына, но он остановил её:
– Неужели я не найду для вас каких-то полчаса?! Тем более я на машине и отсюда прямиком поеду на дачу.
– Тогда знакомьтесь, это Ирина Дрёмина, по поводу которой мы и собрались здесь.
Зардевшись, Дрёмина поднялась было с места, но беллетрист, осаживая её, махнул рукой.
– Пожалуйста, давайте без церемоний! – и тоже присев на скамью, он приветливо кивнул молодой писательнице. – Рад знакомству. И… может, сразу приступим к делу?
Дрёмина торопливо расправила смятые листы, прокашлялась и дрожащим голосом начала:
– Рассказ. Называется "Путешествие к морю"…
После прочтения рассказа наступила пауза, наполненная раздумьями критиков и тревожным ожиданием молодой писательницы.
– Написано хорошим языком, образно. Правда, есть длинноты,– рассеянно произнёс Гордеев, всё также чему-то улыбаясь.
– Вы правы, – подхватила драматург. – Слишком много описаний деревьев на пути героев. Всё деревья да деревья, аж в глазах пестрит от листьев.
– Там есть и другие пейзажи, – робко напомнила Дрёмина.
– А, «жёлтое море подсолнухов»! – сказал Гордеев. – Неплохо звучит. Потом ваши герои проезжают «зелёный океан» бескрайних полей. А среди них – «островки» кемпингов и мотелей. Удачные метафоры! И увязываются с названием рассказа.
– Спасибо! – ободрённая похвалой, сказала Дрёмина, а Птицына подмигнула ей: мол, видишь, не так всё и плохо.
А с губ беллетриста вдруг исчезла порхающая улыбка, из глаз – сияние и мечтательность. Он заговорил энергично, напористо:
– Но в целом рассказ вяловат. За пейзажными картинами зачастую не видно героев. Где их поступки, действия? Например, они проезжают кустарник с едва приметной тропой. Почему не обыграть этот момент? Допустим, решив поразмяться, герои вышли из машины и по этой таинственной тропке углубляются в кусты…
– Представляю, что они там увидят! – хохотнула драматург. – В прошлом году я ездила к морю на машине. И что ни пышный куст у дороги, так в нём известный «сюрприз»!
– Какие бы сюрпризы не уготовил автор своим героям, главное, чтоб читателя пробирало до печёнок, – сказал Гордеев. – Но сами герои выразительны, характерны: и Степан, и его уставшая дебелая жена Люся, и хорошенькая весёлая сестрица…как её…Вера. Но лучше бы она была сестрой не самого Степана, а его жены. Здесь могла бы возникнуть некая интрига. Любовный треугольник.
– Про эти треугольники не пишет только ленивый! – презрительно фыркнула Птицына. – Герои хороши в том виде, в каком есть. А как живописен их завтрак в степи, посреди душистого разнотравья. Потом Степан с сестрой гуляют у реки. В её сияющих водах полощут свои ветви плакучие ивы. У берега из камышей романтично выглядывает одинокая лодочка.
– Красивая зарисовка – только и всего, – возразил Гордеев. – Лодка, как была, так и остаётся на приколе. Вероятно, герою скучно кататься с Верочкой. А будь она не его сестрой, какая потрясающая сцена могла получиться с этой лодочкой!
Вновь наступила коротенькая пауза, в течение которой Дрёмина нервно скручивает в трубочку листы с рассказом, а Птицына озадаченно потирает свою голову с ёршиком седеющих, стриженных «под мальчика» волос.
– В чём-то вы правы, – произнесла она после раздумья. – В рассказе каждая мелочь должна быть задействована, играть, блистать. Вот как в эпизоде с придорожным кафе… Герои сидят на открытой террасе, едят шашлыки, пьют, травят анекдоты, смеются. А вокруг дивная южная ночь. Дегтярно-чёрный купол неба сверкает мириадами звёзд… Запах цветущих магнолий… Опьяняющая восточная музыка. И вдруг идиллия в одночасье закончилась: какой-то чернявый тип нагло пристает к Верочке. Степан бросается на её защиту. Драка, крики, звон битого стекла… Шашлыки и напитки летят во все стороны…
– Да, надо шашлыков купить, – вдруг произнёс Гордеев.
– Вы о чём это? А, вы ж на дачу собрались. Никак сабантуй намечается? – с той простотой, с какой говорят с давними и добрыми знакомыми, спросила Птицына.
– Вроде того. Маленький такой… сабантуйчик, – с загадочной улыбкой сказал беллетрист. – Но я вас перебил. Извините, мы вас слушаем.
И Птицына вновь пустилась в рассуждения:
– Ну, так вот, автор с большим мастерством описала тот момент, когда хам-брюнет уже с ножом кидается на Степана. Люся от ужаса верещит, как резаная. Вера, хоть и напугана, но головы не теряет. Бутылка, которую она сунула Степану в руки, решает исход драки. Припечатав ею негодяя, наш герой одержал победу. Побитый, в синяках-царапинах, но – на коне! Браво, Ирочка!
От похвалы Дрёмина улыбнулась во весь рот.
– Не спорю, эта сцена сильна, – сказал Гордеев. – Но дальше опять тоска зелёная! Люся обвиняет супруга в безрассудстве, его сестру – в оголтелом кокетстве, которым та якобы склонила нахала-южанина к домогательствам. В паршивом настроении герои возвращаются в мотель. Степан в досаде на свою благоверную полночи сидит на крыльце и курит. Вера плачет у себя в номере… Кстати, а почему она молча стерпела несправедливые упрёки?– здесь беллетрист, а с ним и драматург выжидающе посмотрели на Дрёмину.
– Ну… наверно, не посмела возражать, – промямлила та.
– Не посмела? Во как! – с сарказмом произнёс Гордеев. – И это современная, с бойким характером девушка? Да современной молодёжи палец в рот не клади! И логично такое развитие сюжета: Вера посылает занудную бабу на… к чёрту. Та, конечно, в долгу не остаётся. И, слово за слово, обе поднимают такой тарарам, что весь мотель на уши встаёт.
– А мне по сердцу авторская версия, без всякого тарарама, – возразила Птицына.
– А я боюсь, что на этой версии читатель ненароком уснёт, – насмешливо парировал Гордеев. – Уж простите меня, Ирина, за прямоту.
– Ну, что вы, что вы, я не в обиде! – тихим от огорчения голосом проговорила она.
– Тогда идём дальше… – на мгновенье задумавшись, Гордеев продолжал: – Итак, Вера плачет в своём номере. Степан, обозлившись на Люсю, дымит на крыльце. А будь Вера не его сестрой, мог бы почивать на лаврах до утра… Представьте себе две смежные комнаты: в одной – брюзжит и ноет жена, а в двух шагах, за стеною, её муж принимает сладостные почести от спасённой им несестры. Вы только подумайте, сколько пикантности в этой сцене!
– Что вас всё на жареное тянет? – удивляется Птицына. – В конце концов, определять родственные связи героев – право автора. А над рассказом, конечно, нужно поработать.
– Да, меня тянет на жареное! – рассмеявшись, сказал Гордеев и поднялся со скамьи. – И всё для этого есть: свободный вечер, дача и, самое главное, со мной прекрасная дама!
– А, вы про супругу. Видела её как-то – интересная женщина! И завидую ей, вон вы какой живчик, впрямь мальчишка! А моего увальня на улицу вытащить проблематично, – со вздохом сказала Птицына. – Но вернёмся к рассказу.
– Лично у меня серьёзных замечаний больше нет, – живо отозвался Гордеев, нетерпеливо переступая с ноги на ногу. – Так, мелкие блохи. Думаю, вы с ними сами разберётесь. Может, есть какие вопросы? – обратился он к Дрёминой.
Она и нашла бы что спросить, да мысли все спутались,смешались. Её рассказ, выстраданный, казавшийся чуть не шедевром, после «разбора полётов» казался скучным, пресным. В него следовало внести серьёзные правки, где-то изменить сюжет. И Дрёминой было грустно до слёз, но она бодро сказала беллетристу:
– Нет, мне всё понятно. Спасибо вам огромное!
– Ну, бегите же скорей к супруге. Заскучала, поди, в машине, – с улыбкой поторопила Гордеева драматург.
Усмехнувшись, он наклонился к ней, сказал вполголоса:
– Кстати, моя супруга эти дни работает допоздна. И на дачу я еду с её кузиной. Она у нас в гостях, и я её развлекаю. Дамочка, скажу я вам, приятная во всех отношениях! Но об этом – никому! – шутливо погрозив пальцем Птицыной, он попрощался с обеими собеседницами и, уже удаляясь, обернулся и крикнул:
– Ирина, а насчет любовного треугольника советую подумать!
Свидетельство о публикации №216071401640