Лебединый остров

из цикла «Легенды Хаджибея»

  Неоглядные степи. До самого горизонта. Воздух с привкусом полыни и близкого моря.Дорога бежит к нему.
  Вдруг, как мираж, возникает перед взглядом зеркало воды, что сливается с небом на горизонте, но это ещё не море. Раскинулся широко, на два рукава, лиман, похожий на огромную, спокойную и полноводную реку.  А ведь так оно и было в те незапамятные времена, когда стекала в море настоящая река, у которой даже названия ещё не было.
  В верховьях узкого рукава Хаджибея, между двумя дамбами дремлют вне времени два пустеющих села. Когда-то  давным-давно пришли в эти места колонисты. Построили дамбы,  насадили лес на пологом берегу,  запустили в лиман ценную рыбу. Жили, мирно распахивая степь, охотились на зайцев в  лесу,  ловили и вялили рыбу.
  Как и везде в устьях рек,  слетались по старой памяти на  эти берега птицы. Были певчие, ночные, поселялись на склонах цесарки,  залетали на вечернюю охоту степные кобчики, а иногда и настоящего орла можно было заметить. Но особо много было тех, что любили воду.  В камышах сновали самые разные утки, гуси, кулики и даже благородные цапли  вылавливали мелких рачков. Не брезговали лиманскими креветками и люди.
  Хаджибей обживался. По вечерам, когда солнце на высоком берегу уходило за горизонт,а в закатном лесу на противоположной стороне начиналась охота, берега оглашались гортанными криками прекрасных белых птиц. Однажды, при перелёте в дальние страны, они задержались на гостеприимной воде и с тех пор, в тёплые ещё в этих краях осенние дни, радовали глаз грациозным белокрылым полётом.
  Через некоторое время облюбовали лебеди небольшой камышовый островок, что образовался  недалеко от нижней дамбы, и стали выводить на нём своё потомство. А надо заметить, что лиман в разные времена, то переполнялся водой, наступая на огороды сельчан, то отходил, оставляя за собой полосу - болотистую с лёгким  налётом соли. В годы обмеления и возникали в нём острова, что со временем обрастали камышом, давая приют и укрытие птицам.
  Шло время и, как рассказывают старики, которые только и живут теперь в этих сёлах, люди стали замечать, что один из лебедей на зиму не улетает.  Самые любопытные и дотошные из них  высмотрели, что когда становится  морозно, перебирается  этот лебедь во двор к одной девушке. А почему-то неизвестно было, откуда появилась та девушка и отчего поселилась на самом краю села в маленьком,  давно заброшенном  домике, который был ближе всех к воде.
      Была она очень хороша собой - стройная, с  высокой шеей, длинными волосами и ярко карими глазами с рыжинкой. Приветливая с людьми, жила она очень уединённо и всегда  ходила в строгой, но просторной чёрной одежде, которая, впрочем, только сильнее подчёркивала её  красоту.  Это немало удивляло всех, от мала  до велика, односельчан.  Но ещё больше удивляла её грациозная, почти летящая, походка.
      Стоял сентябрь. В тёплом лимане ещё купались мальчишки. Вездесущие и любопытные они давно подбирались поближе к таинственным  камышам, которые подходили почти к самому её дому. 
      Всё хотели подсмотреть, как купается  девушка – загадка. Уж сильно волновала их её одежда, которая скрывала и руки и ноги. Вечером, сидя у костра под  кустом  боярышника, единственного спустившегося почти к воде, они рассказывали друг другу невероятные истории о ней, которые сочинили за день. То она была сиротой, которую выгнала мачеха, то утопленницей, которая притворилась живой, чтобы заманить парней из их села. А самый заядлый враль, «знаток всего» и вовсе  придумал историю об украденной  дочери татарского хана, который якобы до сих пор живёт в Крыму и собирает свои слёзы горя в фонтане. Тот фонтан так и назвали – фонтан слёз.
     Дни становились короче и холоднее. Потянулись птицы  в тёплые страны. И однажды перед мальчишками открылось то, что навсегда остается в памяти.
     Дул сильный ветер. Под его порывом  почти до воды согнулись камыши, а в свете закатного солнца открылся небольшой остров.
     На нём, почти в центре осветились две фигуры. Девушка, только  прикрытая большими чёрными крыльями, нежно гладила  голову белого лебедя. Он обвивал шеей её руки  и ноги, как бы прощаясь. Из глаз лебедя катились слёзы. Их тихая гортанная и непонятная песня была едва различима. Черные и белые крылья то взмахивали, то трепетно укрывали обоих. Взмах, и ещё один и белый лебедь, кружа над островком, поднимается высоко над водой. Последний надрывно трубящий  крик звучит уже в вышине.   
     Черные крылья метнулись, пытаясь взлететь, но лишь разметали длинные волосы девушки. Её огромные глаза наполнились невыразимой тоской. Опавшие, обессиленные крылья укрыли тело, которое поднять было им не под силу.
     Стих порыв ветра. Выпрямились камыши, скрывая остров. С тех пор никто не встречал смуглую красавицу в селе. Она исчезла неизвестно когда и куда, как и появилась когда-то.
     И только «знаток всего» дознался таки от своей прабабушки, что много лет назад позавидовала одинокая молодка любви двух чёрных лебедей, что поселились на островке в камышах и вывели птенцов. И прокляла она их и их потомство.
    Говорят, не вернулись лебеди после этого. Потом великая засуха высушила почти весь лиман. Исчезли камыши, а остров стал бугорком  вблизи большой лужи.   
    И только когда стала прибывать вода, появились первые птицы. С большой водой поселилась в селе и одинокая странная смуглянка. Порадовалась прабабця за неё, что белого лебедя приютила. Да видно судьбу не обмануть. Действует ещё проклятие.
    Враль и «знаток всего» повзрослел и уехал учиться, но запало ему в сердце услышанное когда-то.
    После новой засухи опять синеет вода в лимане, отражая облака и небо. Возрождается лес и сады над ним. Вернувшись домой, отстроил он заброшенный дом, тот самый, что почти у воды, где прячется в камышах лебединый остров. А с этой весны живёт на нём  необычная пара - белый лебедь и чёрная лебедица, да во дворе  бывшего враля детишки играют с лебедятами.



 


Рецензии