Удивление Сочи-2016, транспортное

5-я часть: «Про маршрутки, электрички, экскурсии  и даже немного про Хотабыча»
Из серии рассказов: «Случайные записки»

     Э-эх!
     Не собирался, но не могу не удивиться красотой и размахом любимого (ныне заброшенного) нами дворцово-паркового ансамбля в Сочи-Хосте «Пансионата им С. Орджоникидзе». В сравнении с прошлым годом его состояние ничуть, увы, не улучшилось: многие замечательные аллеи ещё больше заросли, дворцы-корпуса по-прежнему закрыты, замечательные скульптуры и фонтаны потемнели, некогда многочисленные посетители (парк всегда был открыт для свободного посещения) исчезли. Значит, инвесторов для проведения реконструкции пансионата за прошедший год так и не нашлось.
     Жаль.
     Очень-очень жаль…
     …но не стану в очередной раз (читай шестое удивление Сочи-2015) сокрушаться по этому поводу, лишь не смолчу о том, что этот комплекс, что б мне не говорили о красоте и неподражаемости Олимпийского парка навсегда останется главной достопримечательностью Сочи для поколения пятидесятых-семидесятых. Для нас с тобой, для меня.
     Не стану вспоминать и прошлогодний разговор с охранником бывшего приемного покоя этого Пансионата об исчезновение восковой фигуры Хотабыча из проходной. Тем более что в этом году состоялся не менее колоритный разговор с администратором ресторана «Плакучая ива» (о нём в следующем удивлении), того самого из «Брильянтовой руки». Но обязательно вспомню, что попасть на прогулки в другие действующие дворцово-парковые санаторные комплексы (Ворошилова, Русь, Сочи, Цурюпы и прочие) у нас не вышло, даже за плату! А почему? Мне, например, очень хотелось увидеть их рукотворную (мастерами прошлого века) монументальную красоту, сравнить их с комплексом «Орджоникидзе», с моим любимым местом у фонтана Хотабыча, а вдруг я ошибаюсь, утверждая о неповторимости нашего любимого шедевра в Сочи. Ну, правда, господа руководители этих комплексов, совершенно неправильно и нелогично прятать архитектурно-исторические комплексы от граждан своей страны за высокими заборами и деревьями под предлогом закрытой санаторно-курортной зоны. К примеру, в Европе можно совершенно свободно зайти на территорию практически любого многозвездного отеля, хотя б даже из рекламных целей. Там каждый турист может воспользоваться (за деньги естественно) СПА-зоной любого отеля, это всегда приветствуется администрацией гостиниц. Да и не только в Европе, и у нас в Питере, в недавно отремонтированный Летний сад вход снова сделали свободным и бесплатным, как впрочем, и почти во все садово-парковые  хозяйства города и пригорода, даже расположенных в санаториях Сестрорецка (Дюны, Курорт), Зеленогорска и других. Так почему же здесь в южной столице нашей «Великой и Необъятной» нельзя просто так прогуляться по парку ведомственного санатория? Почему забор в парке Ривьера, отгораживающий городской парк от санаторного по высоте своей соизмерим со стеной плача в Иерусалиме?
     В общем, всё это нелогично и очень удивительно…

     Теперь про общественный транспорт Сочи. Ну, никак нельзя не удивиться им, хотя б чуть-чуть. Это поистине чудо какое-то…
     … в хорошем смысле слова, конечно.
     Когда б мы не попадали на улицы города, там всегда было полно рейсовых и маршрутных автобусов, возникало ощущение, что каждый второй проезжающий мимо автомобиль это общественный транспорт. На улицах города практически совсем нет большегрузных автомобилей, их, похоже, вообще пускают в курортную зону только по ночам. А что совсем впечатляет, так это цена проезда, во всяком случае, по центральным районам Сочи, – всего девятнадцать рублей, причем, как у рейсового автобуса, так и у простой «маршрутки». В результате, автобусы в Сочи не бывают как пустыми, так и переполненными. Забавно наблюдать за их «столпотворением» у остановок в центре, когда они пытаются обогнать друг друга на городских остановках, дабы самим забрать подошедших пассажиров.
     С чего б такая «прыть»?
     А-а-а, не важно…
     …нам понравилось, вот бы и у нас так было.
     В общем, перемещаться по городу Сочи очень удобно и экономически привлекательно, а раз так, то и не стану пытаться осмыслить другие (возможно «щепетильные») вопросы типа: как безналичными деньгами оплатить проезд и… прочие. Здесь важно помнить принцип «не навреди» и «баланса интересов».

     Далее про экскурсии, ныне широко предлагаемые в многочисленных туристических ларьках, установленных в Сочи на каждом шагу. Кое-где в городе они стоят по две-три штуки к ряду (видно различные турагенства), впрочем, это не особенно удивительно, даже удобно, есть выбор, хотя конечно предложения в них почти одни и те же. Но вот что действительно удивило в этом году (в прошлом году как-то не бросилось в глаза), так это цена на ряд очень привлекательных маршрутов, - обзорная экскурсия в Абхазию, к примеру, в некоторых ларьках (не везде) стоила неприлично «прилично», всего 300 рублей.
     И-и-и…
     …и, «памятуя» про удивительные цены «маршруток», почему-то верить им.
     Мы в 2014 году были в Абхазии (читай «Удивления Апсны») и, конечно же, с удовольствием вдоль и поперек «исколесили» всю её небольшую территорию. Поэтому достоверно проверить, правдива ли цена в рекламном стенде, не смогли. Впрочем, аналогию с предпринятой нами экскурсией на Роза Хутор провести вполне можно.
     Сразу скажу, что экскурсия по сравнению с прошлым годом (читай «Удивления Сочи –2015 года») в этот раз удалась. Наконец-то нам встретился умный, интеллигентный, неравнодушный, а главное глубоко влюбленный в свой край гид. Карэн, так он представился нам, без устали и печали, хорошо поставленным голосом и дикцией всю дорогу туда и обратно сыпал на нас интереснейшую информацию. От него мы узнали, что Роза Хутор назван так из-за реально когда-то существовавшего эстонского хутора, хозяин которого выращивал в этих местах особые сорта роз. На Северном Кавказе оказывается много старинных эстонских поселений. Впрочем, кого здесь только нет, даже замкнутые сами в себе поселения потомков Хазарского Каганата, сумевшие сохранить в семьях и иудейский язык, и иудейскую культуру. А ещё он рассказал, что коренными жителями мест вокруг Красной Поляны являются Убыхи, язык которых, насчитывая в себе 84 согласных звука и всего три гласных, при этом, звуки они произносят ни как мы на выдохе, а на вдохе.
     Представляешь?
     Попробуй.
     А у меня получилось.
     Но, несмотря на это, а также незабываемые виды многочисленных снежных пиков Кавказских хребтов Аибга и Ачишхо, не могу не заметить, что сервисный уровень данной экскурсии всё-таки был весьма далек от Европейского. Как не крути, но длительная поездка (около восьми часов) в микроавтобусе никак не может сравниться (по удобству конечно) с путешествием в солидном большом экскурсионном автобусе. При этом водитель и гид ну никак не должен выступать в одном лице, качество работы от этого либо одного направления, либо другого, но обязательно пострадает, а не хотелось бы, особенно первого. Кроме того, в Европе (и это правильно) в стоимость экскурсии закладываются все расходы за тур сразу: и входные билеты (кстати, со скидкой за групповую покупку) в заявленные для посещения места, и стоимость запланированного по пути приема пищи, и прочие непредвиденные расходы на непогоду. Так, никогда не возникнет недопонимания между партнерами (гидом и туристами) и конфузов (мало ли у кого денег в нужном объеме не оказалось), да и турагенства не станут слыть «обманщиками» со своей «заманчиво-хитрой ценой». Впрочем, конкретно нас (всё-таки опыт большой) не сильно удивило, когда общая сумма дополнительных, но обязательных  затрат в течение экскурсии выросла примерно в четыре раза. Многих наших попутчиков в группе это просто шокировало. Как мы и предполагали, заявленная цена путевки в экскурсионном «ларечке» – это цена лишь за трансфер (так пояснил Карэн) до заданной точки. Видно, в случае с Абхазией, на рекламном стенде указана цена лишь за трансфер до границы, всё-таки и до неё надо доехать, а дальше как скажет водитель-гид.
     Вот так!
     Э-эх, братцы «экскурсиошники», не знаю, как правильно вас назвать, эта ваша маленькая рекламная хитрость, на мой взгляд, и не хитрость вовсе, а большая глупость. Помню, когда как-то давно (в 90-е) мне пришлось изучать некоторые законы ведения менеджмента, в известных западных учебниках того времени меня сильно удивило одно правило, где утверждалось, что излишне заниженная цена любого «сегмента рынка» отталкивает потенциального покупателя больше, чем завышенная. Ну, вы-то это должны знать как никто другой. Да к тому же, любое лукавство в сфере обслуживания быстро становится явью для потребителей, мы ведь все в конечном итоге потребители и вы в том числе, а «дураков» среди нас нет, уверен! Впрочем, мне думается, всё это всего лишь издержки кризисного времени, слишком много теперь у Сочи нас, туристов, и соответственно к ним (к нам, то есть), соответствующее отношение, типа: «куда они денутся». Но, увы, или нет, пожалуй «ах», - «…так будет не всегда»!
     Услуга, предоставляемая фирмой честно, солидно, основательно, пусть даже в соответствующую приличную цену, уверен, в конечном итоге всегда привлечет куда как больше клиентов, чем некая чья-то «хитрая полухалтурка».
     Но в целом, повторю, экскурсия нам понравилась, а посему, надеюсь, эта записка не пропадет даром, как не пропали и те, предыдущие, прошлогодние, всё-таки так много о чем мы с тобой там сокрушались, теперь полностью реализовалось (о том тоже в следующем удивлении), и это приятно.

     Ну, а в заключение, в этой транспортной записки, очень кратко удивлюсь «Ласточкой» - современной сочинской электричкой.
     Почему кратко?
     Да потому, что мы прокатились на ней всего ничего, лишь от Сочи до Адлера.
     Вот так, увы, вышло. Ласточка, в отличие от «маршруток», которые как минимум в три раза дешевле Питерских, примерно во столько же раз оказалась дороже наших электричек. А к этакому развороту событий мы оказались не готовы. И также в отличие от «маршруток» плотность их движения настолько редка, что передвигаться на ней не слишком удобно. На наш вопрос гиду, почему так произошло, Карэн отвечал, мол, Ласточка убыточна и чуть было вообще не закрылась в этом году.
     Жаль, если так!
     Очень жаль, нам-то как раз очень понравилось в ней путешествовать по Сочи. Также понравился и новенький современный вокзал Адлера, удобно расположившийся рядом с Олимпийским парком и Олимпийской деревней.
     Путешествие на Ласточке выглядит по настоящему солидно, торжественно, «круто». И мне думается, что чья-то мысль об убыточности этого проекта, просто искусственно выдуманная «байка» местных транспортников.
     Зачем?
     Ну, как же. Чем лучше и экономически привлекательней электричка РЖД, тем менее привлекательны перевозки частных такси, «маршруток» и… конечно самих  экскурсионных трансферов. А значит, кое-кто лишается возможности сверх прибыли в летний период.
     «Это же ясно, ясно, ясно», - как говорил известный персонаж в любимом мной фильме «Место встречи изменить нельзя».
     И что же делать?
     Ах, до чего ж хороший вопрос! Главное знакомый, особенно, если вспомнить в следующий за ним, - «кто виноват».
     Но… не станем здесь искать виновных, тем более что и делать тут нечего не надо, ведь теория и практика естественным образом часто не совпадают друг с другом. Тут главное, повторюсь, использовать принцип «не навредить» и «баланса интересов», ну то есть, просто не мешать им, по-настоящему конкурировать друг с другом и каждому найти свою нишу в сегменте массовых перевозок людей. Выиграют в итоге все, а главное потребитель, мы с тобой.
     И ещё, пока мы ехали на Ласточке, нам пришла идея, что было бы очень здорово экскурсионным компаниям совместно с РЖД запустить специальную экскурсионную «Ласточку» с гидами и обедами прямо на её «борту», как на специальных экскурсионных маршрутных пароходиках вдоль побережья Коста-Бравы в Испании. По пути её следования согласовать время прибытия небольших экскурсионных автобусов на разные маршруты для перевозки туристов к местам осмотра достопримечательностей поблизости. Это бы стало неким «Ноу-хау» в сфере экскурсионного бизнеса Сочи.
     Дарю, дарю идею, и искренне желаю, пусть все будут при деле, с работой, то есть. Ну и, конечно же, счастливы!
     Удачи…


Автор благодарит критика и корректора (ЕМЮ) за оказанную помощь.
17.07.2017г.


Рецензии