Письма о методе. Письмо тридцать седьмое

     Madame! Человек всегда ограничивает – зачастую непроизвольно – свои врождённые способности к творчеству, если чувствует свою зависимость от других людей.
     Достичь абсолютной независимости от людей, которая обоснованно сулит полную свободу творчества – это, воистину, сверхчеловеческая цель...
     Но как достигнуть желанной независимости? Путь к ней парадоксален, и он, пожалуй, – единственный…
     Я долго колебался: писать ли об этом? Ведь полная независимость отдельных личностей от общества крайне опасна как для самих личностей, так и для общества.
     Но затем я подумал, что на этот путь решатся немногие…
     Полная и реальная независимость человека от других людей достигается тем, что человек от самого себя требует гораздо больше волевых и умственных усилий, нежели от него способно потребовать общество. А жизненные цели такого человека должны быть более достойными, высокими и важными, нежели цели, поставленные обществом перед ним…
     Осмыслить всё это многие люди просто не желают, поскольку такой путь чрезвычайно труден. Гораздо легче наполнить свой рассудок баснями Фридриха Ницше о мессианской воле к власти…
     Творческой личности обязательно нужно помнить, что только полная и реальная независимость от других людей способна раскрепощать врождённые способности творить. А путь к такой независимости имеется только один… о нём я здесь и написал…               


Рецензии