XXIV. За далями ветер

17 ноября 2004 года я и моя мама Авилина Аркадьевна сидели в новом пассажирском вагоне по направлению «Полоцк – Москва». Этот вагон был лишь этапом долгого пути на Север, к моему брату в г. Томск. Цель такова: отдохнуть, а заодно решить вопрос о моем предполагаемом поступлении в институт, изучив на месте все «за» и «против». Факультет заранее мне известен не был. Кроме того, я рассчитывал вернуться вместе с Авелиной Аркадьевной довольно скоро, недели через четыре, а посему меня вовсе не занимало дальнейшее жизненное credo. Напротив, когда поезд, наконец, тронулся, я ощутил, что все еще привязан к Витебску, хотя подспудно я понимал: его придется покинуть надолго. Но спасительное «на следующий год» маячило в сознании. Эта мысль оберегала. Кто мог знать, что, покинув страну, я возвращусь в нее только летом следующего года?

Я не замечал, но белорусский вокзал прощался со мной, не надеясь увидеться. Дернувшись, состав показывал из своих окон совсем необычную для нашего времени картину: множество провожающих запрудили перрон, и глаза их расточали слезы расставания, руки обнимали невидимое, но ушедшее прошлое; лица в то же время полны неизъяснимой радости к отъезжающим, как будто каждый из них ехал не по собственным мелким делам, а с напутствием во имя великой идеи, каковой часто ложно представляется война.

Паровоз нехотя набирал скорость. Какая-то девушка, истово махая руками, почти бежала по салону, рискуя наскочить на беспечного пассажира, и все беззвучно шептала о шекспировской любви одними губами, но знала, определяла, угадывала: он понимает, он отвечает. И вот она, сцена – не опошляйте ее, господа, и мир станет добрее.

Пейзаж изменился – теперь за окном лишь гаражный строй пригорода.
 
– Чай, кофе? – предлагает синий жилет проводницы. – Готовьте билеты. Русские деньги – постельное 55 рублей, местные – 3500 рублей.
Распаковываем вещи. Занимаем нижние полки. О присутствии человека на верхних возвещают мужские ноги с носках, которые ужасно хочется снять, но не положено. Левая ступня поэтому норовит почесать правую, иногда это делает правая рука по причине удобства. При словах «готовьте билеты» с полки напротив показывается успевшая вспотеть лысина местного командировочного служащего, его громкое самоутверждающееся покашливание и шорох ворошимой одежды в поисках необходимых документов.

Жизнь проявляла себя в самых разнообразных формах. На время поездки первый вагон, в котором ехали и мы, превращался в большое коммунальное сообщество, где каждый, впрочем, старался сохранять известный нейтралитет.

Билеты и паспорта, как всегда, находились у матери. Убедить ее в том, что мои документы должны быть при мне, совсем нельзя. Однажды в Минске на вокзале мной заинтересовался милицейский кордон, поскольку пострижен я коротко и, вероятно, походил на переодетого скинхеда. Матери рядом не оказалось – поскольку у нее хронический цистит, туалеты являются первой достопримечательностью города, которую Авелина Аркадьевна считает своим долгом посетить не менее трех раз в час.

 Меня это раздражало.

– Сержант Панахняк! – представился служитель закона. – Ваши документы!

– Они у мамы. Она отлучилась, но скоро будет. Мы вместе.

– Закон безразличен к родственным связям. Я буду приглядывать за Вами.

– Пожалуйста. Мы ждем поезд «Минск – Витебск».

– Номер?

– Скорый поезд № 1656, – отчеканил я.

Видимо, это подействовало на Панахняка, и он отступил. Паспорт у мамы я в ту поездку отвоевал, но потом все повторилось сначала:

– Знаю я, ты потеряешь паспорт сразу же!

– А даже если и так – он мой!

– Я лишь оберегаю тебя, сынок…

– От милиции? – насмешливо переспросил я.

– От неприятностей, – сказала Авелина Аркадьевна твердо.

В Москву, на пересадочный пункт, мы прибыли без приключений. Сели в «Томич» только на следующий день, погостив у Эльвиры Ляден с мужем. На этот раз нас интересовала не Красная площадь, а куда более близкое женщинам место – супермаркет. Назывался он «Marthouf» и имел великанские размеры – семь футбольных полей. По нему устаешь ходить. А еще эти назойливые промоутеры.

– Попробуйте совершенно бесплатно колбаски Прокопьевского мясокомбината! Мы гордимся качеством своей продукции!

– Вам помочь в выборе? Мы уверены, что Вы не сможете пройти мимо сладчайшего джема «АВС» с клубничным вкусом!

– Не обращайте внимания! Нельзя смешивать мясное со сладким – это вредно для здоровья! Гораздо важнее – выйдя из ванны, найти рядом нежнейший махровый халат прямо из Турции.

– Вы не были в Турции? Замечательно! У нас есть горящие путевки. Мы разыгрываем их среди посетителей! Март-комфорт прямо сейчас!

– Но мне вообще-то ничего не нужно. Я как сопровождающий. И денег у меня нет.
Зазывалы как сквозь землю провалились.

Я похвалил себя за догадливость.

Однако не продукты питания поразили меня в павильонах. Я никогда не видел джакузи, даже само это слово для меня было диковинным. Эти огромные причудливые ванны, как я их называл, размещались целыми рядами, так что можно было сравнивать. И тут я пожалел, что мне приходилось поспевать за женщинами (дядюшка мой отправился смотреть автопринадлежности и путешествовал отдельно от нас), чтобы не потеряться. Оттого, как и на все товары, которыми не интересовались ни мама, ни Эльвира Ляден – джакузи входили в это число, – на роскошные предметы достатка мне удалось взглянуть лишь мельком, отметив бриллиантовое сверкание кранов. Зато с превеликим тщанием я смог рассмотреть предметы женского гардероба всех возрастов, просмотрев их размеры, цену, страну-производителя, условия стирки изделия; сковороды со всевозможными типами покрытий и без оных; наборы кухонных ножей. Однако наиболее подробному анализу я был вынужден подвергать цветочную продукцию. Мне это не доставляло никакого удовольствия, но обе женщины вне себя от восторга. Мне ничего не говорили длинные названия на горшочках, ибо в ботанических садах я никогда не был и, кроме традесканции и нескольких распространенных видов, какие часто дарят женщинам по праздникам, растения не различал. Было жарко и очень болели ноги, приходилось ждать, пока мама выберет себе экспонаты на домашний подоконник. Я тоскливо смотрел на небольшой надувной фонтанчик, смотревшийся как камера от автомобильной шины, только больше в диаметре и цветом голубого. Вода выталкивалась вверх сложной системой насосных установок. Я ухватил какую-то долю свежести, пройдя рядом. Поняв, что цветы отвлекут надолго, и женщины совсем обо мне забыли, я прошел по площади, занятой деревянного отлива саунами. Из тех, что имеют небольшие вместимость и планировку и, судя по всему, являются «сухими» – финскими. Все это я могу сказать, поскольку доступ внутрь имелся, лишь входить было нельзя.

Мама купила довольно милые растения с голубыми цветками. Все ее мысли сосредоточились на том, чтобы сохранить покупку и довезти до Белоруссии. Чтобы зря не травмировать, мама оставила ее у Эльвиры, чтобы на обратном пути забрать.
И снова вокзал – теперь Казанский. И снова вагон – теперь купейный. Полки в нем устланы лоснящимся покрывалом. Мой дядюшка помог занести сумки: в основном в них было продовольствие – до Томска даже скорым маршрутом 54 часа езды. Надо сказать, поезда дальнего следования отличались тем, что их обязательно посещали разного рода торгаши. Причем предлагали вещи, не очень-то нужные в дороге: свистульки, побрякушки, керамические изделия, платки, шали, кофты, варежки. Один глухонемой разложил журналы глянцевые, но мы отказались, и он ушел ни с чем. Я-то знал, что в поезде всего дороже горячая еда. Покупали мы ее не в ресторане, а на крупных станциях, – я берег финансовые ресурсы именно для этого.

Не сразу я заметил, что к нам присоединилась женщина лет сорока, полноватая, и устраивалась на нижней полке справа. Однако, только лишь взор мой скользнул по ней, как я уже внимательнее стал относиться к пассажирке. Все ее приготовления к долгой дороге ограничились тем, что она бездарно плюхнулась на место у окна и сидела так, не шелохнувшись, довольно долго. Когда проводник потребовала билет, женщина  потерянно пошарила в багаже, с отсутствующим видом подала его и опять села к окну. Сколько ни старался – не мог приписать ее поклаже внушительный вид. «Значит, ей недалеко», – подумал я. Тем не менее, я привык к тому, что люди берут с собой обычно много больше, чем могут съесть, запасаются «на всякий случай». Тем более странно было видеть совершенно обратный вариант: две небрежно воткнутых под полку котомки.

Я развернул газету, но не прекращал наблюдений. Авилина Аркадьевна сидела рядом. С некоторого времени я стал понимать, что новое лицо в купе всеми силами старалось привлечь наше внимание. Женщина, так и не изменив принятой позы прилежной школьницы, явно ожидала, чтобы с ней заговорили первой. Но мама была не из тех, кто жаждет общения с незнакомыми людьми: она все так же скромно занимала место рядом со мной и, казалось, даже не замечала никого вокруг, думая о чем-то, одной ей известном. Ожидание затянулось. Незнакомка нервно перебирала пальцами, что попадется, постукивала по выдвижному столу ногтями; отчетливо и громко вздыхать она принялась, когда уж все средства были исчерпаны. Первым разорвал блокаду я:

– Расскажите, что с Вами такое случилось? Отчего Вы так печальны?

– Замечательный молодой человек! – цель женщины была достигнута, – Я уверена, что Вас ждет большое будущее.

Пауза. «Сейчас будет гадать мне по руке – надо же как-то завязать беседу», – подумал я. Но ошибся.

В ту же минуту, как эта мысль пролетела у меня в голове, попутчица наша в голос зарыдала, чем обескуражила даже Авилину Аркадьевну, которая, как могла, стала утешать и сокрушаться. Наконец, судорожно всхлипнув несколько раз, глубоко и с надрывом, плакальщица успокоилась. Однако сколько я ни слушал ее голос позже, он сохранял слезливую нотку, будто напоминая слушателю о том, что может случиться новый припадок.

– Большое будущее, – повторила женщина, обращаясь ко мне. – Почти такое же большое, как мое материнское горе.

Мне стало неловко, как будто я имел уже свое будущее, держал его в руках, осматривал его и изучал, словно это был какой-то особенный предмет, данный мне проведением в обмен на страдания ближнего.

– У Вас кто-то умер? – спросила мама.

– О, если бы, если бы умер!.. Хуже.

Я лихорадочно перебирал в уме, что может быть страшнее. И пришел к выводу, что даже собственная смерть ничего не проясняет. Умершему не дано испытывать эмоций.

– У меня дочь, – быстро появились фотографии на коленях, потом переданы нам с мамой. – Вы даже не представляете, как иногда необходимо раскрыться случайным попутчикам, поведать свою историю.

Дальше разумные слова преподносились так, что смысл их стушевывался, становился едва различим и полнился торопливыми и частыми паузами, которые возникают не оттого, что собеседнику нечего сказать, а потому, что он смертельно боится быть остановленным, опасается пропустить нечто важное, а вместе с тем он зол и на себя самого, со стороны наблюдая, как растранжиривает, рассыпает он сокровища больной, потерявшейся натуры своей и как не властен он уже влиять на сей захлестнувший его полностью процесс.

Насколько можно было судить, женщину, которая так и не представилась, звали Раиса. Все диалоги она передавала от третьего лица. У нее была дочь, причем единственная. Естественно, мать в ней видела и будущее семьи, и достойную старость под ее крылом. Любила неотрывно, неотступно, вовсе даже назойливо. Того же требовала и от дочери. Пришел ей возраст получать высшее образование – дочь с огромным трудом выбирается в США повышать квалификацию переводчика от факультета иностранных языков. Видимо, тамошний уровень жизни ей пришелся по нраву, повстречала мужа под стать, да так и осталась проживать в Массачусетсе. Матушка помучилась-помучилась, да и возрадовалась за свою кровинушку. А недавно получает необходимую сумму для проезда в страну европейской мечты. Собрала матушка свои пожитки – и в аэропорт, пять лет ведь дочурку свою не видела. Ан нет. Не пускают Раису в Америку – виза нужна. А рейс только из Москвы.

– И вот зря проездила! Дочь деньги шлет, а я все равно к ней не могу попасть…
И все показывает фотографии, где почему-то не дочь, а сама Раиса в каком-то реабилитационном центре. Странно выходит, дочери как бы и нет. Да и зачем садиться в поезд, чтобы узнать что-то, не требующее личного присутствия? Видно, что-то не так я понял…

А Раиса все причитала, что не увидит свою дочку.

– Пусть она сама приедет к Вам, – посоветовал я. – Ведь, судя по всему, она не стеснена в средствах.

– О, моя девочка не может покинуть страну!

(Натворила что-нибудь…)

– У нее много работы…

(Ну и семейка!..)

Мне начала надоедать та атмосфера абсурдного, что царила в нашем купе. Я чувствовал себя находящимся во сне, где нет логичных окончаний и все подчинено стихийной воле безумия, где фантазия совмещается с реальностью.

Однако одна логичность все же произошла – женщина сошла на какой-то крупной станции, кажется, это был г. Омск, где был ее дом, и мы вздохнули, наконец, с облегчением. Сопереживать долго очень тяжело, а тем более, когда не знаешь, нужно ли это.

Как ни удивительно, но после уже во всю дорогу к нам с мамой никто не присоединился. Словно бы случай нас охранял – достаточно и одной не вполне адекватно реагирующей тетушки. И вот он, Томск…

2007


Рецензии
Странно, что дочка не смогла оформить для матери визу. А вообще в жизни столько абсурдных ситуаций, что мы даже не можем себе представить. А когда попадаем в такие, то только диву даёмся, хотя же и фильмы смотрим, и книги читаем, а всё равно, когда сталкиваешься с подобным лично, это выглядит совершенно по-другому. В ситуации, в которой оказались вы с мамой, от вас требовалась большая отдача - сопричастность к ситуации, вам совершенно чуждой, незнакомой. Вы как узники, оказались заперты в закрытом пространстве, а, будучи вежливыми, интеллигентными и добрыми, вынуждены были слушать и переживать историю, которая к вам ну никакого отношения не имела. Ей надо было выговориться, хотя она прекрасно знала, что не получит от вас ни визы, ни совета, который мог бы быть реально осуществлён. Обычно (это совет) в подобных ситуациях надо соглашаться со всем, что бы ни говорили, "печально" вздыхать, охать и ахать, и ни в коем случае не давать советов, поскольку в них, как правило, не нуждаются. Тогда такого типа "истерики" проходят гораздо быстрее и "пациенты" успокаиваются.
Вовчик, извини, что так длинно получилось, наверное, потому что рассказ сильно впечатлил.

Лили Миноу   25.04.2019 13:56     Заявить о нарушении
Эк, Лил, какую портянку ты накатала! Рассказ скукота-скукотенская, отрывок из дневника. Я сейчас только самолетом - кормят, и лететь 4 часа вместо трех суток.

Владимир Еремин   25.04.2019 17:33   Заявить о нарушении
Так вот как ты оцениваешь мои "творческие рецензии" - портянки:)))

Лили Миноу   25.04.2019 17:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.