Глава 4. Открытие пионерского лагеря
Малыши (первый отряд) - к празднику
Озабочены были все: взрослые, и дети. Взрослые спрашивали детей, что они умеют делать. Самыми активными были первые два отряда, а именно, малыши и пятый класс. Ирина Сергеевна спрашивала малышей: - Ребятки, что вы умеете делать? Оказывается, талантами обладали решительно все: Слава сказал: - Я умею двигать ушами. - Да ну? - удивились ребята. - Не верим, покажи. И он показал, как уши двигаются вверх и вниз.
После этого все ребята захотели двигать ушами, но что-то ни у кого так не получалось. Слава сразу стал большим авторитетом и со знанием дела начал обучать ребят этой науке. Он говорил: - Закройте глаза, сморщите свой лоб, мысленно сосредоточьтесь на ушах, и они сами начнут двигаться. Лёня даже помогал себе руками морщить лоб. Всё равно не получалось. Слава сказал: - Наверное, у вас там намертво всё срослось. Ребята поинтересовались: - И давно ты двигаешь ушами? - С пяти лет. - Да, - задумчиво и обречённо произнёс Лёня, - за три года не только уши срастутся, но и волосы до пола вырастут. После этого все потеряли интерес к ушам.
Но Лёня сказал: - А я умею далеко высовывать язык, так что вижу его кончик. И он показал и высунул свой длинный красный язык. Теперь все малыши только это и делали, ходили с высунутыми языками. Они даже прищуривали то один, то другой глаз, но толку было мало. Никто не мог увидеть кончик своего языка. - Ты нас обманываешь, - сказал дотошный Рома. - Ты тоже не видишь своего языка. - Вот ещё чего придумал! - возмутился Лёня. - Уж если на то пошло, давайте измерим, чей язык длиннее. Но долго думали, чем его измерить. Наконец, кто-то предложил измерять язык чайной ложкой. И, действительно, на удивление всем, самым длинным оказался язык у Лёни. Тут все успокоились, поверили, и Лёня тоже стал большим авторитетом.
Дима сказал: - А я умею носить на голове вазу. Ребята удивились очень: - Ну покажи. Но вазы не оказалось под рукой, но был стакан. Дима поставил его на макушку и стал важно шагать туда и обратно. Малыши тоже захотели ходить со стаканом, но не тут-то было: стакан соскальзывал с головы и в конце концов разбился. - Я думаю, - сказал Дима, - у вас не получается потому, что вы торопитесь. Здесь нужна выдержка и тренировка. Но стакан был разбит. - Причём тут стакан, начните тренироваться с блюдца. Все обрадовались и стали ходить с блюдцами на голове. Их тоже переколотили. - Глупая затея, - сказал кто-то, - лучше носить шапку на голове, чем горшок или блюдце. - Эх, ты слабак, - сказал Дима, - вот в Африке по сорок горшков сразу носят на голове. - Да ты что? Они сомбреро носят. - Сомбреро носят янки в Америке. Постепенно интерес угас и к этому умению.
- А я, - сказал Коля, - умею жонглировать. Он взял два носка, свернул их в мячики и стал жонглировать. У него получалось очень ловко. И теперь ребята были заражены жонглированием. Ирина Сергеевна сказала, что номер с жонглированием подойдёт для концерта, а с ушами и языком нет. После этих слов самым большим авторитетом стал по праву Коля.
Воспитательница спросила: - Ребята, неужели никто из вас не умеет петь, танцевать и читать стихи. Оказалось, что это-то как раз умеют все. Ашот станцевал лезгинку на пальцах. Девочки решили разучить танец под руководством Ирины Сергеевны, а Ваня прочитать стихотворение. Девочки красиво пели, и мальчики тоже. Три мальчика Витя, Слава и Игорь решили спеть песню про партизан. Они репетировали, очень старались.
Пятиклассники (второй отряд) - к празднику
Пятиклассники тоже готовились к празднику. У них было много волюнтаристов, и их вожатая Анна Ивановна хваталась за голову от их инициатив и активности. Серёга решил сделать пирамиду из ребят, и кончилось это тем, что чуть половина из них не разбилась: у одного был разбит нос, у другого - ухо, третий треснулся лбом о пол. - Знаете что, - предложила вожатая, - давайте разыграем "Мойдодыра" Корнея Чуковского. Я думаю - будет интересно и всем найдутся роли. К тому же, нужно будет сделать костюмы. Кто не хочет выходить на сцену, будет рисовать, вырезать из бумаги. Эта идея была принята на ура!
Но когда дело дошло до распределения ролей, выяснилось, что все хотели быть главным героем, и никто не хотел быть Кокошей и Тотошей. Почему, никто этого объяснить не мог. Главные страсти разгорелись между мальчиками и девочками. Девочки тоже хотели быть главным героем. Мальчишек возглавлял Генка, а девочек - Анджела, и споры происходили главным образом между ними.
- Какой же ты мальчик, когда ты девочка? - говорил, смеясь, Гена. - Есть такой театр у японцев "Кабуки", - возражала Анджела, - так, там играют все женские роли мужчины, почему тогда женщины не могут играть мужчин? - Потому что мужчины всё могут, а женщины только хныкать, плакать и выпрашивать роли. Почему бы вам, девочкам, не быть простынёй, подушкой, свечой, кочергой, наконец? - Ну знаешь, сам будь кочергой?!
Тут вмешался в разговор Василий: - Ребята, я согласен быть кочергой. Я кочерга, я кочерга, я кочерга. Он вскочил и стал бегать. Парни его поддержали: - А я простыня, я простыня, я простыня, - закричал Миша и тоже стал носиться. - А я подушка, я подушка , я подушка и прыгаю, как лягушка, - закричал Юра и запрыгал, как лягушка. Поскольку они это делали одновременно, то получился настоящий гвалт.
Вожатая их едва успокоила: - Ребята, значит так, раз договориться вы не можете, я сама буду назначать. Проверим, кто лучше знает текст "Мойдодыра". Выяснилось, что текст знают не все. Осталось несколько человек: два мальчика и две девочки. - Хорошо, - сказала вожатая, - теперь посмотрим, кто из вас говорит громче. В итоге получилось, что Никита - самая подходящая кандидатура. - Вот видите, ребята, как вопрос решился быстро и сам собой. И стоило из-за этого спорить? Крокодилом стал Гена, а Анджела согласилась быть книгой.
Поскольку Кокошей и Тотошей никто не соглашался быть. На эти роли пригласили шестиклассников из третьего отряда. А на роль Мойдодыра -старшеклассника. Готовили спектакль с большим энтузиазмом, всем было дело: и мальчикам, и девочкам.
Старшеклассники - к празднику
Старшеклассникам было уже по четырнадцать лет. Они считали себя почти взрослыми. Мальчики и девочки начали интересоваться друг другом, но скрывали это, демонстрируя своё равнодушие и даже некоторую неприязнь. Вожатым у старшеклассников был студент третьего курса Павел Павлович, но все звали его просто Павлом, без отчества.
Он собрал свой отряд и сказал: - Ну что, рассказывайте, кто умеет танцевать, читать стихи или петь. - Во поле берёза стояла, во поле кудрявая стояла, люли-люли стояла, люли-люли стояла, - запел Марат. - Некому берёзу заломати, некому кудряву заломати, люли-люли заломати, люли-люли заломати. Все упорно молчали. - Значит, Марат нам исполнит люли-люли за всех. Или Марат споёт, а вы в хоровод встанете, раз, все такие бесталанные? Поднялась одна рука. Девочка Рита хотела станцевать индийский танец. - Какая ты умница, - похвалил её Павел.
Девчонкам это не понравилось. - Мы тоже умеем танцевать, - сказала Таня. - Хорошо, - согласился Павел. - Что вы будете танцевать? - Мы решили разучить танец маленьких лебедей. Света сказала, что может исполнить танец живота. - Во даёшь Лебедева! - воскликнул Сеня. Павел заметил, что здесь не Африка, и такой танец вряд ли будет уместен.
Но когда он ушёл, интерес к танцу не угас, а наоборот, набрал силу, и все девочки стали учиться двигать животом по кругу туда и обратно. Они довольно быстро освоили этот танец. И если бы было дозволено, племя полуобнажённых красавиц демонстрировали бы искусно движения животом в такт барабанной музыке. Но на это было строгое табу.
Взрослые - к празднику
Взрослые больше всех были озабочены праздником. Старшая вожатая Нина Васильевна сказала, что всё должно быть "на уровне". Правда, на каком уровне, она не уточнила, уровень высокий подразумевался сам собой. Площадка для линеек не была оборудована. Она поручила эту работу выполнить старшему отряду. Павел её заверил, что всё сделают, как надо.
Он собрал ребят и велел им идти вырезать лопатами дёрн и носить и укладывать его на площадку. Руководство работой он поручил тихому мальчику Васе, который не знал, с чего начать. Пока он думал, на его место встала решительная Таня. Она сказала: - Так, пять мальчиков - ты-ты-ты... взяли лопаты и пошли вырезать торф. Остальные выравнивают площадку под торф. Остальные уходят за торфом, как только первая группа ребят возвращается. Работа закипела. Каждый знал, что делать. Никто не мешал другому, а Таня следила за выполнением работы, чтобы не было пропусков и дёрн был уложен ровно. Через два часа работа была закончена, а тихий Вася проникся глубоким чувством благодарности к активной Тане.
Он побежал, нарвал букет полевых цветов и попросил Илью вручить букет Тане. Таня была тронута вниманием Ильи и посчитала его хорошим мальчиком, а Васю - тихим никчёмным человеком. Она же не знала, что букет был как раз от тихого благодарного поклонника. Как часто в жизни мы ошибаемся относительно друг друга.
- Спасибо, Илюша, мне, правда, очень приятно. Хотя должен был бы мне подарить букет другой мальчик, - и при этом она посмотрела, с ее точки зрения, на неблагодарного Васю. Мальчик густо покраснел. А Илья не уточнил, что букет именно от него. - Вот и помогай неумёхам, - продолжала Таня тему. - Терпеть не могу тихиньких маменькиных сыночков. Если бы она знала, как сильно она нравится этому тихоне.
В заботу взрослых входило обеспечение безопасности детей. День был жаркий. После завтрака шли все на озеро купаться. Время купания каждого отряда было расписано по минутам. Детей запускали в воду по пять человек. Они выходили из воды, их считали по головам. Заходила следующая пятёрка. Но в каждом отряде находились свободолюбивые личности. Они норовили пролезть вместо кого-либо и покупаться не один, а несколько раз. Чтобы избежать ЧП, на купание с отрядом шли и вожатый, и воспитатель.
Генеральная репетиция
После купания была предусмотрена генеральная репетиция концерта. Как будто всё складывалось хорошо. Баянист дядя Коля играл любую мелодию без нот, в этом плане он был настоящей находкой. Никто ещё не знал, что он умел красиво петь. Пятиклассник Костя попросил баян у дяди Коли и сыграл какие-то вариации. Дядя Коля похвалил мальчика, и номер был включён в концерт.
Не пришли на репетицию трое мальчиков Витя, Слава и Игорь. Их искали по всему лагерю, но тщетно, Они как сквозь землю провалились. Игорь испугался и отказался петь, Витя его стал уговаривать, но он упорно отказывался выступать. Тогда Витя его стукнул по голове, и мальчик заплакал от обиды и боли. Он катострофически боялся выступать, поэтому категорически отказался петь.
Решительный Витя спросил Славу: - Надеюсь, ты-то не трус? Слава молчал, он боялся витиных кулаков и петь тоже боялся, поэтому отказаться от выступления перед таким решительным Витей он боялся ещё больше. Мальчик упорно молчал. - Ты чего молчишь, сдрейфил что ли? Слово "сдрейфил" не очень понравилось Славику: - Почему сдрейфил? Ничего не сдрейфил - Так, пойдём репетировать - Нет, не пойду - Почему? - Я не в голосе - А я в голосе? Идём и узнаем, есть у нас голос или нет - Ладно, - решил Слава, - идём.
Они пришли на репетицию, когда дядя Коля собирался уже уходить. Репетиция практически закончилась, и все разошлись. Дядя Коля начал играть, мальчики запели. Витя пел громко и нескладно, заглушая пение Славы. Ему, по-видимому, медведь на ухо наступил. Он пел постоянно мимо нот. - Знаешь, Витя, ты неправильно поёшь мелодию. Послушай, как надо. И дядя Коля спел их песню, да так хоршо, что прибежали ребята и стали просить его спеть ещё что-нибудь. - Вот что, ребята, давайте я вам спою в конце праздника, а сейчас идите, мы репетируем.
Он обратился к мальчикам: - Витя, ты помолчи, я послушаю Славу. Слава, а ты пой погромче. Слава начал петь тихо, но очень правильно и красиво. Музыкант его похвалил: - Слушай, Слава, ты большой молодец, попробуй спеть погромче. Но у Славы получалось плохо петь громко. - Хорошо, тогда спой без аккомпанемента, без баяна. Мальчик запел, голос звучал чисто, как орган. - Вот очень хорошо. - Витя, - сказал дядя Коля, - теперь ты спой без баяна. Мальчик начал петь и переврал решительным образом и мелодию, и слова. - Витя, а какие ещё ты песни знаешь? - Я все песни знаю - Но если ты знаешь их, как песню про партизан, то наше дело плохо.
- Дядя Коля, я могу спеть частушки. Я их тоже много знаю - Хорошая идея, - похвалил мальчика музыкант. - Спой. Витя собрался с духом и запел, тряс головой, как будто кому-то подражая: - Я по берегу ходила, берег осыпался, я беззубого любила, чтобы не кусался. Дядя Коля громко засмеялся: - Во-первых, эту частушку поёт женщина, ты же не женщина. Да и тематика не та. Что ещё? Витя воодушевился: - Ах, Валера, ах, Валера! Настоящая холера, Дома целый день сидишь, А уроки не строчишь - Здесь слово "холера" ругательное и не к месту - Дядя Коля, можно я напишу свои частушки к концерту и, если вам понравятся, я спою их. - Хорошо, - сказал дядя Коля. Договорились, что Слава один, без баяна, споёт песню про партизан, а Витя подготовит частушки.
Концерт
Концерт по случаю открытия праздника проходил на поляне. Был приготовлен костёр. Его торжественно зажгли. Дети радовались и смеялись, потому что языки пламени быстро снизу по сухой берёзовой коре поплзли вверх. И костёр разгорелся, вспыхнул и запылал, к восторгу детворы. Очень всем понравился индийский танец в исполнении Риты. У девочки был красивый шелковый наряд, а движения покоряли своим изяществом и грациозностью.
Запомнился и спектакль пятиклашек "Мойдодыр". Мальчик был чумазый, а все вещи бегали, как сумасшедшие, вокруг него и смеялись, вместе с ними смеялись дети, даже сам Мойдодыр. Его исполнял мальчик Юра из отряда старшеклассников. Он был потешный в своём бумажном костюме, расписанном акварелями. Чем больше хмурился Мойдодыр, тем громче смеялись дети.
А крокодил оказался по росту меньше мальчика, и он, когда говорил слова: "А не то как проглочу,..", всем почудилось, что не крокодил проглотит мальчика, а мальчик - крокодила. К тому же, дети крокодила Тотоша и Кокоша были выше на две головы и мальчика, и крокодила, что приводило детей в неописуемый восторг.
Хорошо танцевал лезгинку Ашот, но на траве он всё время спотыкался и один раз чуть не упал. Маленькие лебеди танцевали красиво, но вместо пачек у них были одеты свободные блузы, подпоясанные поясом, и шорты. Много было песен и танцев. Слава спел а капелла песню про партизан, ему заслуженно долго апплодировали.
Наконец-то, дошла очередь до Вити. Перед самым концертом он показал свои частушки дяде Коле, он одобрительно сказал: - Конечно, не Пушкин, но для начала неплохо. Дядя Коля сам объявил Витю: - Ребята, сейчас выступит Витя, он споёт частушки, которые написал сам. И Витя запел. Конечно с музыкой у него были проблемы, зато с голосом было всё в порядке. Он пел громко и внятно: - Математику учил, А задачку не решил, Я решил её списать, Двойку получил опять. Дети смеялись и громко хлопали в ладоши. После музыкального проигрыша Витя продолжил: - Коля ходит хмурый очень, Двойку получил он впрочем, Стёр он двойку в дневнике, Сразу же повеселел. Дети апплодировали. Витя набрал воздуху и запел ещё громче: - Папа просит мой дневник, У меня живот болит, Спрятал от него дневник, А-то сердце заболит.
Витя поклонился и хотел уйти, но ребята не отпускали его и просили ещё спеть. Дядя Коля ему кивнул: мол, повтори последнюю частушку, а Витя не понял и запел: - Ах, Валера, ах, Валера, Настоящая холера, Дома целый день сидишь, А уроки не строчишь. От слова "холера" стоял дикий хохот, дети смеялись до колик в боку. Дядя Коля резко прекратил играть и сказал: - Я же просил тебя это не петь. Витя растерялся и сказал: - Я не хотел. У меня это получилось неожиданно, автоматически. Я сам удивлялся, когда пел эту частушку - Ну ладно, - миролюбиво сказал дядя Коля. - А вообще-то ты большой молодец!
В конце концерта дядя Коля хотел уйти, но дети ничего не забывают. Они окружили его и сказали: - Вы обещали спеть. И он пел для ребят, самых высоких ценителей. Это было его коронное выступление. Детей нельзя обмануть. Они искренни в своих чувствах и по достоинству оценили пение мастера.
Свидетельство о публикации №216071501049