Волшебство гаммы красок Эссе

                Волшебство гаммы красок
                Эссе
   Редакционные дела привели журналиста Стражина в районный Дом культуры. В просторном фойе служащие музея готовили персональную выставку известного художника Юрия Кармелина, к слову, его фамилия, как и других героев эссе изменена, как и названия некоторых населённых пунктов. Виссарион не поленился подсчитать: в экспозиции тридцать семь картин, вязью бесчисленных радужных мазков, будто опоясавших стены. Это пейзажи. В них отзвуки красок природы Казахстана – страны, где художник мужал и проявил природный дар живописца, и его второй родины – Кубани, которую полюбил всем сердцем и душой. Вот они, как живые, предгорья далёкой Азии, а этот вот пейзаж сочными, броскими мазками масляных красок так и просится иллюстрацией к яркой книге о южном кубанском крае.   
   Виссарион, любуясь живописью, думал, что все картины живут, дышат вместе с ним и со всеми, кто любуется этими полотнами. Они полны чистым степным воздухом, напоенным горькой полынью. В них – то аромат кубанской весны, то прерывистый знойный южный ветер, под ударами которого пляшут в замысловатом танце ветви деревьев. На холстах как бы ощущаешь то влажный осенний дух притихшей реки, то рокот морского прибоя, то предгрозовой натиск урагана, раскручивающий в нарастающем порыве страсти цветное переплетенье платьев лесных куртин. Блики солнца, белёные щиты стен, предохраняющие здания и его жителей от потока жары, и трепещущие листья сложнейшей гаммы цветов. В каждой картине энергия, экспрессия, движение. Хорошо знающие художника люди говорили, что и сам он такой- энергичный, эмоциональный, возможно, где-то и взрывной человек, тонко понимающий природу, подмечающий её неизбывную беспредельность и красоту.
   Да, это настоящий мастер пейзажа, восхищался Виссарион. Вероятно, в этом и есть его призвание. Хотя опять-таки знающие  художника люди рассказывали, что он пишет и на исторические темы, и на библейские сюжеты. Конечно, имя Юрия Кармелина не надо представлять знатокам живописи. Его работы выставлялись во многих жудожественных галереях России и стран ближнего зарубежья. Его картины радуют глаз работников посольств Франции, Израиля, Голландии. Значит, им чем-то созвучна мысль художника, воплощённая в чудодейственную гамму красок. Как, впрочем, и ему, журналисту Виссариону Стражину, который восхищался пейзажами, натюрмортами, был покорён своеобразной манерой письма живописца. Мазки яркие, броские, сочные и даже, если они блёклых тонов, то всё равно не оставляют равнодушным. В них живое биение человеческой мысли, сердца, проникновенность души – чуткой и тонкой.
   И рядовой зритель Стражин стремился войти в его мир, в мир чувств и размышлений. Вот «Тихий зов воды», видны отроги гор, река в обрамлении лесного массива, прибитая к берегу коряга. Всё обычно, буднично, просто, узнаваемо. Поскольку в этой простоте и в этом разлитом на холсте спокойствии частичка нашей жизни, нашей Природы. И Виссариону захотелось вон на том береговом выступе присесть на камешки и отдохнуть. Ничего не надо в такой миг: ни полёта мыслей, ни даже чьего-то шепота, ни прикосновения тёплых рук, ласкающих плечи. Только смотреть на неспешный ход воды, на берег. «Мы дети Природы, – думал журналист, – мы в чём-то её копия. И мы, как и она, устаём и от зноя, и от надоедливых ветров, и от всего суетного. Да, нам так нужны и важны бывают умиротворение и просто отдых».
   Его невольно привлекло название картины «Хрустальные горы и вода». Как много в ней, наверное, от художника: тут и горная река, и это движение, бег, энергия, и чистейшей сметанной белизны облачка, и вершины гор, и лес в сполохах красного, очевидно, любимого цвета, присутствующего чуть не в каждой работе художника. Картины «Март», «Осень», «Золото осени», «Домик в горах». В них, как и в других работах, мотивы зрелой жизни, осмысления бытия, значимости Матери-Природы для людей, пришедших в мир сей, чтобы творить добро и не позволять злу чернить сокровенное. Стражину была созвучна мысль любителей живописи из этой богом забытой станицы, что Кармелин талантливый художник, игра его красок непередаваема. Картины живописца оставляли радостное впечатление, добрые и ясные чувства. Он смотрел и смотрел на них, и так хотелось вздохнуть глубоко и не выдыхать из себя этот дивный цвет красок Природы. Журналист ощущал в себе подъем жизненной силы, способность самому творить, а это значит – любить, любить хотя бы своё дело, и все то, что так или иначе ему дорого и близко.
   Виссариона буквально очаровало «Красное дерево». Что хотел сказать художник? Философствуй, размышляй, сопоставляй, радуйся всему доброму, прекрасному, необычному и простому – всему достойному, что окружает. Эта пастозная живопись – настоящее чудо. Многие свои работы Кармелин написал прямо на плинере, на природе и почти на одном дыхании. Знатоки говорили журналисту, что в основе многих картин – мотивы, навеянные кубанскими пейзажами. Какие-то мгновения жизни Природы, перенесённые на холст, – не копии того, что он видит. А это и его глубинные чувства, эмоции, впечатления. Разве оставят равнодушными «Аю-Даг и море», «Ветер. Река. Ивы», «Бухта Чехова. Гурзуф», «Осенний джаз»?
   Вглядываясь незаметно в лица посетителей выставки, Стражину хотелось каждому сказать: «Картины требуют пространства. Не уткнитесь в раму, а отступите на несколько шагов, вглядитесь в эти масляные чудные мазки. И вы тогда поймёте всё, что живописец хотел вам сказать». И как эти картины помогли ему тогда справиться с нахлынувшей депрессией. Как он, купавшийся в живом и ярком мироощущении художника, сумел-таки перебороть в себе неприязнь к вывихам мыслей его сельских коллег. И это позволило ему потом с новыми силами взяться за своё ремесло в другой районной газете. Картины живописца как бы подсказали: суета сует, ошибочный против него, с подачи определённых сил, настрой людей не должны коверкать душу. Надо оставаться самим собой, гражданином своей страны, журналистом, христианином: ведь Иисус – вечный пример людям.

p.s фамилии изменены;верно фамилия живописца названа в одном из моих авторских сборников,  изданных несколько лет назад за границей,но с той поры о художнике не было у меня никакой информации.


Рецензии